Некоторые аспекты развития сотрудничества государств - членов евразэс в научно-технической и образовательной сферах
ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРАХ
Н.Б. СЛЮСАРЬ
Н.Б. Слюсарь,
руководитель Правового департамента
Секретариата Интеграционного Комитета
ЕврАзЭС, кандидат юридических наук.
В
качестве основной цели Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС)
зафиксировано формирование Единого
экономического пространства.
Вовлечение результатов научно-технической
деятельности в хозяйственный оборот
рассматривается правительствами
государств - членов ЕврАзЭС как одно из
ключевых направлений подъема экономик
стран Сообщества. При этом государства
определили, что это послужит повышению
уровня и качества жизни населения на основе
развития конкурентоспособной продукции
(работ, услуг) с высокими техническими и
потребительскими характеристиками,
повышению экспортного потенциала экономик
государств, созданию новых рабочих мест.
В рамках СНГ заключен ряд соглашений,
направленных на развитие сотрудничества в
научно-технической области. Они действуют и
на пространстве ЕврАзЭС. Однако
представляется, что без определения
приоритетных и соответственно взаимно
интересующих государства - членов ЕврАзЭС
направлений науки и технологий для
разработки совместных специальных целевых
программ, выработки единых правовых
механизмов и их принятия, направленных на
защиту результатов научно-технической
деятельности, а также создания единого
образовательного пространства такое
сотрудничество остается без импульса для
развития, декларативно провозглашенным
соглашениями СНГ.
Следует отметить, что
работа по всем этим направлениям в рамках
ЕврАзЭС уже проводится. Так, в соответствии
с Приоритетными направлениями развития
ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы,
утвержденными решением Межгоссовета
ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. N 152, проводятся
консультации с компетентными органами
государственной власти в области
образования и науки, а также со
специалистами и видными научными деятелями
государств - членов ЕврАзЭС с целью
определения перечня приоритетных
направлений науки и технологий для
Сообщества. Это весьма сложная работа,
которая связана с проведением анализа
поступивших предложений из государств по
принятию программ, направленных на
реализацию той или иной научно-технической
разработки. Однако представляется, что их
непосредственное детальное рассмотрение и
принятие возможны после одобрения главами
правительств ЕврАзЭС приоритетных
направлений науки для всех государств на
ближайшие и последующие годы.
С учетом
законодательного закрепления, например, в
России основных направлений
государственной политики по вовлечению в
хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности <*>,
возможно определение таких приоритетных
направлений научно-технического
сотрудничества, которые связаны с
разработкой охраноспособных объектов
интеллектуальной собственности, и иных
результатов научно-технической
деятельности, обеспечивающие наибольшую
социально-экономическую эффективность.
Особое внимание, в частности, следует
уделить использованию работ военного,
специального и двойного назначения.
Впоследствии необходимо четко
идентифицировать эти результаты с учетом
возможности их реализации в гражданской
сфере как конечного продукта.
--------------------------------
<*> Указ Президента
Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863,
распоряжение Президента Российской
Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р.
Решение
следующей задачи по развитию
научно-технического сотрудничества
связано с обеспечением правовой охраны
интеллектуальной собственности.
При
этом должны быть обеспечены:
защита
прав и законных интересов авторов,
организаций-разработчиков и инвесторов,
включая государство, создание действенных
организационно-правовых механизмов
выявления и пресечения нарушений прав;
четкая регламентация осуществления
правовой охраны и защиты результатов
научно-технической деятельности, созданных
за счет средств бюджета государства и
охраняемых в режиме коммерческой тайны.
Формой реализации этой задачи в ЕврАзЭС
определены два договора, разработка
которых намечена на 2005 - 2006 гг., это:
о
единой политике в области торговых
аспектов прав на интеллектуальную
собственность и
о единой политике в
области охраны прав на интеллектуальную
собственность.
Представляется, что
указанные договоры должны учитывать
универсальные международные стандарты и
правила ВТО, касающиеся этой области. Этой
позиции тем более целесообразно
придерживаться, учитывая тот факт, что все
государства - члены Сообщества ведут работу
по присоединению к ВТО, а Кыргызская
Республика уже является ее членом.
Следовательно, национальные
законодательства государств - членов
ЕврАзЭС в области интеллектуальной
собственности будут приводиться в
соответствие с нормами и положениями ВТО, в
частности Соглашения ТРИПС.
В области
создания единого образовательного
пространства в целях сохранения связующей
научной составляющей между учеными и
специалистами наших государств уже сегодня
в ЕврАзЭС разработан и принят ряд
соглашений в социальной и гуманитарной
сферах.
Это, в частности, такие
межправительственные соглашения, как:
о
взаимном признании и эквивалентности
документов об образовании, ученых степенях
и званиях;
о предоставлении равных прав
гражданам государств - участников Договора
об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на
поступление в учебные заведения;
о
создании и функционировании филиалов
высших учебных заведений;
о
сотрудничестве в распространении массовой
информации и
о сотрудничестве в области
библиотечного дела.
Основной целью этих
документов является, как было отмечено
выше, формирование единого информационного
и образовательного пространства,
разработка минимальных стандартов
социальной защиты граждан, создание равных
возможностей получения образования и
доступа к достижениям науки и культуры,
гармонизация законодательства в
обозначенных сферах относится к числу
приоритетных направлений интеграционного
взаимодействия наших государств.
Однако анализ реформ образования в странах
ЕврАзЭС показал наличие различных подходов
и темпов их проведения. Безусловно, на темпы
и подходы реформирования образования в
государствах - членах ЕврАзЭС оказывают
влияние различные уровни экономического
развития государств и их национальные
особенности. Но путь интеграции и развития
научно-технического сотрудничества
обязывает нас поддерживать общие традиции
образования, вырабатывать единые подходы в
его реформировании, создавать прочные
связи образовательных учреждений
государств ЕврАзЭС.
В этой связи
представляется необходимым:
1) наладить
на постоянной основе обмен опытом и
повышение квалификации руководителей
образовательных учреждений и их
преподавательского состава, причем как
высших, так и начальных, средних и
средне-профессиональных образовательных
учреждений;
2) подготовить методические
рекомендации по учебным программам и
курсам, в том числе касающиеся преподавания
русского языка, обеспечить их издание в
количестве, необходимом для полноценного
обмена;
3) нужно создать единый банк
данных образовательных и
научно-исследовательских учреждений
государств - членов ЕврАзЭС по
соответствующим специализациям, готовых
принять для обучения и защиты
диссертационных исследований иностранных
русскоязычных граждан;
4) регулярно
проводить различные форумы,
научно-практические конференции и "круглые
столы" с представителями научных кругов
государств - членов ЕврАзЭС по вопросам
реформирования образования и научной
деятельности;
5) осуществлять обмен
учебной литературой;
6) наладить выпуск
изданий научного и публицистического
характера для разных возрастных категорий
обучающихся;
7) подготовить и ввести
предметы, позволяющие ознакомиться с
особенностями геополитического,
экономического и правового характера
государств СНГ.
Такое сотрудничество в
сфере образования позволит в дальнейшем
сориентировать научно-исследовательскую
работу государств. Вести
научно-исследовательскую работу, не
оторванную от жизни, а имеющую перспективу
практической реализации.
Юридическое
образование и наука, 2005, N 3