Статья 225. Обвинительный акт. 1. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
2. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
3. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
4. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
Комментарий к статье 225
Обвинительный акт - это итоговый процессуальный документ, который составляется дознавателем по окончании расследования преступления. Признав, что собранные по делу доказательства являются достаточными для окончания расследования, дознаватель составляет обвинительный акт, структура и содержание которого определены комментируемой нормой и приложением 163 к ст. 476 УПК России. В этом варианте нет необходимости текстуально повторять указанные законодательные положения.
Обвинительный акт составляется тем дознавателем, в чьем производстве находилось уголовное дело.
По своему правовому значению обвинительный акт равнозначен постановлению о привлечении лица в качестве обвиняемого, поскольку с момента составления обвинительного акта подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. В обвинительном акте содержится формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ. Таким образом, при дознании лицо может приобрести статус обвиняемого в двух случаях: 1) когда подозреваемому, заключенному под стражу, предъявляется обвинение в порядке главы 23 УПК; 2) когда в отношении подозреваемого составляется обвинительный акт.
Следует обратить внимание на то, что обвинительный акт приобретает юридическую силу документа, приравненного к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, с момента его составления дознавателем и не требует согласования (подписания, утверждения) у начальника органа дознания. В то же время как итоговый документ, составленный по результатам расследования, обвинительный акт приобретает юридическую силу только после его утверждения начальником органа дознания.
При производстве дознания в случае предъявления обвинения в порядке главы 23 УПК дознаватель должен немедленно допросить обвиняемого (статья 173 УПК РФ), в то время как после предъявления обвинительного акта допрос обвиняемого не предусмотрен и такое доказательство, как показания обвиняемого, при дознании утрачивается. Следует подчеркнуть, что в данном процессуальном режиме при дознании имеет место нарушение прав обвиняемого, который лишен таким образом возможности высказать свое отношение, дать показания по каждому пункту обвинения, изложенному в обвинительном акте.
После составления обвинительного акта дознаватель знакомит обвиняемого и его защитника с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе, составленном в соответствии с приложением 164 к ст. 476 УПК РФ. Заметим, что при расследовании преступлений в форме предварительного следствия обвиняемый знакомится только с материалами уголовного дела, поскольку обвинительное заключение составляется следователем уже после ознакомления участников процесса с уголовным делом.
Законодатель подчеркивает, что после составления обвинительного акта дознаватель должен, то есть обязан ознакомить обвиняемого и его защитника с обвинительным актом и материалами уголовного дела. Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 47 УПК РФ ознакомление с материалами уголовного дела является правом обвиняемого, а не его обязанностью. Отсюда вытекает следующее умозаключение: ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела следует рассматривать как обязанность дознавателя только в том случае, если обвиняемый желает ознакомиться с материалами дела.
Однако ознакомление обвиняемого с обвинительным актом входит в круг обязанностей дознавателя, поскольку этот документ равнозначен постановлению о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Обвинительный акт и материалы уголовного дела должны быть представлены для ознакомления потерпевшему или его представителю, если они ходатайствуют об этом. Причем согласно последовательности расположения законодательных норм, в отличие от предварительного следствия, обвиняемый с защитником знакомятся с уголовным делом ранее потерпевшего. Факт ознакомления потерпевшего с обвинительным актом и материалами уголовного дела должен быть также зафиксирован в протоколе. Бланка подобного протокола в приложении к ст. 476 УПК нет, поэтому указанный документ должен быть составлен по аналогии с протоколом ознакомления потерпевшего с материалами уголовного дела на предварительном следствии (приложение 150 к ст. 476 УПК).
Обвинительный акт подлежит утверждению у начальника органа дознания. Только после этого обвинительный акт приобретает юридическую силу итогового документа по результатам проведенного расследования. В этой связи следует заметить ошибочность некоторых авторов, определяющих обвинительный акт как документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания, без указания на необходимость утверждения его у начальника органа дознания <*>. Только после составления обвинительного акта завершается процесс сбора доказательств, но само производство еще продолжается, поскольку не выполнены некоторые процессуальные действия - ознакомление обвиняемого, его защитника и иных лиц с материалами уголовного дела. Значение итогового документа, завершающего производство по делу, обвинительный акт приобретает позднее, после утверждения его начальником органа дознания перед направлением материалов уголовного дела прокурору. Таким образом, можно отметить то двоякое значение, которое законодатель придает обвинительному акту. Когда указанный документ составляется дознавателем согласно ч. 1 ст. 225 УПК РФ, значение данного документа равнозначно акту привлечения лица в качестве обвиняемого (статья 47 УПК РФ). Когда обвинительный акт утверждается начальником органа дознания согласно ч. 4 ст. 225 УПК РФ, данный документ приобретает значение итогового процессуального решения, составленного по результатам расследования преступления в форме дознания. Только после утверждения обвинительного акта начальником органа дознания материалы уголовного дела вместе с итоговым документом передаются прокурору.
--------------------------------
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Спарк", 2002. <*> См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ ред. В.М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2003. С. 442.
Утверждать обвинительный акт может только начальник органа дознания. Из смысла данного законодательного положения следует, что если обвинительный акт будет утвержден должностным лицом, не обладающим статусом начальника органа дознания, то юридическую силу итогового процессуального документа обвинительный акт не приобретает. В этой связи необходимо четко определить (возможно, на уровне ведомственных нормативных актов), кто конкретно из должностных лиц ведомства, наделенного статусом органа дознания, обладает полномочиями начальника органа дознания (см. комментарий к п. 17 ст. 5 и ст. 40 УПК).

К тексту закона »
Читайте также