От стихийного процесса защиты к консолидации усилий. интервью с депутатом госдумы райковым г.и.
ИНТЕРВЬЮ С ДЕПУТАТОМ ГОСДУМЫ РАЙКОВЫМ
Г.И.
А. КИЦ
В Англии было два случая
недружественного захвата предприятий, так
сразу же Палата Общин в течение месяца
приняла необходимый закон, а через две
недели Палата Лордов утвердила этот закон.
Обстановка в стране сразу же изменилась.
Они увидели опасность развала
производственного сектора своей страны и
немедленно предприняли превентивные меры.
А что у нас? От факта обнаружения проблемы
до принятия решения и ее устранения
проходят годы! Правоохранительные органы
не знают, что делать. Почему ситуация с
незаконными захватами предприятий
разрастается и что необходимо срочно
предпринять? Ситуацию комментирует депутат
Госдумы, член Комитета по безопасности
Геннадий Иванович Райков.
По его мнению,
причина в крайней коррумпированности
нашего общества и высочайшей
рентабельности данного вида деятельности.
Цель недружественного захвата предприятия
- создать фигуру добросовестного
приобретателя, но ясно, что, когда все идет с
незаконным захватом, не может быть
добросовестного приобретателя. На проект
по поглощению предприятия уходит примерно
один год, причем руководство
осуществляется из одного центра и по
заказу. Мы сейчас переживаем такой период
развития отношений, когда необходимо быть
юридически грамотным, подкованным и
находить средства на защиту своего бизнеса.
Анализ ситуации подтверждает выводы о том,
что предприятия устояли тогда, когда была
команда, и люди дрались за свое предприятие.
Надо всем объединяться!
- Все без
исключения предприятия в России находятся
в разработке у рейдеров, но меры защиты мало
кто принимает, надеясь на то, что пронесет и
их обойдут...
- Такие надежды не
оправданны, потому что статистика и факты
говорят о другом. Сейчас любой
предприниматель и в любой момент может быть
лишен своей собственности, причем
безнаказанно. Возвратить ее обратно
практически невозможно. Например, по данным
УЭБ правительства г. Москвы, уже свыше 1,2
тыс. столичных предприятий менее чем за
пять лет испытали на себе "прелести"
недружественных поглощений. Новый тип
бизнеса набирает обороты, а вместе с ним
растет и прибыль структур, которые
гарантируют "защиту" от поглотителей. Еще
около 4 тыс. предприятий в столице
продолжают вызывать аппетит у господ
поглотителей и могут быть "съедены" в
ближайшие три-пять лет. В других российских
регионах ситуация не лучше, а то и хуже. На
этом фоне планы правительства по
дальнейшей приватизации производственных
госпредприятий, ФГУПов, которые фактически
ничем не защищены перед рейдерами, выглядят
несвоевременными. Они специализируются на
захватах и перепродаже, перепрофилируют и
разваливают производство, получая в руки
земельные участки под предприятиями,
стоимость которых, особенно в столице,
постоянно растет. Очевидно, что давно уже
назрела необходимость введения
ограничений на реорганизацию и
перепрофилирование предприятий,
выполняющих государственный заказ,
установления и законодательного
закрепления статуса предприятия
государственного значения с установлением
ограничений по перепрофилированию таких
предприятий, установление ограничений на
отчуждение отдельных видов имущества
предприятиями, выполняющими
государственный заказ и социальные
функции.
- По статистике, предприятия
тратят на охрану своего бизнеса до 20% своей
прибыли. Куда больше?
- К сожалению,
цифры могут быть и больше, но порой и этого
недостаточно для защиты предприятий. Это
огромные отвлеченные средства, причем
непроизводственного сектора экономики.
Отсюда, видимо, такое огромное количество
охранных структур в нашей стране, которые
ничего не производят, а действуют на рынке
услуг. По разным подсчетам, число только
сотрудников милиции около 1 млн. человек на
145 млн. россиян. В отечественной экономике
существует явный негативный перекос
экономики в развитии сферы услуг вместо
производства, и деятельность рейдеров
активно способствует развалу производства
в стране.
- Сколько примерно стоит
захват?
- В основе недружественных
поглощений лежит крайняя
коррумпированность нашего общества и
властей, а также традиционное неуважение к
частной собственности. Если обратиться к
имеющимся у нас данным из УЭБ г. Москвы, то
расценки следующие:
- справки из
Москомрегистрации - до 1500 у.е.;
- досье из
налоговой - до 1200 у.е.;
- реестр
акционеров - от 1000 до 100000 у.е.;
- так
называемый заходной лист, т.е.
обеспечительные меры, - от 35000 до 50000 у.е.;
- поддержка местной милиции - до 10000 у.е., на
более высоком уровне - до 50000 у.е.;
Если у
захватчиков продуман бюджет, то никакие
знакомства, связи и заслуги не помогут
компании-цели выстоять. Здесь и проходит
грань между цивилизованным поглощением и
захватом. Ведь предприятие стоит столько,
сколько стоит его захват рейдерами.
-
Как рассчитывается бюджет поглощения у
рейдеров?
- Методика грубого расчета
бюджета поглощения объекта у рейдеров
состоит из оценки минимальной рыночной
стоимости 1 кв. м имущественного комплекса в
зоне поглощения + нижняя рыночная стоимость
права аренды земельного участка + активы
общества по нижней рыночной стоимости (за
вычетом амортизационных расходов).
Например, стоимость бюджета поглощения
объекта на Садовом кольце площадью около 500
кв. м оценивается в 1,5 млн. долл., при том что
стоимость такого объекта на рынке
составляет около 3 млн. долл.
- В чем
опасность недружественного, незаконного
поглощения?
- Инвесторов сейчас все
больше волнует принцип "добросовестного
приобретения". Всегда существует риск, что
тот самый административный ресурс, который
в большинстве случаев спит, вдруг
проснется. Зачастую это оборачивается для
инвестора проблемами.
Рассматриваемое
явление объективно и является не чем иным,
как процессом очередного предела
собственности в сфере среднего и низшего
сегмента крупного бизнеса. Разрушается
производственный сектор нашей экономики,
растет социальная напряженность,
незащищенность, разочарование у
предпринимателей в ведении бизнеса в
стране, безработица.
- Основные проблемы
- в несовершенной законодательной базе?
- Не только. На недавнем семинаре,
организованном ТПП г. Москвы и Управлением
экономической безопасности г. Москвы, где
обсуждались вопросы противодействия
недружественным поглощениям, были названы
основные причины деятельности так
называемых рейдеров. Среди них распыленный
пакет акций акционерных обществ среди
членов трудового коллектива, который рано
или поздно должен быть консолидирован у
реального собственника, который возьмет на
себя ответственность за производство и
управление. При этом далеко не все
собственники осознали необходимость
выстраивания серьезной системы защиты
своего бизнеса, потому что захваты
предприятий стали очень прибыльным видом
бизнеса (при скупке акций прибыль достигает
500%, а при силовых захватах "по беспределу"
доходит до 1000%!). Также называются пробелы в
законодательстве, но дело, видимо, не в
законах, а в заказчиках этого вида бизнеса.
На виду всегда фигурируют исполнители, но
ведь они действуют в основном по чьему-либо
заказу, который в конечном итоге становится
собственником и перепродает захваченное
производственное предприятие или
перепрофилирует его в сферу услуг
(торговля, игорные заведения, охрана и
т.п.).
- Почему такое возможно?
- В
нашем законодательстве все сводится к тому,
что в соответствии с законом регистрация
юридических лиц поручена налоговой службе.
Нужно прийти в налоговую службу,
предоставить соответствующий перечень
документов, которые не проверяются на
подлинность, ведь никакой правовой
экспертизы нет. На основе этого выдают
документ, и таким образом у предприятия
появляется новый гендиректор. Второй
сценарий - через госрегистрацию (получение
прав собственности на недвижимое
имущество, принадлежащее юридическому
лицу). Там тоже на основе представленных и
поддельных документов выдается уже
истинный документ. Очевидно, что необходимо
ужесточение ответственности
реестродержателей за нарушения закона при
ведении реестра - разработка
соответствующих изменений и дополнений в
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Фактически это ст. 159 УК РФ
(мошенничество).
Как это выявляется? Не
может же быть два законных собственника. Не
может быть одновременно два законно
избранных гендиректора и два законных
свидетельства о собственности. В борьбе с
этим явлением должны быть адекватные
действия властей с правоохранительной
системой, направленные на пресечение и
предупреждение фактов экономического
терроризма. Все акции должны быть
идентифицированы на любой стадии перехода
прав и собственности, чтобы знать, кто их
владелец. Когда они попадают к номинальному
держателю, неизвестно, кто является
собственником. У реестродержателя очень
трудно получить необходимую информацию, а в
такой ситуации не составляет труда сменить
собственника. Также ведутся параллельные
реестры. В законе нет требований об
обязательном ведении регистрационного
листа всех присутствующих на собрании
акционеров и кто как голосовал поименно.
Необходимы изменения в законодательстве,
например ввести специальную статью в УК РФ
по поводу ответственности за мошеннические
действия и недружественные, незаконные
захваты предприятий.
- Много вопросов
возникает по качеству оценки
государственного имущества (акций),
выставляемого на продажу региональными
фондами имущества. Можете ли вы привести
примеры допущенных нарушений?
-
Примеров множество. Часто региональные
органы власти в лице фондов имущества
распоряжаются государственным имуществом
как своим собственным, могут продать
крупный пакет акций акционерного общества
по договорной цене заинтересованным лицам.
Причем продажа осуществляется без
необходимого утверждения оценки имущества
со стороны государственного контрольного
органа в виде ФАУФИ, в соответствии с
Законом "Об акционерных обществах". Сами же
эти органы недостаточно контролируют
проведение аукционов по продаже
государственных пакетов акций. Такой
случай был с металлургическим предприятием
ОАО "МОСОБЛПРОММОНТАЖ", о котором писала
пресса, когда крупный государственный
пакет акций оценили по цене однокомнатной
квартиры и продали его на обычном аукционе
без утверждения цены в контрольном органе
структуре, специализирующейся на
корпоративных захватах производственных
комплексов.
- Как провести
идентификацию заявителей или их доверенных
лиц, проверку достоверности
предоставляемых ими документов при
государственной регистрации прав
собственности на недвижимое имущество и
сделок с ним и изменений, вносимых в
учредительные документы юридических лиц?
Возможно ли это?
- В соответствии с
Законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним"
проверка представленных на
государственную регистрацию
правоустанавливающих документов
осуществляется учреждением юстиции по
регистрации прав собственности на
недвижимое имущество и сделок с ним. На
основании ст. 19 вышеназванного Закона при
возникновении у регистратора сомнений в
наличии оснований для государственной
регистрации в течение месяца он обязан
принять необходимые меры по получению
дополнительных сведений. Регистратор
обязан немедленно известить об этом
заявителя, который вправе представить
дополнительные доказательства наличия у
него оснований для государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним.
С учетом вышеизложенного
представляется возможным установить
порядок обязательной проверки
учреждениями юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, подлинности представляемых на
регистрацию документов. Отсутствие порядка
идентификации заявителей или их доверенных
лиц, проверки достоверности представляемых
ими документов при государственной
регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридических лиц,
наносит ущерб правам и охраняемым законом
интересам граждан, юридических лиц,
действующих в рамках закона.
- Как
всегда классический и традиционный вопрос:
что делать?
- В целях предупреждения и
пресечения криминальных захватов
предприятий и организаций, учитывая уже
наработанный опыт и мнение специалистов,
необходимо сформировать единую базу данных
для сбора и систематизации информации об
имеющихся фактах силовых захватов
предприятий и организаций с целью их
недружественного поглощения. В базу данных
должна входить информация о фирмах,
организующих захват, их история и
конкретные лица, стоящие за ними,
привлекаемые для захвата охранные
предприятия, силовые структуры или
подразделения Министерства обороны РФ,
судебные органы и службы судебных
приставов. Кроме того, необходимо проводить
анализ условий, позволяющих осуществлять
силовые захваты, в том числе на основании
оценки материалов уголовных дел, и
подготовку законодательных инициатив с
целью дальнейшего совершенствования
законодательства в области
противодействия захватам с применением
силы.
Практика свидетельствует, что
часто службой судебных приставов
исполняются решения и определения
региональных судов, несоразмерные исковым
требованиям, либо сфальсифицированные
определения, принятые на основании
недостоверной информации. Представляется
целесообразным службе судебных приставов
приостанавливать начатое исполнительное
производство и обращаться по
принадлежности в судебные органы за
разъяснением порядка его исполнения.
Необходимо ужесточение ответственности
судебных приставов за неправомерные
действия при исполнении судебных актов,
внесение соответствующих изменений и
дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон " Об
исполнительном производстве". Нужно
внедрить средства защиты судебных и
исполнительных документов, для чего
необходимо внесение соответствующих
изменений и дополнений в Гражданский
процессуальный кодекс РФ. Сейчас только суд
может отменить действия судебных
приставов, а нужно, чтобы вышестоящие
органы службы судебных приставов могли бы
вмешиваться в незаконные и необоснованные
решения (в т.ч. главные судебные приставы
округа и прокуратура) и отменять их.
Думается, что нужны изменения
процессуального законодательства,
устанавливающие исключительную
подсудность дел, связанных с переходом
права собственности на недвижимое
имущество хозяйственных обществ, акции
(доли) в хозяйственных обществах,
ограничение полномочий органов управления
либо смены органов управления по месту
нахождения высшего органа управления
общества. Для этого необходима разработка
соответствующих изменений и дополнений в
Арбитражный процессуальный и Гражданский
процессуальный кодексы Российской
Федерации.
Беседу вел А. Киц
Юрист, 2005,
N 7