Экстрадиция(а.м. эрделевский)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 1 февраля
2001 года
А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
Александр
Эрделевский, профессор МГЮА, доктор
юридических наук.
Перипетии малоприятной
ситуации, обусловленной арестом в США
государственного секретаря Союзного
государства России и Белоруссии, имеют ряд
аспектов, выходящих за пределы личной
судьбы госсекретаря и представляющих
большой общественный интерес. Один из них
связан с сообщениями в средствах массовой
информации об обращении компетентных
органов российского государства к
соответствующим швейцарским органам с
предложением отозвать требование о
задержании и выдаче госсекретаря в обмен на
принятие Россией обязательства обеспечить
его явку в правоохранительные органы
Швейцарии.
Как неоднократно
подчеркивалось заинтересованными
сторонами, все проблемы этой ситуации
относятся исключительно к области права.
Обязательство об обеспечении явки
госсекретаря представляет интерес именно с
правовой точки зрения, поскольку такое
обязательство, если доверять формулировкам
средств массовой информации, можно
расценить как обязательство России
произвести выдачу российского гражданина
иностранному государству. Видимо, именно
так восприняла российское предложение
швейцарская сторона, которая отказалась
пойти на сделку, обосновав это отсутствием
у России юридических средств для
обеспечения явки российского гражданина в
правоохранительные органы иностранного
государства.
Такая оценка при
буквальном толковании российского
предложения представляется вполне верной,
в соответствии с п. 1 ст. 61 Конституции РФ
гражданин Российской Федерации не может
быть выслан за ее пределы или выдан другому
государству. Аналогичное положение
содержится в ст. 13 Уголовного кодекса РФ,
где установлен запрет на выдачу
иностранному государству российских
граждан, совершивших преступление на
территории этого государства. Но если
правила ст. 13 УК распространяются лишь на
лиц, совершивших преступление, то сфера
действия ст. 61 Конституции РФ шире и
запрещает высылку и выдачу любого
российского гражданина независимо от
оснований запроса. Впрочем, под выдачей, или
экстрадицией, обычно понимается именно
передача лица, совершившего преступное
деяние, государству, на чьей территории оно
совершено, с целью привлечения его к
уголовной ответственности или приведения в
исполнение вынесенного приговора.
Следует также заметить, что согласно ст. 64
Конституции РФ положения главы 2
Конституции, к которой относится и
запрещающая высылку и выдачу ст. 61, могут
быть изменены только в установленном п. 2 ст.
135 Конституции порядке, то есть лишь
Конституционным Собранием или всенародным
голосованием. Возможности изменения
международным договором правила о
недопустимости выдачи российских граждан
ст. 61 не предусматривает. Кроме того,
высылка и выдача гражданина означала бы
нарушение гарантированного в ст. 27
Конституции права на свободу передвижения
и выбора места пребывания.
Не следует,
однако, забывать и о п. 2 ст. 61 Конституции РФ,
согласно которому Российская Федерация
гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство за ее пределами. Эта норма
налагает на Россию обязанность активно
действовать всеми законными средствами, в
том числе и дипломатическими, в случаях,
когда оказываются затронуты права и
законные интересы пребывающих за рубежом
российских граждан.
Таким образом,
понимание российского предложения как
обещания понудить госсекретаря,
являющегося российским гражданином,
вопреки его воле предстать перед
швейцарским правосудием или хотя бы просто
покинуть пределы Российской Федерации
означало бы создание предположения о
готовности российских властей грубо
нарушить Конституцию РФ, во что ни в коем
случае не хотелось бы верить.
Вместе с
тем представляется весьма маловероятным,
чтобы в случае с госсекретарем имело место
заведомое введение в заблуждение
швейцарской стороны. Поэтому единственно
возможным содержанием сделанного от имени
России предложения следует, очевидно,
считать обещание принять, в случае отзыва
требования о выдаче, все возможные меры по
убеждению госсекретаря добровольно
предстать перед швейцарским правосудием.
Понятно, что, хотя Россия в лице
соответствующих органов и должностных лиц
могла бы вполне добросовестно исполнить
свою обязанность в таком ее понимании,
окончательный исход дела зависел бы
исключительно от усмотрения самого
госсекретаря.
При таких
обстоятельствах трудно было ожидать от
швейцарской стороны иной реакции. Вместе с
тем нельзя не отметить и положительную для
России сторону этой попытки. Сама
мотивировка отказа от предложенной сделки -
отсутствие юридических гарантий ее
исполнения Россией - показывает
уверенность государственных органов
Швейцарии в верховенстве закона на
территории России, невозможности нарушения
российскими государственными органами
конституционных прав и свобод
граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 24.05.1996)