Правовые аспекты школьного экстерната(а.м. эрделевский)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 1 февраля
2001 года
А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
Александр
Эрделевский, профессор Московской
государственной юридической академии,
доктор юридических наук.
Последнее
десятилетие внесло существенное
разнообразие в перечень форм получения
гражданином образования. Одной из новых для
российского законодательства форм
получения образования является экстернат.
Однако практика применения новых
нормативных актов, регулирующих отношения
в сфере получения образования, в том числе в
форме экстерната, еще не устоялась.
Наблюдаются и существенные противоречия
между законодательными и подзаконными
нормативными актами, а также между
федеральным и региональным (например,
московским) законодательством в области
образования. Между тем, несовершенство
законодательства и правоприменительной
практики зачастую влечет нарушение прав и
законных интересов граждан. Относительно
самостоятельный круг непростых вопросов
возникает в связи с получением в форме
экстерната общего образования. Остановимся
на некоторых из них более подробно.
Начнем с того, что право на получение
образования - это конституционное право
каждого гражданина, гарантированное в ст. 43
Конституции РФ. Развивая это
конституционное положение, ст. 10 Закона РФ
"Об образовании" предусматривает
возможность получения образования в
различных формах с учетом потребностей и
возможностей личности: в образовательном
учреждении - в форме очной, очно - заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
При этом ст. 10 предусматривает право
гражданина на сочетание различных форм
получения образования и устанавливает, что
для всех форм получения образования в
пределах конкретной основной
общеобразовательной или основной
профессиональной образовательной
программы действует единый
государственный образовательный
стандарт.
Перейдем непосредственно к
получению общего образования в форме
экстерната. Основным федеральным
нормативным актом, регулирующим эти
отношения, является Положение о получении
общего образования в форме экстерната,
утвержденное Приказом Минобразования РФ от
23 июня 2000 г. N 1884 (далее - Положение). Согласно
п. 1.2 Положения получение общего
образования в форме экстерната
предполагает самостоятельное изучение
экстерном общеобразовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования с
последующей промежуточной и
государственной (итоговой) аттестацией в
общеобразовательном учреждении, имеющем
государственную аккредитацию. При этом под
экстерном понимается лицо, самостоятельно
осваивающее общеобразовательные
программы, которому предоставлена
возможность прохождения обоих видов
аттестации в таком общеобразовательном
учреждении.
В практике вызывает
сложности п. 1.4 Положения, согласно которому
обучающиеся, осваивающие
общеобразовательные программы в очной
форме в аккредитованных
общеобразовательных учреждениях, имеют
право пройти в этих учреждениях
промежуточную и (или) государственную
(итоговую) аттестацию экстерном по
отдельным предметам общеобразовательных
программ, общеобразовательным программам
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования.
Из п. 1.4 Положения следует, что каждое
аккредитованное общеобразовательное
учреждение обязано быть в состоянии
предоставить любому обучающемуся
возможность прохождения аттестации
экстерном. По желанию обучающегося ему
должна быть сохранена возможность
одновременного обучения в очной форме, что
вполне соответствует праву на сочетание
различных форм образования,
предусмотренному ст. 10 Закона об
образовании.
Редакция п. 1.4 Положения не
исключает предположения, что сочетание
экстерната с очным обучением возможно лишь
в рамках одного общеобразовательного
учреждения. Именно по этому пути идет
сегодняшняя практика московских органов
управления образованием, которые не
допускают возможности получения
образования в форме экстерната в одном
общеобразовательном учреждении с
одновременным прохождением обучения в
очной форме в другом общеобразовательном
учреждении.
Следует заметить, что такая
трактовка органами образования п. 1.4
Положения представляется спорной, так как в
нем имеется в виду скорее не то же самое
конкретное учреждение, а одинаковый тип
учреждений (аккредитованное
общеобразовательное учреждение).
Допускающая неоднозначное толкование
формулировка содержится в п. 10 Типового
положения об общеобразовательном
учреждении, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008,
согласно которому допускается "сочетание
различных форм получения образования в
общеобразовательном учреждении". Впрочем,
отмеченная неясность вряд ли заслуживала
бы серьезного анализа, если бы не влекла за
собой существенные ограничения права
граждан на сочетание различных форм
образования.
Дело в том, что, хотя
Положение действует с июня 2000 г., далеко не
все общеобразовательные учреждения
оказались в состоянии к началу текущего
(2000/2001) учебного года предоставить
образование в форме экстерната, в
частности, ввиду отсутствия
соответствующих необходимых положений в их
уставах. Вместе с тем сегодняшняя позиция
органов образования не допускает
поступления лица, обучающегося по очной
форме в учреждении, где еще не введено
обучение в форме экстерната, в другое
учреждение, где такая форма установлена,
без одновременного выбытия такого лица из
первого учреждения. Поскольку
общеизвестно, что для целей очного обучения
весьма важным фактором является
территориальное расположение
общеобразовательного учреждения
относительно места жительства школьника,
такая позиция органов образования
существенно нарушает его право на
сочетание различных форм обучения.
На
практике это выражается в том, что при
приеме учащихся 10 и 11 классов в другое
общеобразовательное учреждение для
обучения в форме экстерната от
поступающего требуют предоставления
личного дела с записью о выбытии из того
учреждения, где он обучался до этого
момента. Следует обратить внимание, что п. 2.2
Положения, где установлен перечень
документов, представляемых при зачислении
в общеобразовательное учреждение в
качестве экстерна, упоминания о личном
деле, тем более с записью о выбытии, не
содержит.
В принципе, то истолкование,
которое придают п. 1.4 Положения органы
образования, вероятно, имеет право на
существование, но применяться в отмеченном
ограничительном смысле оно может лишь в том
случае, если то образовательное учреждение,
где гражданин обучается по очной форме, в
состоянии предоставить ему одновременное и
обучение в форме экстерната, к чему,
собственно, и обязывает все
общеобразовательные учреждения п. 1.4
Положения. Если же это учреждение по не
зависящим от обучающегося причинам такой
возможностью не располагает, ему должна
быть предоставлена возможность получения
обучения в форме экстерната в другом
учреждении без выбытия из первого
учреждения. Иная позиция по этому вопросу
нарушает право гражданина на сочетание
различных форм образования, а также
конституционный принцип равенства всех
перед законом.
Следующий достаточно
болезненный вопрос - расходы на обучение в
форме экстерната. Согласно п. 1.7 Положения
деятельность общеобразовательного
учреждения, обеспечивающего аттестацию
экстернов, финансируется учредителем. Для
муниципальных школ таковым является
соответствующее муниципальное
образование. Вместе с тем согласно п. 1.8
Положения общеобразовательное учреждение
по желанию экстернов может оказывать
дополнительные платные образовательные
услуги. В соответствии с п. 2.5 Положения
экстерн имеет право бесплатно получать
необходимые консультации (в пределах 2
учебных часов перед каждым экзаменом),
брать учебную литературу из библиотечного
фонда общеобразовательного учреждения,
посещать лабораторные и практические
занятия.
Существующая практика
организации обучения в форме экстерната
показывает, что проверка знаний учащегося
по всему учебному курсу предмета не
укладывается в рамки одного
экзаменационного мероприятия. В реальности
происходит ряд встреч экстерна с
соответствующим преподавателем, который в
ходе каждой встречи проверяет усвоение
экстерном части курса. Такую практику можно
было бы только приветствовать, поскольку
она, если исходить из презумпции
добросовестности находящихся сегодня в
тяжелом материальном положении работников
сферы образования, должна обеспечивать
надлежащее качество получаемого
образования.
Вместе с тем подобные
проверки требуют значительного времени.
Очевидно, в связи с этим обстоятельством
они зачастую необоснованно
квалифицируются как консультации за
пределами 2 учебных часов и влекут взимание
платы. Форма взимания оплаты, которая
обычно выражается во вручении ребенком
денег преподавателю без какого-либо
документального оформления этой операции, -
тема отдельного разговора. Заметим лишь,
что при такой форме оплаты имеет место
нарушение целого ряда норм различных
отраслей законодательства, а сам
преподаватель оказывается поставлен в
положение весьма сомнительное, могущее при
определенных обстоятельствах повлечь его
ответственность.
Не всегда соблюдается
на практике и требование п. 2.4 Положения,
согласно которому общеобразовательное
учреждение обязано при приеме ознакомить
экстерна, родителей или законных
представителей несовершеннолетних
экстернов с Положением, уставом учреждения,
положением о государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX и XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений РФ и
программами учебных предметов.
В
договорах о получении образования в форме
экстерната между экстерном или его
законными представителями с одной стороны,
и общеобразовательным учреждением, с
другой, можно встретить упоминание об
обязанности общеобразовательного
учреждения своевременно оформить аттестат
государственного образца с пометкой
"Экстернат" на основании протоколов
итоговой аттестации. Следует отметить, что
такая запись в договоре не основана на
нормах Положения.
Согласно п. 3.6
Положения как промежуточная, так и итоговая
аттестации экстернов действительно
отражаются с пометкой "Экстернат", но лишь в
протоколах экзаменов. Что же касается
документа государственного образца об
основном общем или полном общем
образовании, то в нем Положение (п. 3.8)
проставления какой-либо пометки не
предусматривает.
В заключение хотелось
бы напомнить, что сегодня право на
образование обеспечивается не только
Конституцией РФ и иным российским
законодательством. Это право защищается и
ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, участницей
которой сегодня является Российская
Федерация.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
"ОБ
ОБРАЗОВАНИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 31.08.1994 N 1008
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ"
ПРИКАЗ Минобразования РФ от
23.06.2000 N 1884
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ
ЭКСТЕРНАТА"
"КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(Заключена в
г. Риме 04.11.1950)
(вместе с "ПРОТОКОЛОМ [N 1]"
(Подписан в г. Париже 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ
N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПОМИМО ТЕХ,
КОТОРЫЕ УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В
КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ"
(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),
"ПРОТОКОЛОМ N 7" (Подписан в г. Страсбурге
22.11.1984))