Юстина против пенсионного ведомства
В. ЗЛОБИН, В. ПЛЕТНЕВ
В. Злобин, В. Плетнев,
адвокаты адвокатской фирмы
"Юстина".
Вопрос о размере страховых
взносов, уплачиваемых адвокатами и
нотариусами в Пенсионный фонд РФ, возник в
1997 году, когда в соответствии с Федеральным
законом от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ ставка
страховых выплат была увеличена с 5 до 28%.
Положения законов, устанавливающие для
адвокатов тарифы страховых выплат в ПФР как
в размере 28%, так и в последующем в размере
20,6%, неоднократно рассматривались в
Конституционном Суде РФ на предмет их
соответствия Конституции РФ. В частности,
при рассмотрении в КС РФ дела о
конституционности Федерального закона от 4
января 1999 г. N 1-ФЗ и ст. 1 Федерального закона
от 30 марта N 59-ФЗ положения указанных
законов, устанавливающих размер отчислений
в ПФР в размере 20,6% от выплат, начисленных в
пользу адвокатов, в соответствии с п. 1
резолютивной части Постановления КС РФ от 23
декабря 1999 г. N 18-П были признаны не
соответствующими Конституции РФ и согласно
п. 4 резолютивной части Постановления
впредь до установления законодателем
нового правового регулирования адвокаты
уплачивают в Пенсионный фонд за 1999 - 2000 годы
страховые взносы в размере 20,6% от дохода.
После введения нового правового
регулирования излишне уплаченные
страховые взносы подлежат зачету в счет
будущих платежей.
Так это и происходило
- в течение 1999 - 2000 годов коллегиями
адвокатов страховые взносы в ПФР
уплачивались из расчета 20,6% от выплат,
начисленных в пользу адвокатов.
С
принятием части второй Налогового кодекса
РФ изменился характер платежей в
государственные внебюджетные фонды. До 1
января 2001 г. это были страховые взносы, а в
настоящее время - единый социальный
налог.
Пунктом 4 ст. 241 части второй НК РФ
установлено, что для адвокатов размер
отчислений в Пенсионный фонд РФ составляет
не более 14% от налоговой базы. Таким образом,
сумма излишне уплаченных страховых взносов
подлежит зачету в счет будущих платежей
исходя из ставки 14% (с учетом
соответствующей налоговой базы возможно ее
снижение). Возможность проведения зачета
излишне уплаченных страховых взносов в
счет дальнейшей уплаты единого социального
налога следует из того, что правовая
природа страхового взноса и единого
социального налога однородна.
Это
следует, в частности, из положений ст. 234 НК
РФ, в которой определено, что главой 24
Кодекса вводится единый социальный налог
(взнос), зачисляемый в государственные
внебюджетные фонды (в частности в
Пенсионный фонд РФ) и мобилизующий средства
для реализации прав граждан на
государственное пенсионное и социальное
обеспечение и медицинскую помощь.
Кроме
того, ст. 9 Федерального закона о введении в
действие части второй НК РФ от 5 августа 2000
г. N 118-ФЗ установлено, что суммы излишне
уплаченных страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные
фонды по состоянию на 1 января 2001 года
подлежат зачету в счет уплаты единого
социального налога (взноса) или возврату.
Порядок зачета или возврата излишне
уплаченной суммы налога, сбора определен в
ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой зачет
осуществляется на основании поданного
заявления налогоплательщика по решению
налогового органа, которое должно быть
вынесено в течение 5 дней после получения
заявления. О вынесенном решении налоговый
орган обязан проинформировать
налогоплательщика не позднее 2 недель со
дня подачи заявления о зачете.
Таким
образом, по истечении указанных выше
сроков, даже при отсутствии отказа органов
в осуществлении зачета, коллегия адвокатов
вправе обратиться в арбитражный суд с иском
о зачете сумм страховых взносов в счет
будущих платежей.
В настоящее время
адвокатская фирма "Юстина" (юридическая
консультация N 109 МРКА) обратилась с
подобным исковым заявлением в Арбитражный
суд г. Москвы.
Обязанность по уплате
налога, как установлено в п. 2 ст. 45 НК РФ,
считается исполненной после вынесения
решения о зачете как налоговым органом, так
и судом.
На наше обращение о зачете
суммы страховых взносов за 1999 и 2000 годы
Отделение Пенсионного фонда по г. Москве
ответило отказом. Отказ был мотивирован
тем, что поскольку ставки страховых
взносов, установленные Федеральными
законами о тарифах на 1999 и 2000 годы, не
пересматривались и изменения в эти законы
не вносились, то оснований для пересчета
страховых взносов за предыдущие периоды
нет.
Практика показывает: как в этом, так
и в большинстве других случаев налоговые
органы и органы государственных
внебюджетных фондов по различным мотивам
(часто формальным) отказывают
налогоплательщику в зачете или возврате
сумм налогов или сборов, подлежащих
возмещению, в связи с чем судебный путь
защиты нарушенных прав можно считать
предпочтительным.
Отдельную проблему
при рассмотрении вопроса о зачете сумм
страховых взносов составляет определение
лица, на которое возложена обязанность по
проведению зачета и вынесению
соответствующего решения.
Налоговый
кодекс РФ в п. 13 ст. 78 устанавливает, что
правила, предусмотренные данной статьей,
применяются при зачете излишне уплаченных
сумм налога и сбора, поступающих в
государственные внебюджетные фонды, и при
этом органы внебюджетных фондов,
осуществляющие контроль за уплатой
указанных налогов и сборов, пользуются
правами и несут обязанности,
предусмотренные для налоговых органов (в
том числе обязанности по зачету (возврату)
сумм страховых взносов).
Однако в
соответствии со ст. 9 Закона N 118-ФЗ с 1 января
2001 г. контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе
единого социального налога (взноса),
осуществляется налоговыми органами.
Соответственно и обязанность зачета
(возврат) излишне уплаченных сумм единого
налога (взноса) с 1 января 2001 года также
возложена на налоговый орган.
По мнению
авторов, зачет (возврат) страховых взносов
за 1999 и 2000 годы должны производить органы
Пенсионного фонда РФ, поскольку в указанных
выше положениях Закона налоговые органы
осуществляют зачет (возврат) сумм единого
налога (взноса), в связи с чем можно сделать
вывод, что обязанностей по произведению
зачета (возврата) сумм страховых взносов
налоговые органы не имеют.
Это
подтверждается положениями ранее
указанной ст. 9 Закона N 118-ФЗ, согласно
которой излишне уплаченные страховые
взносы по состоянию на 1 января 2001 года
подлежат зачету (возврату) в порядке,
установленном НК РФ, то есть органами
государственных внебюджетных фондов, к
которым относится Пенсионный фонд РФ, в
соответствии с п. 13 ст. 78 НК РФ.
Проблема
зачета сумм страховых взносов за 1999 - 2000
годы усложняется тем, что настоящий период
является переходным.
Обязанностью
органов Пенсионного фонда является
передача расчетов по уплате страховых
взносов за предыдущие отчетные периоды в
территориальные органы МНС РФ для
последующего контроля за порядком уплаты
единого социального налога, однако
инструкции и разъяснения по порядку и
конкретным срокам передачи по состоянию на
январь 2001 года отсутствуют.
Указанные
сложности при осуществлении зачета
(возврата) сумм страховых взносов не
являются исчерпывающими.
Можно с
уверенностью предсказать, что при
рассмотрении заявлений о зачете (возврате),
при подаче жалоб в вышестоящие
контролирующие органы, а также при
рассмотрении указанной категории дел в
судах со стороны органов Пенсионного фонда
РФ появятся дополнительные аргументы,
обосновывающие невозможность зачета за 1999
и 2000 годы.
Следует также пояснить, что
указанный порядок зачета излишне
уплаченных сумм страховых взносов в ПФР
применим также и к индивидуальным
предпринимателям и нотариусам, в связи с
чем специалисты адвокатской фирмы "Юстина"
готовы оказать содействие в разрешении
правовой ситуации не только своим коллегам,
но и другим категориям плательщиков
страховых взносов - индивидуальным
предпринимателям и нотариусам.
От
редакции. На наш взгляд, инициатива
адвокатов "Юстины" по прояснению механизма
зачета излишне уплаченных сумм страховых
взносов в ПФР чревата долгими баталиями в
залах и коридорах судебной и
исполнительной властей.
Мы будем
внимательно следить за развитием ситуации
и приглашаем читателей поделиться своими
мыслями, а лучше - опытом по разрешению
очередной налоговой дилеммы.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.02.1997 N 26-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 25.12.96)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от
31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.01.1999 N 1-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
(принят ГД ФС РФ
18.12.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.1999 N 59-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
(принят ГД ФС РФ
10.03.1999)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N
117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 N
118-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного
Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЕЙ
1, 2, 4 И 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4
ЯНВАРЯ 1999 ГОДА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД" И СТАТЬИ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 30 МАРТА 1999 ГОДА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998
ГОД" В
СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНВАЛИДОВ И ЗАПРОСАМИ
СУДОВ"
Бизнес-адвокат, N 4, 2001