Юстина против пенсионного ведомства

В. ЗЛОБИН, В. ПЛЕТНЕВ
В. Злобин, В. Плетнев, адвокаты адвокатской фирмы "Юстина".
Вопрос о размере страховых взносов, уплачиваемых адвокатами и нотариусами в Пенсионный фонд РФ, возник в 1997 году, когда в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ ставка страховых выплат была увеличена с 5 до 28%. Положения законов, устанавливающие для адвокатов тарифы страховых выплат в ПФР как в размере 28%, так и в последующем в размере 20,6%, неоднократно рассматривались в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. В частности, при рассмотрении в КС РФ дела о конституционности Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 30 марта N 59-ФЗ положения указанных законов, устанавливающих размер отчислений в ПФР в размере 20,6% от выплат, начисленных в пользу адвокатов, в соответствии с п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П были признаны не соответствующими Конституции РФ и согласно п. 4 резолютивной части Постановления впредь до установления законодателем нового правового регулирования адвокаты уплачивают в Пенсионный фонд за 1999 - 2000 годы страховые взносы в размере 20,6% от дохода. После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
Так это и происходило - в течение 1999 - 2000 годов коллегиями адвокатов страховые взносы в ПФР уплачивались из расчета 20,6% от выплат, начисленных в пользу адвокатов.
С принятием части второй Налогового кодекса РФ изменился характер платежей в государственные внебюджетные фонды. До 1 января 2001 г. это были страховые взносы, а в настоящее время - единый социальный налог.
Пунктом 4 ст. 241 части второй НК РФ установлено, что для адвокатов размер отчислений в Пенсионный фонд РФ составляет не более 14% от налоговой базы. Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет будущих платежей исходя из ставки 14% (с учетом соответствующей налоговой базы возможно ее снижение). Возможность проведения зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет дальнейшей уплаты единого социального налога следует из того, что правовая природа страхового взноса и единого социального налога однородна.
Это следует, в частности, из положений ст. 234 НК РФ, в которой определено, что главой 24 Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (в частности в Пенсионный фонд РФ) и мобилизующий средства для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Кроме того, ст. 9 Федерального закона о введении в действие части второй НК РФ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ установлено, что суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату. Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен в ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой зачет осуществляется на основании поданного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть вынесено в течение 5 дней после получения заявления. О вынесенном решении налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика не позднее 2 недель со дня подачи заявления о зачете.
Таким образом, по истечении указанных выше сроков, даже при отсутствии отказа органов в осуществлении зачета, коллегия адвокатов вправе обратиться в арбитражный суд с иском о зачете сумм страховых взносов в счет будущих платежей.
В настоящее время адвокатская фирма "Юстина" (юридическая консультация N 109 МРКА) обратилась с подобным исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Обязанность по уплате налога, как установлено в п. 2 ст. 45 НК РФ, считается исполненной после вынесения решения о зачете как налоговым органом, так и судом.
На наше обращение о зачете суммы страховых взносов за 1999 и 2000 годы Отделение Пенсионного фонда по г. Москве ответило отказом. Отказ был мотивирован тем, что поскольку ставки страховых взносов, установленные Федеральными законами о тарифах на 1999 и 2000 годы, не пересматривались и изменения в эти законы не вносились, то оснований для пересчета страховых взносов за предыдущие периоды нет.
Практика показывает: как в этом, так и в большинстве других случаев налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов по различным мотивам (часто формальным) отказывают налогоплательщику в зачете или возврате сумм налогов или сборов, подлежащих возмещению, в связи с чем судебный путь защиты нарушенных прав можно считать предпочтительным.
Отдельную проблему при рассмотрении вопроса о зачете сумм страховых взносов составляет определение лица, на которое возложена обязанность по проведению зачета и вынесению соответствующего решения.
Налоговый кодекс РФ в п. 13 ст. 78 устанавливает, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются при зачете излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды, и при этом органы внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов (в том числе обязанности по зачету (возврату) сумм страховых взносов).
Однако в соответствии со ст. 9 Закона N 118-ФЗ с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами. Соответственно и обязанность зачета (возврат) излишне уплаченных сумм единого налога (взноса) с 1 января 2001 года также возложена на налоговый орган.
По мнению авторов, зачет (возврат) страховых взносов за 1999 и 2000 годы должны производить органы Пенсионного фонда РФ, поскольку в указанных выше положениях Закона налоговые органы осуществляют зачет (возврат) сумм единого налога (взноса), в связи с чем можно сделать вывод, что обязанностей по произведению зачета (возврата) сумм страховых взносов налоговые органы не имеют.
Это подтверждается положениями ранее указанной ст. 9 Закона N 118-ФЗ, согласно которой излишне уплаченные страховые взносы по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету (возврату) в порядке, установленном НК РФ, то есть органами государственных внебюджетных фондов, к которым относится Пенсионный фонд РФ, в соответствии с п. 13 ст. 78 НК РФ.
Проблема зачета сумм страховых взносов за 1999 - 2000 годы усложняется тем, что настоящий период является переходным.
Обязанностью органов Пенсионного фонда является передача расчетов по уплате страховых взносов за предыдущие отчетные периоды в территориальные органы МНС РФ для последующего контроля за порядком уплаты единого социального налога, однако инструкции и разъяснения по порядку и конкретным срокам передачи по состоянию на январь 2001 года отсутствуют.
Указанные сложности при осуществлении зачета (возврата) сумм страховых взносов не являются исчерпывающими.
Можно с уверенностью предсказать, что при рассмотрении заявлений о зачете (возврате), при подаче жалоб в вышестоящие контролирующие органы, а также при рассмотрении указанной категории дел в судах со стороны органов Пенсионного фонда РФ появятся дополнительные аргументы, обосновывающие невозможность зачета за 1999 и 2000 годы.
Следует также пояснить, что указанный порядок зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР применим также и к индивидуальным предпринимателям и нотариусам, в связи с чем специалисты адвокатской фирмы "Юстина" готовы оказать содействие в разрешении правовой ситуации не только своим коллегам, но и другим категориям плательщиков страховых взносов - индивидуальным предпринимателям и нотариусам.
От редакции. На наш взгляд, инициатива адвокатов "Юстины" по прояснению механизма зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР чревата долгими баталиями в залах и коридорах судебной и исполнительной властей.
Мы будем внимательно следить за развитием ситуации и приглашаем читателей поделиться своими мыслями, а лучше - опытом по разрешению очередной налоговой дилеммы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.02.1997 N 26-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 25.12.96)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.01.1999 N 1-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 18.12.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.1999 N 59-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 10.03.1999)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 N 118-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ
1, 2, 4 И 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД" И СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 30 МАРТА 1999 ГОДА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998
ГОД" В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНВАЛИДОВ И ЗАПРОСАМИ СУДОВ"
Бизнес-адвокат, N 4, 2001

Налог один, а бумаг много  »
Комментарии к законам »
Читайте также