Региональная безопасность в системе национальной безопасности

В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.Ю. КИРЬЯНОВ
Кирьянов А.Ю., помощник председателя комитета Совета Федерации.
Феномен <*> региональной безопасности находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку в определенной мере является составной частью системы обеспечения национальной безопасности страны.
--------------------------------
<*> Под феноменом понимается явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. См.: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 477.
Необходимо обратить внимание на то, что "национальная безопасность" определяется способностью нации длительно сохранять такие свои состояния, при которых обеспечивается как а) удовлетворение потребностей, необходимых для ее самосохранения и самосовершенствования, так и б) минимальный риск ущерба не только народам, образующим нацию сейчас и в будущем, но и базовым ценностям ее нынешнего и последующих поколений. При этом под риском подразумевается мера опасности, одновременно указывающая и на возможность причинения ущерба объекту национальной безопасности, и на величину этого ущерба.
Что касается объекта национальной безопасности, то речь идет о системе "территория страны - ее народы - и уклад их жизни". Она включает не только нацию, но и базовые ценности, необходимые для гарантированного поддержания ее жизнестойкости. В самом деле, если наши народы - собственно цель, то их территория - средство (источник), а уклад духовной и общественной жизни - эволюционно выбранный ими способ удовлетворения соответствующих потребностей.
Национальные интересы Российской Федерации в региональном аспекте определяются прежде всего, исходя из следующего:
- региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации;
- само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности;
- реализация национальных интересов Российской Федерации в региональном разрезе заключается в соблюдении конституционных прав и свобод граждан <*>.
--------------------------------
<*> См.: Билалов А.Г. Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ // Право и безопасность. 2003. N 4.
В научной литературе понятие "региональная безопасность" чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, применительно к Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам.
Региональный подход с учетом перечисленных выше групп интересов предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья.
Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги "Основы национальной безопасности России", рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России <*>.
--------------------------------
<*> Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998. С. 111 - 156.
В рамках указанного подхода В.М. Родачин указывает: "Вместе с тем в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании... Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ" <*>.
--------------------------------
<*> Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. 2003. N 3 - 4.
Существует несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, в зависимости от выбора определения понятия "регион", а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.
Говоря о первом из указанных условий - возможном определении понятия "регион", необходимо заметить, что оно, как правило, может пониматься в трех смыслах:
а) зачастую в теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной власти <*>;
--------------------------------
<*> См., например: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710. Ч. 2. Ст. 15.
б) в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации;
в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу Российской Федерации: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО <*>. По сути, третий из перечисленных подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом, однако появился после создания системы федеральных округов.
--------------------------------
<*> Перечень федеральных округов. Утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 (с изменениями от 21 июня 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
Второе из указанных условий является концептуально более важным, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности.
По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства.
Региональная безопасность - это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.
Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.
Понятие региональной безопасности, как уже было сказано выше, относится к внутренней составляющей национальной безопасности. Иногда применительно к указанной составляющей национальной безопасности применяется термин "внутренняя безопасность" <*>.
--------------------------------
<*> См., например: Материалы конференции "Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке" / Науч. ред. В.А. Возжеников. М.: ЗАО "ЭДАС-ПАК", 2001.
Внутренняя и региональная безопасность соотносятся как общее и частное. Поскольку с учетом определения понятия "безопасность" в Законе РФ "О безопасности" внутреннюю безопасность можно определить как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз", постольку региональная безопасность, являясь по своему содержанию меньше, включает в себя только ту часть внутренней безопасности, которая обусловлена воздействием угроз, исходящих из организации государства в пространстве своей территории.
Также различаются указанные понятия и по субъекту обеспечения: обеспечение безопасности региона относится главным образом к компетенции региональных властей, а в обеспечение региональной безопасности, являющейся конструктивным компонентом национальной безопасности, участвуют главным образом федеральные органы власти, хотя играют определенную роль и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170. Раздел IV.
Понятие "региональная политика", содержание которого является объектом обеспечения региональной безопасности, закреплено в Концепции национальной безопасности, но не раскрыто.
Согласно указанной Концепции важность региональной политики определяется тем, что "сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства".
Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики могут и должны стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Региональная политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления.
На верхнем (федеральном) уровне реализации региональной политики осуществляются общее ее планирование и реализация посредством федеральных органов государственной власти (главным образом законодательной и исполнительной ветвей, а также главой государства). На данном уровне принимаются нормативные правовые акты общероссийского значения, такие, как Закон РФ "О безопасности", Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности <*>, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации <**> и другие.
--------------------------------
<*> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187.
<**> Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.
Формирование и реализация региональной политики на межрегиональном уровне осуществляется главным образом органами государственной власти, образуемыми в рамках федеральных округов (полномочными представителями Президента РФ <*>). Учитывая скорее подчиненный, нежели самостоятельный статус полномочных представителей Президента РФ, можно сказать, что они являются, по сути, посредниками при реализации федеральной региональной политики. Сами институты федеральных округов и полномочных представителей Президента РФ были созданы в целях упрочения федеративных отношений, восстановления единого правового пространства в стране, слома децентрализаторских тенденций, ставших особенно заметными в конце 90-х гг. <**>. Также на данном уровне идет формирование межрегиональной политики самими субъектами Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
<**> Краюшкин И.А. Институт полномочных представителей Президента РФ в системе государственной власти России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 4. В 3 т. Т. 1. М.: Издательская группа "Юрист", 2004. С. 406 - 409.
На уровне субъектов Российской Федерации формируется та составляющая региональной политики, которая фактически называется политика конкретных субъектов Российской Федерации (регионов).
На последнем (муниципальном) уровне региональная политика формируется и реализуется в той мере, в которой муниципальные образования взаимодействуют с субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с соседними и иными субъектами Российской Федерации.
Говоря об угрозах в сфере региональной политики, А.А. Балабанов указывает, что с точки зрения государственного строительства, особенно регионального управления Российской Федерации, в настоящее время наиболее серьезными являются следующие внутренние угрозы национальной безопасности страны:
- неравноправное положение субъектов Российской Федерации (республика - край/область - национальный округ) с порочной конституционно-договорной основой их взаимоотношений с центром;
- несовершенство избирательной системы страны, при которой половина депутатов Госдумы РФ не защищает интересов населения, а лишь своей партии, а выбранные губернаторы и мэры безнаказанно в компании своих "команд" правят территориями и населенными пунктами на свое усмотрение;
- неспособность федерального центра (прежде всего органов исполнительной власти) своевременно и адекватно реагировать на возникающие угрозы безопасности субъектов Федерации, особенно экономического, социально-политического, техногенного, экологического, информационного и иного характера;
- культивируемое региональными и местными элитами негативное отношение населения субъектов Федерации к центральной власти с

Безопасность личности в уголовном судопроизводстве (российский судья, 2005, n 9)  »
Комментарии к законам »
Читайте также