Административно-публичная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВЛАСТНО-ПУБЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.М. МАШАРОВ
Машаров И.М., доктор педагогических наук, профессор, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, директор филиала НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП" в г. Кирове.
В современной научной и учебной литературе по административному праву в качестве основных, базовых категорий, характеризующих предмет данной отрасли права, рассматриваются две категории: "государственное управление" и "исполнительная власть". Именно в рамках этих двух категорий определяется предмет административно-правового регулирования.
В литературе исполнительная власть рассматривается в качестве абстрактной политико-правовой категории, а государственное управление - как организационно-правовая категория <*>. Исполнительная власть - это ветвь государственной власти, функционирующая наряду с двумя другими ветвями государственной власти: законодательной и судебной. Реализуется же исполнительная власть в государстве посредством осуществления государственного управления. При этом под государственным управлением понимается, как правило, исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти и иных органов управления, направленная на проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов <**>. В то же время существует и другая точка зрения. В частности, Г.В. Атаманчук считает, что управление - это не деятельность, а воздействие на сознание, поведение и деятельность людей. В этой связи под государственным управлением исследователь понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу <***>.
--------------------------------
<*> См., напр.: Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. М.: Право и закон, 2001. С. 14; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 26.
<**> См., напр.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1. М.: Норма, 2002. С. 157; Россинский Б.В. Указ. раб. С. 12 - 13.
<***> См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2002. С. 46, 62.
С нашей точки зрения, государственное управление следует рассматривать как процесс властного воздействия государства в лице уполномоченных им органов управления на поведение субъектов общественных отношений с целью его упорядочения. Процесс же властного воздействия есть не что иное, как деятельность, осуществляемая государством в определенных правовых формах и посредством определенных методов. Властное воздействие государства на поведение субъектов общественных отношений может быть достигнуто лишь в результате соответствующей деятельности государственных органов управления и соответствующих государственных должностных лиц. В этой связи вряд ли будет правильно характеризовать государственное управление лишь как властное воздействие государства на субъекты общественных отношений в отрыве от самой государственно-властной деятельности, направленной на оказание такого воздействия.
Остановимся подробнее на анализе содержания государственного управления как одного из видов государственной деятельности.
В науке административного права в содержание государственного управления обычно включаются все виды подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов управления. В частности, понятием "государственное управление" охватываются такие виды государственной деятельности, как распорядительство, контроль и надзор, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в государстве, административно-юрисдикционная деятельность, связанная с разрешением административных споров и привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности <*>. В то же время существует и иная точка зрения, согласно которой в содержание государственного управления включается только положительная организующая и регулятивная деятельность органов исполнительной власти по руководству и координации происходящих в обществе процессов и контролю за поведением участников общественных отношений <**>.
--------------------------------
<*> См., напр.: Старилов Ю.Н. Указ. раб. Т. 1. С. 157 - 165; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России. М., 2003. С. 252.
<**> См., напр.: Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 55; Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. М., 2002. С. 51.
С нашей точки зрения, в содержание государственного управления вряд ли следует включать все перечисленные виды подзаконной государственной деятельности. На наш взгляд, термином "государственное управление" должна охватываться лишь нормотворческая и индивидуально-распорядительная деятельность компетентных государственных органов управления и должностных лиц, направленная на позитивное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов. Как правильно отмечает Г.В. Атаманчук, управление - это организующее и регулирующее воздействие людей на собственную жизнедеятельность <*>. Следовательно, государственное управление, по сути, представляет собой организующее и регулирующее воздействие государства на поведение субъектов общественных отношений. Иными словами, управляя, государство организует и регулирует поведение субъектов общественных отношений с целью согласования и обеспечения баланса их интересов во всех сферах жизнедеятельности. Однако в процессе управления государство не охраняет и не защищает права субъектов общественных отношений от каких-либо нарушений, не обеспечивает их безопасность. Решение этих задач осуществляется государством уже не посредством управления, то есть оказания на субъекты общественных отношений управляющего, организующего воздействия, а посредством оказания на них охранительно-защитного воздействия.
--------------------------------
<*> Атаманчук Г.В. Указ. раб. С. 50.
В связи с изложенным подходом к пониманию государственного управления представляется, что государственное управление должно отождествляться с подзаконным государственно-правовым регулированием нормативного и индивидуального характера. Деятельность же государства по обеспечению охраны и защиты прав и интересов субъектов общественных отношений не должна включаться в содержание государственного управления, а представляет собой особый вид государственно-властной деятельности.
Итак, государственное управление, по нашему мнению, представляет собой властную подзаконную деятельность уполномоченных государством органов управления, в том числе органов исполнительной власти, по нормативному и индивидуальному позитивному урегулированию общественных отношений на основе соответствующих законов, принимаемых органами законодательной власти.
Составными частями государственного управления как вида государственной деятельности, таким образом, являются:
а) подзаконное нормативное регулирование общественных отношений, осуществляемое посредством издания (принятия) органами управления на основе соответствующих законов подзаконных нормативных актов, направленное на установление общих правил поведения в отношении неопределенного круга лиц;
б) индивидуальное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных актов, осуществляемое посредством издания (принятия) органами управления распорядительных правовых актов и совершения властно-распорядительных действий в отношении индивидуально определенных субъектов (физических и юридических лиц), направленное на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей.
Следовательно, как нам представляется, в содержание государственного управления должны включаться только те виды подзаконной государственно-властной деятельности, которые обеспечивают позитивное регулирование общественных отношений. По своей сути государственное управление - это государственно-регулятивная деятельность.
Подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти и иных органов управления, направленная на выявление и пресечение правонарушений, на разрешение споров между участниками общественных отношений, на обеспечение безопасности государства и общества, по нашему мнению, не является государственным управлением. Осуществляя эту деятельность, соответствующие государственные органы не управляют субъектами общественных отношений, не регулируют их поведение, а обеспечивают охрану и защиту их прав и законных интересов от противоправных посягательств, от нарушений со стороны других субъектов. По своей сути в отличие от государственного управления эта деятельность является охранительной. Данный вид подзаконной государственно-властной деятельности может быть обозначен термином "охранительно-защитная деятельность".
Таким образом, с нашей точки зрения, вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином "государственное управление", на самом деле состоит из двух взаимосвязанных, но принципиально отличающихся друг от друга видов деятельности: регулятивной и охранительно-защитной. В то же время оба этих вида деятельности осуществляются не законодательными органами и не судами, а органами исполнительной власти и иными органами государственного управления. В этой связи в целях обособления рассматриваемых видов государственной деятельности от законодательной и судебной деятельности представляется целесообразным объединить их одним общим рамочным понятием "административно-публичная деятельность". В рамках этого общего понятия можно выделять виды и подвиды административно-публичной деятельности.
С учетом указанных выше подходов определим понятие и основные черты административно-публичной деятельности как категории административного права.
Сам термин "административная деятельность" не является новым в науке административного права. Еще в 1948 г. советский ученый-административист И.И. Евтихиев защитил докторскую диссертацию на тему "Виды и формы административной деятельности", в которой определил административную деятельность как "деятельность исполнительно-распорядительных органов в форме издания актов управления и применения мер принуждения" <*>. Употребляется понятие "административная деятельность" и в современной литературе по административному праву, однако при этом оно, как правило, отождествляется с понятием "государственное управление" или с понятием "исполнительная власть" <**>. Используется в литературе и термин "управленческая деятельность". В частности, Г.В. Атаманчук характеризует управленческую деятельность как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, призванную обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий <***>.
--------------------------------
<*> Евтихиев И.И. Виды и формы административной деятельности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1948. С. 174.
<**> См., напр.: Старилов Ю.Н. Указ. раб. Т. 1. С. 157; Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2002. С. 9 - 14; Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2003. С. 38.
<***> Атаманчук Г.В. Указ. раб. С. 239 - 240.
С нашей точки зрения, административная деятельность является одним из видов властно-публичной деятельности в государстве.
Вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений в зависимости от целей и форм ее осуществления, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть, по нашему мнению, подразделена на четыре вида:
1) законодательная;
2) местная нормотворческая;
3) судебная;
4) административная.
Определим содержание каждого из указанных видов властно-публичной деятельности.
Законодательная (законотворческая) деятельность - это деятельность государственных органов законодательной власти по подготовке и принятию законов с соблюдением особой законодательной процедуры с целью нормативного урегулирования наиболее важных однородных групп общественных отношений, возникающих на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
Местная нормотворческая деятельность - это деятельность представительных органов местного самоуправления по подготовке и принятию подзаконных нормативных правовых актов с целью нормативного урегулирования на основе соответствующих федеральных законов и законов субъектов РФ определенных однородных групп общественных отношений, возникающих на уровне муниципальных образований в ходе решения населением вопросов местного значения.
Судебная деятельность (правосудие) - это деятельность специальных государственных органов - судов (судей) - по разрешению на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов споров (разногласий), возникающих между участниками правоотношений, а также по привлечению правонарушителей к юридической ответственности.
Административная деятельность - это деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, в том числе органов управления, действующих внутри органов законодательной и судебной власти, органов государственного контроля и надзора, государственных должностных лиц, исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных органов публичного управления по осуществлению на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов функций нормотворчества, государственного и муниципального управления (администрирования), обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Далее административная деятельность, как один из видов государственно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, будет именоваться административно-публичной.
Остановимся подробнее на характеристике административно-публичной деятельности, поскольку именно она является предметом нашего научного исследования.
Рассмотрим прежде всего признаки (основные черты) этого вида властно-публичной деятельности.
С нашей точки зрения, административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами:
1. Административно-публичная деятельность - это деятельность, осуществляемая от имени государства или муниципальных образований. Поскольку административная деятельность рассматривается как один из видов властно-публичной деятельности, она может осуществляться только от имени государства в целом, то есть Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований соответствующими уполномоченными на то государственными органами, органами местного самоуправления, иными государственными

К вопросу о разрешении споров при реализации соглашений о разделе продукции  »
Комментарии к законам »
Читайте также