Новеллы закона о конкуренции

А. АДИССОНОВ
Александр Адиссонов, юрист ЗАО "Южный регион холдинг", аспирант Ростовского государственного экономического университета.
В настоящее время в связи с необходимостью совершенствования правового регулирования отношений по защите конкуренции, а также уточнения правовых основ государственной политики в этой сфере, обновления правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных рынках, а также унификации правового регулирования отношений по защите конкуренции на рынках финансовых услуг Правительством РФ внесен проект федерального закона "О защите конкуренции" N 186242-4 (далее - проект закона), который принят Государственной Думой РФ в первом чтении. В развитие темы, начатой в газете "ЭЖ-Юрист" N 27, 2005 г., предлагаем вашему вниманию более подробный комментарий, уточняющий новеллы законопроекта.
Понятийный аппарат
В проекте закона проведено точное разграничение понятий "соглашения, ограничивающие конкуренцию" и "согласованные действия, ограничивающие конкуренцию". Согласованные действия - особая разновидность монополистической деятельности. В общем случае согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, не предполагают заключение соглашений или достижение каких-либо иных формальных договоренностей, но являются особой моделью группового поведения, замещающей конкурентные отношения сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.
Существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, снижено с 65 до 50 процентов значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего. При этом сохранено действие принципа группового доминирования, которого придерживается ЕС, но изменены пороговые значения признания нескольких лиц доминирующими на рынке.
Проект закона устанавливает, что "субъекты естественных монополий занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках", что является обобщением практики применения антимонопольного законодательства с начала 90-х, полностью соответствует экономической природе субъекта естественной монополии и закрепит сложившуюся судебную практику.
Значительные изменения внесены в определение понятий "монопольно высокая (низкая) цена товара". В проекте закона определены два равноправных метода обоснования наличия монопольно высокой (низкой) цены:
- метод, базирующийся на сравнении цены "монополиста" и цены такого товара на сопоставимых рынках;
- метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной "монополистом", и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли.
В отношении монопольно низкой цены проектом закона определено, что для признания цены монопольно низкой должно быть установлено, что последствием применения такой цены явилось вытеснение с соответствующего товарного рынка конкурентов.
Монополистическая деятельность и "исключения"
Проектом закона установлен перечень нарушений "per se" - запретов, для применения которых не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления доминирующим положением. Нарушение этих запретов теперь не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах.
В отношении иных видов злоупотребления доминирующим положением предполагается применение правила разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом такого вида злоупотребления. Перечень же видов злоупотреблений, которые подлежат оценке с применением правила разумности, неисчерпывающий.
Запреты "per se" в отношении соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, исчерпывающе установлены в законопроекте. При этом применение правила разумности допустимо в отношении антиконкурентных вертикальных соглашений (т.е. соглашений и согласованных действий между лицами, не конкурирующими между собой и являющимися по отношению друг к другу покупателем и продавцом товара), а также иных не подпадающих под запрет "per se" соглашений и согласованных действий.
Одной из существенных новелл является введение оснований признания отдельных видов монополистической деятельности, приводящих к ограничению конкуренции, допустимыми (правило разумности). Причем, если можно так выразиться, эта новелла бросается в глаза и в технико-юридическом смысле, так как указанные основания объединены в одну статью с оригинальным односложным названием "Исключения".
В действующем Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определено, что любые виды злоупотребления доминирующим положением, а также отдельные виды соглашений и согласованных действий, ограничивающие конкуренцию, могут быть "признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка". Неоднозначность нормы привела инициатора законотворчества к определению в качестве правила разумности принятых в законодательстве ЕС четырех условий допустимости видов монополистической деятельности, соглашений и согласованных действий, а именно:
- они имеют или могут иметь своим результатом содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;
- они имеют своим результатом получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются от совершения ограничивающих конкуренцию действий;
- они не налагают на третьих лиц или участников таких действий ограничений, не являющихся крайне необходимыми для достижения целей таких действий;
- они не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Теперь суд, а также антимонопольный орган могут определять соответствие отдельных видов монополистической деятельности, сделок и действий, ограничивающих конкуренцию и подлежащих государственному контролю экономической концентрации, а также отдельных случаев предоставления государственной помощи, правилу разумности и признавать их допустимыми.
Антиконкурентные акты и действия
органов исполнительной власти
В проекте закона теперь нет требования обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом проектов решений органов власти или местного самоуправления, иных наделенных их функциями (правами) органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот хозяйствующим субъектам. Взамен законопроект предлагает ввести государственный антимонопольный контроль предоставления государственной помощи.
Теперь предлагается расширить круг субъектов, на которые распространяется существующий сегодня запрет соглашений или согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, результатом которых является ограничение конкуренции. В этот перечень органов и организаций включен Центральный банк РФ (за исключением случаев таких соглашений, установленных федеральным законом).
Включением в список государственных внебюджетных фондов, ГУПов и МУПов, бюджетных учреждений и субъектов естественных монополий расширяется перечень организаций, на которые возлагается обязанность приобретать финансовые услуги только по результатам открытого конкурса или аукциона. При этом в проекте закона содержится исчерпывающий перечень видов финансовых услуг, которые должны приобретаться указанными органами и организациями по результатам открытого конкурса или аукциона.
Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. Под государственной и муниципальной помощью понимается предоставление органами исполнительной власти или местного самоуправления, а также уполномоченными на это указанными органами индивидуальных льгот и (или) преимуществ хозяйствующим субъектам. Законопроект вводит запрет на предоставление государственной помощи. Но не признается государственной помощью в смысле проекта закона предоставление государственных или муниципальных средств на основании результатов торгов или в соответствии с иной процедурой, предусмотренной федеральным законом, предоставление государственных средств на цели преодоления последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций и т.п. К разрешенным видам государственной помощи относится государственная помощь, предусмотренная федеральным законом, законом о бюджете субъекта Российской Федерации, актом о бюджете органа местного самоуправления.
Функции и полномочия антимонопольного органа
Одной из новелл является публикация в СМИ решения и предписания антимонопольного органа, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц. Важной новацией в части ограничения неоправданного вмешательства антимонопольного органа в деятельность хозяйствующих субъектов является лишение антимонопольного органа права выдавать предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, которые систематически осуществляют монополистическую деятельность. Принудительное разделение таких хозяйствующих субъектов может быть осуществлено только по решению суда.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
ЭЖ-Юрист, 2005, N 34

Комментарии к законам »
Читайте также