Социальные аспекты налоговых вычетов
А.А. СБЕЖНЕВ
Сбежнев А.А., аспирант,
преподаватель кафедры финансового права
Российской академии правосудия.
В
соответствии с п. 2 ст. 17 Налогового кодекса
Российской Федерации <*> (далее - НК РФ) в
необходимых случаях при установлении
налога в акте законодательства о налогах и
сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы не относятся к числу
обязательных элементов юридического
состава налога.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1998. 6
августа.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами
по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов,
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками или
плательщиками сборов, включая возможность
не уплачивать налог или сбор либо
уплачивать их в меньшем размере.
Нормы
законодательства о налогах и сборах,
определяющие основания, порядок и условия
применения льгот по налогам и сборам, не
могут носить индивидуальный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации
сформулировал принцип равного налогового
бремени <*>. Он направлен на то, чтобы без
нарушения формального равенства в
максимальной степени учесть
обстоятельства налогоплательщиков и
обеспечить соблюдение неформального
равенства. Равенство в налоговом праве
реализуется не как уплата налога в
одинаковом размере, а как экономическое
равенство плательщиков и выражается в том,
что за основу берется фактическая
способность к уплате налога на основе
сравнения экономических потенциалов.
Равенство в налогообложении понимается как
равномерность налогообложения. Она
оценивается на основе сопоставления
экономических возможностей различных
налогоплательщиков и сравнения той доли
свободных средств, которая у них изымается
посредством налогов. То есть речь идет о
сравнении налогового бремени, которое
несут различные налогоплательщики.
--------------------------------
<*> Налоговое право:
Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ,
2003. С. 116 - 123.
Главнейшим инструментом
выравнивания налогового бремени и служат
налоговые льготы.
Все налоговые льготы
имеют одну общую цель - сокращение размера
налогового обязательства
налогоплательщика. Разновидностью
налоговых льгот являются вычеты.
Налоговые вычеты - это суммы, на которые
уменьшается объект налогообложения,
выраженный в денежной форме, при
определении налоговой базы для исчисления
налога налоговым агентом или налоговым
органом.
В соответствии с Налоговым
кодексом РФ плательщики налога на доходы
физических лиц получили право на следующие
налоговые вычеты: стандартные, социальные,
имущественные, профессиональные. Налоговые
вычеты, действующие с 1 января 2001 г.,
установлены в фиксированных суммах.
Расходы, принимаемые в качестве налоговых
вычетов, выраженные в иностранной валюте,
пересчитываются в рубли по курсу
Центрального банка РФ, установленному на
дату фактического осуществления
расходов.
При определении размера
налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 210 НК
РФ налогоплательщик имеет право на
получение стандартных налоговых вычетов,
предусмотренных ст. 218 НК РФ.
Представляется, что в настоящее время
система налоговых льгот недостаточно полно
обеспечивает соблюдение принципа равного
налогового бремени. Под тяжестью или
бременем налогообложения нужно разуметь те
материальные потери и ту степень лишения, с
которыми бывает связана для плательщика
уплата налога <*>.
--------------------------------
<*> Соколов А.А.
Теория налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. С.
446.
Совершенно очевидно, что по сравнению
с 2001 г. в условиях непрерывного роста цен на
продовольствие и иные товары, на
коммунальные и иные услуги, необходимые для
нормального существования человека,
вызванного как внутренними, так и внешними
экономико-политическими факторами (в
частности инфляция, резкие колебания
курсов иностранных валют, цен на нефть и
нефтепродукты и прочее), значительно
изменились условия жизни.
Размеры
стандартных налоговых вычетов,
установленные Налоговым кодексом в
фиксированном размере, на наш взгляд, не
соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а
также не способствуют повышению уровня
жизни налогоплательщиков. Что приводит к
сокрытию части дохода либо уклонению от
уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 218
НК РФ стандартные налоговые вычеты
предоставляются в размере 3000, 500, 400 рублей
(распространяются на налогоплательщиков) и
600 рублей на каждого ребенка, находящегося
на иждивении налогоплательщика.
Таким
образом, "на содержание" ребенка приходится
78 рублей в месяц, а на самого
налогоплательщика - 390, 65 и 52
соответственно.
По данным Федеральной
службы государственной статистики РФ,
величина прожиточного минимума за IV
квартал 2004 г. в целом по Российской
Федерации составила 2451 рубль в месяц - для
всего населения, 2690 рублей в месяц - для
трудоспособного населения, 1849 рублей в
месяц - для пенсионеров, 2394 рубля в месяц -
для детей <*>.
--------------------------------
<*> Используются данные, опубликованные
на официальном web-сайте Федеральной службы
государственной статистики:
http://www.gks.ru.
При этом численность населения
с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в IV квартале 2004 года
составила 14,6% от общей численности
населения в России (20 млн. человек).
Среднедушевые денежные доходы населения
составили 7531 рубль. Однако в некоторых
регионах России заработок в лучшем случае
достигает 5000 рублей.
Эти показатели не
позволяют достаточно полно учесть
потребности каждого налогоплательщика.
Уровень цен в больших городах и потребности
городского населения и жителей населенных
пунктов, где преобладает подсобное
хозяйство, существенно разнятся.
По
ранее действовавшему Закону от 7 декабря 1991
г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических
лиц" <*> размеры предоставляемых
налоговых вычетов зависели от минимального
размера оплаты труда.
--------------------------------
<*> Российская
газета. 1992. 13 марта.
Представляется, что
данная норма более полно учитывала принцип
равного налогового бремени и
способствовала сокращению размера
налогового обязательства
налогоплательщика. Думается, размер
стандартных вычетов целесообразнее
привязать к прожиточному минимуму либо к
минимальному размеру оплаты труда.
В
соответствии со ст. 1 Федерального закона от
19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере
оплаты труда" <*> минимальный размер
оплаты труда с 1 января 2005 г. составляет 720
рублей в месяц, а с 1 сентября 2005 г. составит
800 рублей в месяц.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2000. 21 июня.
Это
позволит облагать налогом чистый доход
налогоплательщика, освобожденный от
расходов на удовлетворение минимально
необходимых потребностей как самого
налогоплательщика, так и находящихся на его
иждивении детей (подопечных лиц).
Кроме
того, в некоторых странах, например в особом
административном районе Гонконг (КНР),
налогоплательщикам предоставляется
налоговый вычет на содержание лиц,
находящихся на их иждивении и проживающих
совместно с налогоплательщиком (этими
лицами являются родители
налогоплательщика и его (ее) супруга,
бабушки и дедушки налогоплательщика и его
(ее) супруга, нетрудоспособные братья и
сестры и иные зависимые иждивенцы), а также
на содержание таких лиц в специальных
учреждениях, например дома престарелых и
т.п. <*>.
--------------------------------
<*>
Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. М.:
Вузовская книга, 2003. С. 227 -
230.
Представляется необходимым включение
данного вычета, имеющего большое
социальное значение, в систему
налогообложения России.
Также мировая
практика налогообложения использует так
называемый институт совместного обложения
(США, Гонконг (КНР), Испания) <*>, сущность
которого заключается в том, что годовые
доходы супругов, проживающих совместно,
объединяются в совокупный годовой доход
"семьи", который и подлежит в конечном итоге
обложению. При этом налоговые вычеты,
причитающиеся каждому супругу,
используются в полном размере. Совместное
обложение выгодно применять, если годовая
сумма налоговых вычетов, причитающихся
одному из супругов, превышает сумму его
годового дохода.
--------------------------------
<*> Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга.
М.: Вузовская книга, 2003. С. 214 - 219; Кучеров И.И.
Налоговое право зарубежных стран. Курс
лекций. М.: АО "Центр-ЮрИнфоР", 2003. 374
с.
Увеличение размеров стандартных
налоговых вычетов, на наш взгляд,
поспособствует укреплению института семьи
как основной ячейки общества.
На
сегодняшний день в России сложилась
тяжелая демографическая ситуация -
смертность существенно превышает
рождаемость. Через несколько лет этот
процесс будет необратим. Многие семьи не
могут позволить себе рождение детей из-за
недостаточности средств на их содержание
либо ограничиваются рождением одного
ребенка, в редких случаях двух.
Повышение благосостояния населения -
важнейшая задача государства, стоящая на
пути решения социальной и демографической
проблемы.
Финансовое право, 2005, N 8