Социальные аспекты налоговых вычетов

А.А. СБЕЖНЕВ
Сбежнев А.А., аспирант, преподаватель кафедры финансового права Российской академии правосудия.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации <*> (далее - НК РФ) в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы не относятся к числу обязательных элементов юридического состава налога.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1998. 6 августа.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал принцип равного налогового бремени <*>. Он направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства в максимальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства. Равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Равенство в налогообложении понимается как равномерность налогообложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая у них изымается посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные налогоплательщики.
--------------------------------
<*> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 116 - 123.
Главнейшим инструментом выравнивания налогового бремени и служат налоговые льготы.
Все налоговые льготы имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Разновидностью налоговых льгот являются вычеты.
Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 г., установлены в фиксированных суммах. Расходы, принимаемые в качестве налоговых вычетов, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического осуществления расходов.
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 НК РФ.
Представляется, что в настоящее время система налоговых льгот недостаточно полно обеспечивает соблюдение принципа равного налогового бремени. Под тяжестью или бременем налогообложения нужно разуметь те материальные потери и ту степень лишения, с которыми бывает связана для плательщика уплата налога <*>.
--------------------------------
<*> Соколов А.А. Теория налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. С. 446.
Совершенно очевидно, что по сравнению с 2001 г. в условиях непрерывного роста цен на продовольствие и иные товары, на коммунальные и иные услуги, необходимые для нормального существования человека, вызванного как внутренними, так и внешними экономико-политическими факторами (в частности инфляция, резкие колебания курсов иностранных валют, цен на нефть и нефтепродукты и прочее), значительно изменились условия жизни.
Размеры стандартных налоговых вычетов, установленные Налоговым кодексом в фиксированном размере, на наш взгляд, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков. Что приводит к сокрытию части дохода либо уклонению от уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 400 рублей (распространяются на налогоплательщиков) и 600 рублей на каждого ребенка, находящегося на иждивении налогоплательщика.
Таким образом, "на содержание" ребенка приходится 78 рублей в месяц, а на самого налогоплательщика - 390, 65 и 52 соответственно.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, величина прожиточного минимума за IV квартал 2004 г. в целом по Российской Федерации составила 2451 рубль в месяц - для всего населения, 2690 рублей в месяц - для трудоспособного населения, 1849 рублей в месяц - для пенсионеров, 2394 рубля в месяц - для детей <*>.
--------------------------------
<*> Используются данные, опубликованные на официальном web-сайте Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.
При этом численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в IV квартале 2004 года составила 14,6% от общей численности населения в России (20 млн. человек). Среднедушевые денежные доходы населения составили 7531 рубль. Однако в некоторых регионах России заработок в лучшем случае достигает 5000 рублей.
Эти показатели не позволяют достаточно полно учесть потребности каждого налогоплательщика. Уровень цен в больших городах и потребности городского населения и жителей населенных пунктов, где преобладает подсобное хозяйство, существенно разнятся.
По ранее действовавшему Закону от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" <*> размеры предоставляемых налоговых вычетов зависели от минимального размера оплаты труда.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1992. 13 марта.
Представляется, что данная норма более полно учитывала принцип равного налогового бремени и способствовала сокращению размера налогового обязательства налогоплательщика. Думается, размер стандартных вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <*> минимальный размер оплаты труда с 1 января 2005 г. составляет 720 рублей в месяц, а с 1 сентября 2005 г. составит 800 рублей в месяц.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2000. 21 июня.
Это позволит облагать налогом чистый доход налогоплательщика, освобожденный от расходов на удовлетворение минимально необходимых потребностей как самого налогоплательщика, так и находящихся на его иждивении детей (подопечных лиц).
Кроме того, в некоторых странах, например в особом административном районе Гонконг (КНР), налогоплательщикам предоставляется налоговый вычет на содержание лиц, находящихся на их иждивении и проживающих совместно с налогоплательщиком (этими лицами являются родители налогоплательщика и его (ее) супруга, бабушки и дедушки налогоплательщика и его (ее) супруга, нетрудоспособные братья и сестры и иные зависимые иждивенцы), а также на содержание таких лиц в специальных учреждениях, например дома престарелых и т.п. <*>.
--------------------------------
<*> Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. М.: Вузовская книга, 2003. С. 227 - 230.
Представляется необходимым включение данного вычета, имеющего большое социальное значение, в систему налогообложения России.
Также мировая практика налогообложения использует так называемый институт совместного обложения (США, Гонконг (КНР), Испания) <*>, сущность которого заключается в том, что годовые доходы супругов, проживающих совместно, объединяются в совокупный годовой доход "семьи", который и подлежит в конечном итоге обложению. При этом налоговые вычеты, причитающиеся каждому супругу, используются в полном размере. Совместное обложение выгодно применять, если годовая сумма налоговых вычетов, причитающихся одному из супругов, превышает сумму его годового дохода.
--------------------------------
<*> Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. М.: Вузовская книга, 2003. С. 214 - 219; Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М.: АО "Центр-ЮрИнфоР", 2003. 374 с.
Увеличение размеров стандартных налоговых вычетов, на наш взгляд, поспособствует укреплению института семьи как основной ячейки общества.
На сегодняшний день в России сложилась тяжелая демографическая ситуация - смертность существенно превышает рождаемость. Через несколько лет этот процесс будет необратим. Многие семьи не могут позволить себе рождение детей из-за недостаточности средств на их содержание либо ограничиваются рождением одного ребенка, в редких случаях двух.
Повышение благосостояния населения - важнейшая задача государства, стоящая на пути решения социальной и демографической проблемы.
Финансовое право, 2005, N 8

Комментарии к законам »
Читайте также