Муниципальные выборы и российские политические партии: участвовать или не участвовать?
УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ НЕ УЧАСТВОВАТЬ?
Н.Н.
НЕРОВНАЯ
Неровная Н.Н., доцент
Челябинского государственного
университета, кандидат юридических
наук.
Формирование самоуправляемого
местного сообщества невозможно без
осознания гражданами, проживающими в
муниципальном образовании, своей
причастности к нему, признанием себя членом
некоего объединения людей, которое
оказывает непосредственное влияние на
решение местных вопросов. Созданием такой
общности людей, принимающих на себя
ответственность за дела местные, о чем в
идеальном варианте системы местного
самоуправления говорится в Конституции
Российской Федерации, и занимается
институт муниципальных выборов. Рассмотрим
вопросы обеспечения реализации
конституционного права граждан на
управление делами государства, а именно
посредством формирования органов местного
самоуправления.
Следует отметить, что
избирательное законодательство в
настоящее время достигло достаточной
степени развития, чтобы предъявлять к нему
более серьезные требования, чем на первых
этапах формирования, когда в первую очередь
требовалось обеспечить реализацию
основных демократических принципов
проведения свободных выборов на основе
многопартийности и реальной
альтернативности в выборе кандидата.
Необходимо также обратить внимание на
фактически завершение почти десятилетнего
процесса становления такого
демократического института, как местное
самоуправление, о котором в настоящее время
можно говорить как о состоявшемся элементе
российской государственности.
Проводимая в настоящее время в России
реформа местного самоуправления наглядно
демонстрирует, что российское местное
самоуправление существует де-юре и
де-факто. Тем не менее развитие данного
института все еще связано со значительными
трудностями, среди которых можно выделить
проблему реализации права граждан избирать
и быть избранными в органы местного
самоуправления и участие российских
политических партий в муниципальных
выборах. Остановимся на специфике
законодательной регламентации института
субъектов муниципальных выборов с точки
зрения участия политических партий в
них.
Основу избирательного процесса
составляет деятельность, осуществляемая
уполномоченными на то участниками
(субъектами). Она опирается на Конституцию
РФ и составляет важнейший элемент
конституционного строя России. Субъекты
избирательного процесса - это
индивидуальные и коллективные
(ассоциированные) участники выборов,
совершающие действия, направленные на
формирование публичной власти с
результатами, не вызывающими недоверия,
поскольку они были получены в соответствии
с нормативными актами <*>. С принятием
Федерального закона "О политических
партиях" основным коллективным субъектом
избирательного процесса признается
политическая партия. Закон о партиях
устанавливает, что политическая партия
является единственным видом общественного
объединения, которое обладает правом
самостоятельно выдвигать кандидатов
(списки кандидатов) в депутаты и на иные
выборные должности в органах
государственной власти (п. 1 ст. 36 данного
Закона). Изменение статуса политических
партий в избирательном процессе объективно
продиктовало необходимость изменения
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Однако данный Закон продолжает
использовать понятие "избирательное
объединение". Справедливо задать вопрос:
почему? Ведь то, что понятие "избирательное
объединение" - это временное явление,
использование которого объяснялось
особенностями становления российской
избирательной системы и отсутствием
системы стабильных политических структур,
отмечали многие ученые <**>.
--------------------------------
<*> Краснов К.В.
Субъекты избирательного процесса в
Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид.
наук. М., 2000. С. 30 - 31.
<**> См.: Вешняков
А.А. Избирательные стандарты в
международном праве и их реализация в
законодательстве РФ / А.А. Вешняков. М.:
Издательство "Весь Мир", 1997. С. 70;
Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. Учебник для
вузов / Отв. редактор А.В. Иванченко. М.:
Издательство "НОРМА", 1999. С. 172.
Конечно,
сама по себе дефиниция "избирательное
объединение" во многом носит формальный
характер. Реальное ее наполнение зависит от
правового содержания, которое вкладывается
в данное понятие. А зависит оно, во-первых,
от субъектного состава участников выборов
и, во-вторых, от выборов, которые проводятся
в нашей стране.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации
граждане имеют право участвовать в выборах
как органов государственной власти, так и
органов местного самоуправления. Местное
самоуправление представляет собой
неотъемлемое звено в механизме
осуществления власти народа, одну из
гарантий самостоятельности, автономности
гражданского общества, его самореализации.
Это один из каналов реализации
многочисленных интересов, которые отражают
особенности индивидуального бытия части
человеческого сообщества в конкретном
месте его обитания: городе, поселке, районе
и других муниципальных образованиях (п. 1 ст.
12 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" <*> и п. 1 ст. 10
редакции данного Закона от 6 октября 2003 г.
<**>). Местное самоуправление - тот уровень
публичной власти, где происходит
изначально непосредственное обеспечение
нормальной жизнедеятельности каждого
человека, его права на достойную жизнь.
Согласно Европейской хартии о местном
самоуправлении существование облеченных
реальной властью органов местного
самоуправления обеспечивает эффективное и
одновременно приближенное к гражданину
управление <***>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506.
<**> Собрание
законодательства Российской Федерации. 2003.
N 40.
<***> Преамбула Европейской хартии
о местном самоуправлении от 15 октября 1985
года // Местное самоуправление в зарубежных
странах (информационный обзор) / Под ред. Н.П.
Медведева, А.И. Ракитова и др. М., 1994. С. 71 -
78.
Поэтому в сфере местного
самоуправления также находит свое
воплощение тесное взаимодействие прямой и
представительной форм демократии. Партии,
участвуя в выборах органов местного
самоуправления, выступают в качестве
посредников между выборными органами
местного самоуправления и населением, и тем
самым в роли связующего звена в механизме
взаимодействия государства с местным
самоуправлением через разветвленную сеть
своих структур. Вместе с этим следует
учитывать и специфику местных выборов.
Например, Т. Абалкина усматривает
особенность муниципальных выборов в их
хозяйственной ориентации в отличие от
политической направленности
губернаторских выборов или выборов
законодательных органов субъектов
Федерации. Она подчеркивает, что в
большинстве муниципальных образований
претенденты на должность мэра вынужденно
будут применять в качестве ведущей
ориентацию социальной защиты, ибо с местной
властью связываются бытовые интересы, то
есть те, которые выражаются в понятии
"комфорт проживания" <*>. Аналогичную
позицию высказывает В.А. Черников, который
считает, что необходимо отказаться от
определения субъектов участия в
муниципальных выборах по политическому
признаку. Окраска местной власти не только
и не столько политическая, сколько
социально-коммунальная. Местное
самоуправление обеспечивает прежде всего
решение жизненно важных вопросов
функционирования местного хозяйства,
предоставление населению
социально-культурных услуг (включая
благоустройство и развитие территории)
<**>.
--------------------------------
<*>
Проблемы организации выборов глав местного
самоуправления ("круглый стол") //
Государственное управление. 1996. N 5. С. 31.
<**> Черников В.А. Муниципальные выборы:
как выбирать достойных. Бюллетень
Конгресса муниципальных образований
Российской Федерации. Вып. 39. 1999 г. // Архив
Конгресса муниципальных образований
Российской Федерации.
Вследствие этого
участие только политических партий в
формировании неполитических структур,
которыми являются органы местного
самоуправления, будет противоречить
конституционному статусу и природе
местного самоуправления. На местах
существует множество различных
общественных объединений, которые даже
более полно, чем политические партии,
способны выразить насущные интересы
населения в вопросах распоряжения
муниципальной собственностью,
благоустройства территории, охраны
окружающей среды и так далее <*>. Именно
поэтому законодатель продолжает
использовать термин "избирательное
объединение", объединяя в этой конструкции
две категории субъектов избирательного
процесса. Основной участник - политическая
партия, имеющая в соответствии с
федеральным законом право участвовать в
выборах, а также региональное отделение или
иное структурное подразделение
политической партии, имеющее в
соответствии с федеральным законом право
участвовать в выборах соответствующего
уровня.
--------------------------------
<*>
Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. Учебник для
вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. М.:
Издательство "НОРМА", 1999. С. 176.
Вместе с тем
при проведении выборов в органы местного
самоуправления статус "избирательного
объединения" может получить иное
общественное объединение, устав которого
предусматривает участие в выборах и
которое создано в форме общественной
организации либо общественного движения и
зарегистрировано в соответствии с законом
на уровне, соответствующем уровню выборов,
или на более высоком уровне. При этом
указанное общественное объединение либо
внесенные в его устав изменения и
дополнения, которые предусматривают
участие в выборах, должны быть
зарегистрированы не позднее, чем за один
год до дня голосования (в соответствии с п. 25
ст. 1 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации"). Непосредственное участие в
выборах неполитических, но достаточно
весомых в каждом муниципальном образовании
общественных объединений не может не
возбудить интереса местного сообщества,
которое в достаточной степени удалено от
общеполитических проблем.
В то же время
это является и основным недостатком
данного подхода. Вытеснение подобным
образом партий из общественно-политической
жизни местного сообщества приводит к
гибели формирующейся местной партийной
элиты, т.е. отделений политических партий на
местном уровне. Вместе с тем коммунальное
большинство в местном представительном
органе вряд ли придет в него с обоснованной
политической позицией, четким пониманием
существа муниципальных правоотношений,
необходимости реформ, осознанием
приоритетности интересов местного
сообщества.
Местному сообществу не
может сопутствовать успех, если его
граждане пребывают в состоянии апатии,
дезорганизации и не располагают в нем сетью
общественных структур, способных
мобилизовать и четко выразить волю
большинства, превратить ее в эффективный
инструмент местного самоуправления <*>.
Подобным инструментом должны стать
политические партии (местные отделения),
так как основной целью их создания является
постоянное и непосредственное участие в
данных процессах, а иные общественные
объединения, действующие в муниципальных
образованиях, имеют более узкие,
специальные, цели.
--------------------------------
<*> См.: Муниципальное право Российской
Федерации: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева.
М., 1999. С. 323.
Тем не менее присутствие
общероссийских политических партий на
муниципальном уровне пока не обеспечивало
эффективного решения местных задач в силу
их оторванности от муниципальной
проблематики, сосредоточенности только на
общефедеральных задачах.
В своем
ежегодном Послании Федеральному Собранию
Президент РФ подчеркнул, что парламентские
партии являются частью
государственно-политической машины и
одновременно с этим - частью гражданского
общества. Наиболее влиятельной его частью,
а значит, и наиболее ответственной. Мы все
заинтересованы в углублении
взаимодействия партийных структур с
регионами страны, с гражданами и
общественными организациями <*>.
Необходимо, чтобы и российские
политические партии поняли это. Очевидно,
что местный уровень власти - это самый
короткий и прямой путь к решению насущных,
жизненно важных для населения проблем. Если
избиратель поймет, что политические партии
в состоянии помочь гражданам создать на
местах достойные условия жизни, то и на
общефедеральном уровне российские партии
получат более весомую поддержку.
--------------------------------
<*> Послание
Президента РФ В.В. Путина Федеральному
Собранию РФ от 16 мая 2003 г.
Массовый
избиратель живет в конкретных районах,
городах, поселках и он хочет видеть
результаты партийной работы рядом с собой,
у себя дома, а не только в столице. Так что
партии должны бороться за голоса
избирателей. И практика проведения
муниципальных выборов уже показывает, что
политические партии начинают достаточно
активно в них участвовать. Например, на
выборах в Челябинскую городскую Думу,
которые состоялись 20 марта 2005 г., было
зарегистрировано 57 кандидатов от различных
политических партий (Единой России, ЛДПР,
КПРФ, Российской партии пенсионеров,
Социал-демократической партии России, СПС,
Яблока). Активную поддержку в проведении
предвыборной агитации оказала своим
кандидатам Российская партия пенсионеров и
партия Единая Россия.
В итоге по
результатам голосования из 37 мандатов в
Челябинской городской Думе 30 депутатов
представляют различные политические
партии: 17 - Единую Россию, 9 - Российскую
партию пенсионеров, 2 - Яблоко, 1 - СПС, 1 - СДПР
и только 7 депутатов являются
беспартийными. Следует отметить, что вместе
с представителями партий в Челябинской
городской Думе будут заседать и
представители общественных организаций,
например Челябинской городской молодежной
общественной организации "Правосознание", и
профсоюзов.
Государственная власть и
местное самоуправление, 2005, N 9