Использование потенциала механизма финансового лизинга для оптимизации инвестиционных процессов в транспортной отрасли
ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Д.В.
МАХОВ
Махов Д.В., финансовый директор ЗАО
"ВКМЛизинг", кандидат экономических
наук.
Нашим читателям предлагаем
материал, подготовленный директором ЗАО
"ВКМЛизинг" Маховым Д.В. Материал был
озвучен на международной конференции
"TransRussia 2005".
Полную версию статьи читайте
на сайте www.lawinfo.ru.
Успешная реализация
Транспортной стратегии России зависит
прежде всего от того, насколько оперативно
транспортной отрасли удастся преодолеть
уже существующее научно-техническое и
технологическое отставание от мировых
лидеров в вопросе инфраструктуры и техники.
Первостепенным вопросом для решения
поставленной задачи является вопрос
обеспечения процесса реформирования
транспортной отрасли значительными
объемами ресурсов, и в первую очередь
финансовыми. Совершенно очевидно, что
использование только собственных средств:
выручки от реализации у коммерческих
организаций или налоговых поступлений у
государства (причем размер и того и другого
показателя определяется эффективностью
бизнеса) - явно недостаточно. В то же время
необходимо учитывать, что задействование
традиционного (экстенсивного) механизма
инвестирования столь масштабных проектов,
когда финансовые ресурсы напрямую
направляются на приобретение основных
средств (например, привлечение заемных
средств в инвестиционный проект в виде
прямого долгосрочного инвестиционного
кредита), не позволяет говорить о высоком
темпе и эффективности бизнес - процессов.
Решение задач, поставленных Транспортной
стратегией России перед транспортной
отраслью лежит в плоскости использования
взаимоусиливающегося (синергетического)
эффекта, с одной стороны, эффективных
бизнес - процессов, а с другой - эффективных
инвестиций. Анализ передового мирового
опыта показал, что наиболее адаптированным
к решению подобного рода задач является
финансовый лизинг. Данная форма
инвестиционной деятельности позволяет
предприятию обеспечить одновременное
улучшение состояния активов,
технологической базы и общего финансово -
экономического состояния. Это происходит
за счет возможности экономии оборотных
средств и координации затрат на
финансирование капитальных вложений, чем
обеспечивает большую стабильность
финансовых потоков, в отличие от покупки за
счет собственных или заемных средств.
Использование финансового лизинга
позволило расширить платежеспособный
спрос, повысить объемы реализации
продукции и направить привлеченные таким
образом дополнительные оборотные средства
на НИОКР, что дает возможность для
лизингополучателя одновременно с
оптимизацией своих финансовых потоков
обеспечить увеличение объемов оказываемых
услуг и снижение эксплуатационных
издержек.
На примере деятельности нашей
компании можно увидеть, что при грамотной
организации бизнес - процессов
использование механизма финансового и
возвратного лизинга способствует наиболее
полному удовлетворению интересов всех
участвующих в проекте сторон:
производителя - по причине увеличения
продаж, расширения платежеспособного
спроса; лизингополучателя - в результате
использования преимуществ лизинга (в
первую очередь снижение сумм
единовременного отвлечения оборотных
средств на приобретение актива);
государства - в результате привлечения
денежных средств в инвестиционные проекты,
осуществляемые в рамках реализации
Транспортной стратегии России.
Юрист,
2005, N 10