Нужно ли заключать договоры о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления?
ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ВЕДЕНИЯ
И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ?
Р.
ЛЮБИМОВА
Р. Любимова, председатель
коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ по
разрешению дел по спорам, возникающим в
сфере управления.
При разрешении споров о
правовом режиме имущества, находящегося в
ведении государственных предприятий и
учреждений, арбитражные суды столкнулись с
такими фактами, когда Госкомимущество
России и его территориальные комитеты на
местах заключают договоры о закреплении
имущества за предприятиями на праве
полного хозяйственного ведения или
оперативного управления.
При этом
Госкомимущество считает, что право полного
хозяйственного ведения или оперативного
управления возникает у предприятий и
учреждений вследствие заключения с ними
таких договоров. При отсутствии договора о
закреплении за предприятием имущества в
полное хозяйственное ведение это
имущество, по мнению комитета, может быть
изъято.
В качестве примера приведу
рассмотренное Арбитражным судом г. Санкт -
Петербурга и Ленинградской области дело по
иску АО "Леноблремстрой" к правительству
Ленинградской области о признании
недействительным распоряжения
правительства от 4 февраля 1994 года о
передаче на баланс предприятия
"Недвижимость" здания по ул. Некрасова, д. 14,
находящегося во владении и пользовании АО
"Леноблремстрой".
Принимая распоряжение
об изъятии здания у АО "Леноблремстрой" и
передаче его предприятию "Недвижимость",
правительство Ленинградской области
исходило из того, что Госкомимуществом
области указанное здание не передавалось в
полное хозяйственное ведение тресту
"Леноблремстрой" (предшественнику
акционерного общества "Леноблремстрой") по
договору, заключенному между
Госкомимуществом Ленинградской области и
трестом. Действительно, между названными
сторонами был заключен договор о
закреплении имущества на праве полного
хозяйственного ведения, в перечне которого
спорное здание не значилось.
Исковые
требования АО "Леноблремстрой" были
удовлетворены по следующим основаниям.
Решением Леноблисполкома от 14 апреля 1986
года N 142 здание по ул. Некрасова, д. 14 было
передано на баланс треста "Леноблремстрой"
и находилось на балансе этого предприятия
до его преобразования в акционерное
общество. В момент издания распоряжения
спорное здание находилось на балансе и в
пользовании у акционерного общества
"Леноблремстрой".
В соответствии со ст. 24
Закона о собственности в РСФСР и
Постановлением Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 17 сентября 1992 года N
13 факт нахождения здания на балансе
предприятия создавал презумпцию полного
хозяйственного ведения. Данная презумпция
материалами дела не опровергнута.
Заключение договора о закреплении
имущества за предприятием на праве полного
хозяйственного ведения законом не
предусмотрено.
Согласно п. 5 Указа
Президента от 1 июля 1992 года N 721 "Об
организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий в
акционерные общества" государственное
имущество, ранее переданное в ведение (на
баланс) объединениям органами
государственного управления, при условии
преобразования объединений в акционерные
общества открытого типа вносится в
уставный капитал этих акционерных
обществ.
В данном случае при
преобразовании истца в акционерное
общество здание по ул. Некрасова, д. 14 не
было внесено в его уставный капитал, чем
нарушены права и интересы предприятия.
На основании п. 2 ст. 28 Закона о приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации
акционерное общество является
правопреемником имущественных прав и
обязанностей государственного
предприятия. Поскольку у треста
"Леноблремстрой" в отношении здания по ул.
Некрасова, д. 14 было право полного
хозяйственного ведения и это право перешло
к акционерному обществу, правительство
Ленинградской области не имело права
изымать здание и передавать другому
предприятию.
Вместе с тем необходимо
определиться, как быть в тех случаях, когда
между Госкомимуществом и предприятием или
учреждением заключен договор.
Согласно
законам о собственности и о предприятиях и
предпринимательской деятельности,
действовавшим до 1 января 1995 года,
собственник мог закрепить принадлежащее
ему имущество за созданным им предприятием
на праве полного хозяйственного ведения.
Осуществляя это право, предприятие владело,
пользовалось и распоряжалось указанным
имуществом, совершало в отношении его любые
действия, не противоречащие закону. К праву
полного хозяйственного ведения
применялись правила о праве собственности,
если законодательными актами или договором
предприятия с собственником не
предусматривалось иное.
В связи с этим
собственник или уполномоченное им лицо в
соответствии с Законом о собственности в
РСФСР были вправе заключать с предприятием
договор, в котором могли определять
полномочия предприятия, но не решать вопрос
о закреплении имущества. Отсутствие
договора с предприятием означало, что это
предприятие пользуется всеми правами на
закрепленное за ним имущество (владеет,
пользуется и распоряжается имуществом,
совершает любые действия, не
противоречащие закону).
В настоящее
время имущество согласно части первой
Гражданского кодекса РФ может быть
закреплено за унитарным предприятием на
праве хозяйственного ведения. Вопрос о
действии договора, ранее заключенного
Госкомимуществом с предприятием о его
полномочиях на закрепленное за ним
имущество, обсуждается при подготовке
проекта постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ о применении части
первой Гражданского кодекса РФ.
Закрепленное собственником за учреждением,
которое финансируется за счет его средств,
имущество находится в оперативном
управлении. Действовавшие до 1 января 1995
года законы о собственности и о
предприятиях и предпринимательской
деятельности не предусматривали право
собственника заключать с таким учреждением
договор.
Статьей 113 Гражданского
кодекса РФ установлено, что имущество
государственного или муниципального
унитарного предприятия находится
соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Возможность заключения договора с таким
предприятием Гражданским кодексом не
предусмотрена.
Однако отсутствие
такого указания не лишает собственника или
уполномоченное им лицо и предприятие права
заключить договор, который не может менять
правовой режим переданного имущества и
объем правоспособности предприятия, то
есть право хозяйственного ведения или
оперативного управления. Заключенные
собственником с предприятием договоры не
могут противоречить императивным нормам,
установленным законодательством.
Вопрос о режиме переданного имущества и
объеме правоспособности решается
законодательством в зависимости от формы
предприятия (например, казенные
предприятия будут владеть имуществом на
праве оперативного управления).
Следовательно, договоры, заключенные после
1 января 1995 года и не противоречащие
законодательству, не следует признавать
ничтожными или оспоримыми.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РСФСР от 24.12.1990 N
443-1
"О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР"
ЗАКОН РФ
от 03.07.1991 N 1531-1
"О ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от
30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
УКАЗ Президента РФ от 01.07.1992 N 721
"ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ ПО
ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА"
(вместе с
"ПОЛОЖЕНИЕМ О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ С
ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ В
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
ОТКРЫТОГО
ТИПА")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от
17.09.1992 N 13
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ
РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
СОБСТВЕННОСТИ"
Хозяйство и право, N 7,
1995