Об отсрочке уплаты госпошлины

В. ДЕЙНИЧЕНКО
В. Дейниченко, советник по правовым вопросам акционерного общества "Югтекс".
Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 августа 1994 года N С1-7/ОП-557 "О мерах по содействию ликвидации кризиса неплатежей" было предусмотрено, что при предъявлении предприятиями (организациями), выступающими в роли истцов, документов соответствующих банков об отсутствии денежных средств на расчетных счетах предприятий арбитражные суды вправе предоставлять право на отсрочку и рассрочку уплаты государственной пошлины до принятия решения по существу спора.
С 1 июля 1995 года вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 5 апреля 1995 года. Указанным Кодексом не предусмотрена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, апелляционном обжаловании решения, подаче кассационной жалобы либо заявления о принесении протеста на решение.
Поэтому при отсутствии документов, подтверждающих уплату госпошлины, исковые заявления вместе с ходатайством об отсрочке уплаты госпошлины возвращаются истцам.
Таким образом, получается, что с вступлением в силу нового АПК РФ право на судебную защиту осталось только у тех, кто имеет средства для уплаты госпошлины. Те же, у кого недобросовестные партнеры отобрали денежные или материальные ценности на десятки и сотни миллионов рублей, теперь не имеют возможности обратиться в суд.
Арбитражные суды ссылаются на то, что согласно ч. 3 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом. При этом как бы несущественным видится тот факт, что такого федерального закона нет и неизвестно, когда он будет издан. Введение в действие нового АПК РФ привело к тому, что суды в одночасье прекратили принимать и рассматривать огромное количество заявлений предприятий и организаций о нарушении их законных прав и интересов. Пострадавшие и обманутые остались без судебной защиты.
Такую же позицию арбитражные суды заняли и по отношению к апелляционным и кассационным жалобам. Здесь суды, по сути дела, уходят от контроля за вынесенными ими решениями и лишают участников арбитражного процесса права на судебную защиту.
В результате грубо нарушаются нормы не только Гражданского кодекса РФ (ст. 11, 15 и др.), но и Конституции Российской Федерации (в частности, ст. 18, 35, 46, 47).
Получается, что ч. 3 ст. 91 АПК РФ, согласно которой вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины и уменьшения ее размера решаются только в соответствии с федеральным законом, и отсутствие этого самого федерального закона фактически отменяет статьи Конституции РФ и саму сущность гражданского законодательства.
Однако из сложившейся ситуации, думается, есть выход. Судьи имеют возможность применять отсрочку уплаты госпошлины до рассмотрения дела по существу, полностью соблюдая при этом законность.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Следовательно, судьи арбитражных судов обязаны принимать и рассматривать исковые заявления, руководствуясь непосредственно ст. 46 и 47 Конституции РФ, где предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 11 АПК РФ арбитражный суд разрешает споры на основании, в частности, Конституции РФ. Кроме того, ч. 4 ст. 11 предусмотрено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.
Таким образом, при отсутствии федерального закона о госпошлине суд обязан применять сходные нормы, каковой является ст. 81 Гражданского процессуального кодекса РСФСР "Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров", предусматривающая право суда или судьи, исходя из имущественного положения сторон, отсрочить уплату судебных расходов или уменьшить их размер.
Одновременно суд должен и может руководствоваться общими началами и смыслом законов, которые Основным законом определены конкретно:
- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;
- никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде.
В заключение можно отметить, что только при таком подходе к решению данного вопроса возможна надлежащая реализация и исполнение ст. 2 АПК РФ, согласно которой задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ПИСЬМО ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-557
"О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЛИКВИДАЦИИ ПРИЧИН КРИЗИСА НЕПЛАТЕЖЕЙ"
Хозяйство и право, N 11, 1995

ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ  »
Комментарии к законам »
Читайте также