Уголовно - исполнительный кодекс: общие положения
А. МИХЛИН
А. Михлин, доктор юридических
наук, заслуженный деятель науки
России.
Согласно Федеральному закону "О
введении в действие Уголовно -
исполнительного кодекса Российской
Федерации" с 1 июля 1997 г. признаны
утратившими силу Исправительно - трудовой
кодекс РСФСР и все изменения и дополнения,
принятые в период его действия, Положение о
порядке и условиях исполнения в РСФСР
уголовных наказаний, не связанных с мерами
исправительно - трудового воздействия на
осужденных, а также все законы и указы,
связанные с его утверждением и введением в
действие. Признаны не действующими на
территории Российской Федерации
общесоюзные законы и указы, связанные с
исполнением наказания.
В настоящее
время нет пока аппарата, который мог бы
обеспечить обязательные работы; не
построены арестные дома и не организованы
исправительные центры, где должно
исполняться наказание в виде ограничения
свободы. Решение всех этих вопросов связано
со значительными капиталовложениями,
которые сейчас просто невозможны из-за
отсутствия финансирования. По этой причине
в Уголовно - исполнительном кодексе также
откладывается введение в действие
названных наказаний.
Соответствующие
нормативные акты, необходимые для
применения Уголовно - исполнительного
кодекса, должны быть приняты
Правительством РФ в течение 1997 года.
Поскольку закон, ухудшающий положение
осужденного, не может иметь обратной силы, а
действующее законодательство не
предусматривает строгих условий
содержания осужденных в колониях,
установлено, что перевод на такие условия
может быть осуществлен лишь за нарушения,
допущенные после введения в действие
Уголовно - исполнительного кодекса
Российской Федерации, т.е. после 1 июля 1997
г.
В целом же принятый Кодекс
существенно отличается от Исправительно -
трудового кодекса РСФСР, который
действовал с 1 июня 1971 г. Это закон, который
будет регламентировать исполнение всех
видов наказания.
Исправительно -
трудовой кодекс РСФСР регламентировал
исполнение лишь двух наказаний - лишения
свободы и исправительных работ. Действовал
и целый ряд законов о порядке исполнения
других наказаний. А исполнение наказания в
виде смертной казни на законодательном
уровне вообще не регламентировалось.
Действовала лишь соответствующая
инструкция - ведомственный нормативный акт.
На ведомственном уровне был установлен
порядок исполнения условного осуждения и
отсрочки исполнения приговора.
Новый
Уголовный кодекс внес изменения в правовую
регламентацию ряда наказаний, что вызвало
необходимость иного регулирования их
исполнения и предопределило содержание
ряда глав и статей Уголовно -
исполнительного кодекса.
Введение
нового Кодекса расширило предмет уголовно -
исполнительного права по сравнению с
исправительно - трудовым. Главное отличие
заключается в том, что в новом Кодексе
регламентируется исполнение всех видов
наказаний, а также условного осуждения и
мер медицинского характера.
Говоря о
предмете уголовно - исполнительного права,
необходимо указать, что оно зависит от
перечня наказаний, предусмотренных в
Уголовном кодексе, а этот перечень начал
существенно изменяться еще в период
действия УК 1960 года.
Так, в 1993 году были
упразднены такие наказания, как ссылка,
высылка и направление в воспитательно -
трудовой профилакторий, а также условное
осуждение с обязательным привлечением
осужденного к труду и условное
освобождение из мест лишения свободы с
обязательным привлечением к труду. Новый УК
отказался от наказаний в виде увольнения от
должности, возложения обязанности
загладить причиненный вред, общественного
порицания.
Вместе с тем в УК РФ 1996 года
были введены новые наказания - обязательные
работы, ограничение по военной службе,
ограничение свободы, арест, пожизненное
лишение свободы.
Характеризуя новый
Уголовно - исполнительный кодекс, следует
отметить и то, что он разработан с учетом
рекомендаций международно - правовых актов.
При противоречии между ратифицированными
Российской Федерацией международными
договорами и нормами Кодекса последние
должны приводиться в соответствие с
договорами.
К числу важнейших
международных актов, касающихся обращения
с осужденными, относятся, в частности:
Минимальные стандартные правила обращения
с заключенными, 1955 год; Декларация о защите
всех лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1975 год;
Концепция против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекс
поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской
этики, относящиеся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в
защите заключенных или задержанных лиц от
пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие
защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни, 1984 год; Минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов
защиты всех лиц, подвергнутых задержанию
или заключению в какой бы то ни было форме,
1989 год; Минимальные стандартные правила ООН
в отношении мер, не связанных с тюремным
заключением (Токийские правила), 1990 год;
Правила ООН, касающиеся защиты
несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990
год; Руководящие принципы ООН для
предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские
руководящие принципы), 1990 год.
Следует,
однако, иметь в виду, что эти документы
содержат нормы как обязательные, так и
рекомендательные. Например, запрещение
пыток является обязательным, а правило о
содержании каждого осужденного в отдельной
комнате (камере), предусмотренное ст. 9
Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными, должно быть отнесено к числу
норм - рекомендаций, поскольку далеко не все
государства в силу своего экономического
положения могут позволить себе такое
размещение осужденных к лишению свободы.
Уголовно - исполнительный кодекс впервые в
законодательстве об исполнении наказаний
формулирует его принципы, т.е.
основополагающие идеи, закрепленные в
нормах закона. Некоторые из них являются
общеправовыми принципами и совпадают,
например, с принципами УК РФ: законность,
гуманизм, равенство граждан перед законом.
Другие являются специфическими принципами
Уголовно - исполнительного кодекса,
например, дифференциация и
индивидуализация исполнения наказаний,
рациональное применение принудительных
средств и стимулирования правопослушного
поведения, соединение наказания с
исправительным воздействием. Последний
принцип находит отражение и в
формулировании понятия исправления
осужденного как формирования у него
правопослушного поведения, уважительного
отношения к человеку, обществу, труду,
нормам, правилам и традициям человеческого
общежития. На этом понятии основывается и
перечень основных средств исправления
осужденных. К их числу относятся:
установленный порядок исполнения и
отбывания наказания (режим), воспитательная
работа, общественно полезный труд,
получение общего образования,
профессиональная подготовка и
общественное воздействие. Все это
подчеркивает важность достижения основной
задачи правосудия в широком смысле -
превращение бывшего преступника в члена
общества, который не будет совершать новых
преступлений.
Важное значение в УИК РФ
придается охране прав осужденных. Подробно
регламентируется их правовое положение,
которому посвящена отдельная глава.
Законодательно закреплены как обязанности
осужденных, так и их права. Детально
определяется и право на личную
безопасность. Это касается также
обеспечения свободы совести и свободы
вероисповедания осужденных; этого права
осужденные до недавнего времени в течение
многих десятилетий вообще были лишены.
Уголовно - исполнительный кодекс указывает,
какие учреждения и органы исполняют
наказания и кто осуществляет контроль за
ними.
Суды исполняют наказание в виде
лишения специального, воинского или
почетного звания, классного чина и
государственных наград; судебные
исполнители судов - штрафа и конфискации
имущества; уголовно - исполнительные
инспекции органов внутренних дел -
исправительных работ и лишения права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью (это
наказание, если оно назначено в качестве
дополнительного, может исполняться и
учреждениями уголовно - исполнительной
системы). Уголовно - исполнительные
инспекции будут также исполнять наказание
в виде обязательных работ. Лица, осужденные
условно (кроме военнослужащих), также
находятся под контролем уголовно -
исполнительной инспекции.
Учреждения
уголовно - исполнительной системы будут
исполнять наказания: арестные дома - в виде
ареста, исправительные центры - ограничения
свободы. Исправительные колонии,
воспитательные колонии, тюрьмы и колонии -
поселения исполняют наказание в виде
лишения свободы на определенный срок;
исправительные колонии особого режима -
наказания в виде пожизненного лишения
свободы. Смертную казнь также исполняют
учреждения уголовно - исполнительной
системы.
Наказания в отношении
военнослужащих исполняются специально
предназначенными для этого воинскими
частями (содержание в дисциплинарной
воинской части) либо командованием
гарнизона (арест) или командованием
воинских частей, учреждений, органов и
воинских формирований (ограничение по
службе). За осужденными условно
военнослужащими контроль осуществляется
командованием по месту прохождения
службы.
Функции контроля за
учреждениями и органами, исполняющими
наказание, возложены на органы
государственной власти и местного
самоуправления - суд, прокуратуру и
вышестоящие ведомства, которым подчинены
соответствующие учреждения и органы.
УИК РФ регламентирует и вопросы, связанные
с освобождением осужденных от отбывания
наказания. Они, правда, помещены в Особенной
части.
Основания освобождения можно
разделить на три группы: освобождение по
отбытии срока, назначенного приговором
суда; реабилитация (т.е. отмена приговора с
прекращением дела производством) и
досрочное освобождение (условно - досрочное
освобождение от отбывания наказания;
замена неотбытой части наказания более
мягким видом наказания; амнистия или
помилование; тяжелая болезнь или
инвалидность). Упомянуты также иные
основания, предусмотренные законом.
Закон детально регламентирует порядок
освобождения, выдачи освобождаемому
документов, а также порядок представления к
различным видам досрочного освобождения.
Подчеркивается, что все виды досрочного
освобождения (кроме амнистии и помилования)
осуществляются только судом.
Специальные условия установлены для
представления к условно - досрочному
освобождению лиц, отбывающих пожизненное
лишение свободы. Оно возможно лишь по
отбытии не менее 25 лет при отсутствии у
осужденного злостных нарушений режима в
течение предшествующих трех лет и в том
случае, если это лицо не совершало новых
тяжких или особо тяжких преступлений в
период отбывания наказания в виде
пожизненного лишения свободы. При этом,
если суд отказал в условно - досрочном
освобождении осужденного, повторное
внесение представления возможно не ранее
чем по истечении трех лет со дня принятия
судом решения об отказе.
УИК РФ
предусматривает возможность отсрочки
отбывания наказания беременным женщинам и
женщинам, имеющим малолетних детей. Такая
отсрочка допускается до достижения
ребенком не трехлетнего, как раньше, а
восьмилетнего возраста. Поскольку отсрочка
предоставляется в первую очередь ради
ребенка, она применяется в том случае, если
имеются условия для проживания женщины с
ребенком (согласие родственников либо
наличие у женщины собственного жилья и
средств к существованию). Кроме того,
отсрочка не применяется к женщинам,
осужденным на срок свыше пяти лет за тяжкие
и особо тяжкие преступления против
личности.
Освобожденная на основании
определения суда женщина ставится на учет в
уголовно - исполнительной инспекции,
которая в дальнейшем осуществляет контроль
за ее поведением. Если осужденная
отказывается от ребенка или продолжает
после сделанного ей предупреждения
уклоняться от воспитания ребенка, т.е.
оставляет его в родильном доме, передает в
детский дом либо ведет антиобщественный
образ жизни и не занимается воспитанием
ребенка и уходом за ним либо скрылась или
совершает иные действия, свидетельствующие
об уклонении от воспитания ребенка,
уголовно - исполнительная инспекция
направляет в суд представление об отмене
отсрочки и направлении осужденной для
отбывания наказания.
По достижении
ребенком восьмилетнего возраста уголовно -
исполнительная инспекция по месту
жительства осужденной с учетом ее
поведения, проявления заботы о ребенке,
отношения к его воспитанию, характера
совершенного преступления, отбытого и
неотбытого срока наказания направляет в
суд представление об условно - досрочном
освобождении осужденной от наказания, либо
о замене наказания более мягким, либо о
направлении ее в места лишения свободы. Суд
принимает одно из трех этих решений.
В
УИК РФ имеется отдельная глава,
регулирующая оказание помощи лицам,
освобожденным от наказания. Предусмотрены
определенные обязанности учреждений,
исполняющих наказания, по проведению с
лицами, готовящимися к освобождению,
целенаправленной воспитательной работы с
целью подготовки их к освобождению,
разъяснению прав и обязанностей после
выхода на свободу.
Должно быть оказано
содействие в трудовом и бытовом устройстве
освобождаемых осужденных. Установлено, в
частности, что учреждение, исполняющее
наказание, обязано заблаговременно (не
позднее чем за два месяца до истечения
срока наказания в виде ареста либо за шесть
месяцев до истечения срока наказания в виде
ограничения свободы или лишения свободы)
уведомить органы местного самоуправления и
федеральную службу занятости по избранному
осужденным месту жительства о его
предстоящем освобождении, наличии или
отсутствии жилья, трудоспособности и
имеющихся специальностях для подготовки
его трудового и бытового устройства.
Органами социальной защиты должны быть
приняты меры по направлению в дома
инвалидов и престарелых нуждающихся в этом
осужденных, признанных инвалидами I и II
групп, а также мужчин старше 60 лет и женщин
старше 55 лет (по их просьбе и представлению
учреждения, исполняющего наказание).
При освобождении лица, отбывавшие
наказание в виде ограничения свободы,
ареста или лишения свободы, обеспечиваются
бесплатным проездом к месту жительства,
продуктами питания или деньгами на путь
следования, а при необходимости - одеждой.
Им может быть выдано единовременное
денежное пособие. При освобождении лиц,
нуждающихся по состоянию здоровья в
постороннем уходе, беременных женщин и
женщин с малолетними детьми, а также
несовершеннолетних администрация
учреждения или органа, исполняющего
наказание, заблаговременно ставит в
известность их родственников либо иных лиц.
Такие освобождаемые, в том числе
несовершеннолетние в возрасте до
шестнадцати лет, направляются к месту
жительства в сопровождении родственников
или приехавших за ними иных лиц либо
работника исправительного
учреждения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС
РСФСР 27.10.1960)
"ИСПРАВИТЕЛЬНО - ТРУДОВОЙ
КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР
18.12.1970)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 08.01.1997 N
1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
18.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1997 N 2-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО -
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
Российская юстиция, N 4, 1997