Уголовно - исполнительный кодекс: общие положения

А. МИХЛИН
А. Михлин, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 1997 г. признаны утратившими силу Исправительно - трудовой кодекс РСФСР и все изменения и дополнения, принятые в период его действия, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно - трудового воздействия на осужденных, а также все законы и указы, связанные с его утверждением и введением в действие. Признаны не действующими на территории Российской Федерации общесоюзные законы и указы, связанные с исполнением наказания.
В настоящее время нет пока аппарата, который мог бы обеспечить обязательные работы; не построены арестные дома и не организованы исправительные центры, где должно исполняться наказание в виде ограничения свободы. Решение всех этих вопросов связано со значительными капиталовложениями, которые сейчас просто невозможны из-за отсутствия финансирования. По этой причине в Уголовно - исполнительном кодексе также откладывается введение в действие названных наказаний.
Соответствующие нормативные акты, необходимые для применения Уголовно - исполнительного кодекса, должны быть приняты Правительством РФ в течение 1997 года.
Поскольку закон, ухудшающий положение осужденного, не может иметь обратной силы, а действующее законодательство не предусматривает строгих условий содержания осужденных в колониях, установлено, что перевод на такие условия может быть осуществлен лишь за нарушения, допущенные после введения в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, т.е. после 1 июля 1997 г.
В целом же принятый Кодекс существенно отличается от Исправительно - трудового кодекса РСФСР, который действовал с 1 июня 1971 г. Это закон, который будет регламентировать исполнение всех видов наказания.
Исправительно - трудовой кодекс РСФСР регламентировал исполнение лишь двух наказаний - лишения свободы и исправительных работ. Действовал и целый ряд законов о порядке исполнения других наказаний. А исполнение наказания в виде смертной казни на законодательном уровне вообще не регламентировалось. Действовала лишь соответствующая инструкция - ведомственный нормативный акт. На ведомственном уровне был установлен порядок исполнения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора.
Новый Уголовный кодекс внес изменения в правовую регламентацию ряда наказаний, что вызвало необходимость иного регулирования их исполнения и предопределило содержание ряда глав и статей Уголовно - исполнительного кодекса.
Введение нового Кодекса расширило предмет уголовно - исполнительного права по сравнению с исправительно - трудовым. Главное отличие заключается в том, что в новом Кодексе регламентируется исполнение всех видов наказаний, а также условного осуждения и мер медицинского характера.
Говоря о предмете уголовно - исполнительного права, необходимо указать, что оно зависит от перечня наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе, а этот перечень начал существенно изменяться еще в период действия УК 1960 года.
Так, в 1993 году были упразднены такие наказания, как ссылка, высылка и направление в воспитательно - трудовой профилакторий, а также условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Новый УК отказался от наказаний в виде увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания.
Вместе с тем в УК РФ 1996 года были введены новые наказания - обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы.
Характеризуя новый Уголовно - исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно - правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами.
К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Следует, однако, иметь в виду, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере), предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, должно быть отнесено к числу норм - рекомендаций, поскольку далеко не все государства в силу своего экономического положения могут позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.
Уголовно - исполнительный кодекс впервые в законодательстве об исполнении наказаний формулирует его принципы, т.е. основополагающие идеи, закрепленные в нормах закона. Некоторые из них являются общеправовыми принципами и совпадают, например, с принципами УК РФ: законность, гуманизм, равенство граждан перед законом. Другие являются специфическими принципами Уголовно - исполнительного кодекса, например, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Последний принцип находит отражение и в формулировании понятия исправления осужденного как формирования у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в УИК РФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.
Уголовно - исполнительный кодекс указывает, какие учреждения и органы исполняют наказания и кто осуществляет контроль за ними.
Суды исполняют наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; судебные исполнители судов - штрафа и конфискации имущества; уголовно - исполнительные инспекции органов внутренних дел - исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (это наказание, если оно назначено в качестве дополнительного, может исполняться и учреждениями уголовно - исполнительной системы). Уголовно - исполнительные инспекции будут также исполнять наказание в виде обязательных работ. Лица, осужденные условно (кроме военнослужащих), также находятся под контролем уголовно - исполнительной инспекции.
Учреждения уголовно - исполнительной системы будут исполнять наказания: арестные дома - в виде ареста, исправительные центры - ограничения свободы. Исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и колонии - поселения исполняют наказание в виде лишения свободы на определенный срок; исправительные колонии особого режима - наказания в виде пожизненного лишения свободы. Смертную казнь также исполняют учреждения уголовно - исполнительной системы.
Наказания в отношении военнослужащих исполняются специально предназначенными для этого воинскими частями (содержание в дисциплинарной воинской части) либо командованием гарнизона (арест) или командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ограничение по службе). За осужденными условно военнослужащими контроль осуществляется командованием по месту прохождения службы.
Функции контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказание, возложены на органы государственной власти и местного самоуправления - суд, прокуратуру и вышестоящие ведомства, которым подчинены соответствующие учреждения и органы.
УИК РФ регламентирует и вопросы, связанные с освобождением осужденных от отбывания наказания. Они, правда, помещены в Особенной части.
Основания освобождения можно разделить на три группы: освобождение по отбытии срока, назначенного приговором суда; реабилитация (т.е. отмена приговора с прекращением дела производством) и досрочное освобождение (условно - досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; амнистия или помилование; тяжелая болезнь или инвалидность). Упомянуты также иные основания, предусмотренные законом.
Закон детально регламентирует порядок освобождения, выдачи освобождаемому документов, а также порядок представления к различным видам досрочного освобождения. Подчеркивается, что все виды досрочного освобождения (кроме амнистии и помилования) осуществляются только судом.
Специальные условия установлены для представления к условно - досрочному освобождению лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Оно возможно лишь по отбытии не менее 25 лет при отсутствии у осужденного злостных нарушений режима в течение предшествующих трех лет и в том случае, если это лицо не совершало новых тяжких или особо тяжких преступлений в период отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы. При этом, если суд отказал в условно - досрочном освобождении осужденного, повторное внесение представления возможно не ранее чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
УИК РФ предусматривает возможность отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Такая отсрочка допускается до достижения ребенком не трехлетнего, как раньше, а восьмилетнего возраста. Поскольку отсрочка предоставляется в первую очередь ради ребенка, она применяется в том случае, если имеются условия для проживания женщины с ребенком (согласие родственников либо наличие у женщины собственного жилья и средств к существованию). Кроме того, отсрочка не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
Освобожденная на основании определения суда женщина ставится на учет в уголовно - исполнительной инспекции, которая в дальнейшем осуществляет контроль за ее поведением. Если осужденная отказывается от ребенка или продолжает после сделанного ей предупреждения уклоняться от воспитания ребенка, т.е. оставляет его в родильном доме, передает в детский дом либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним либо скрылась или совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка, уголовно - исполнительная инспекция направляет в суд представление об отмене отсрочки и направлении осужденной для отбывания наказания.
По достижении ребенком восьмилетнего возраста уголовно - исполнительная инспекция по месту жительства осужденной с учетом ее поведения, проявления заботы о ребенке, отношения к его воспитанию, характера совершенного преступления, отбытого и неотбытого срока наказания направляет в суд представление об условно - досрочном освобождении осужденной от наказания, либо о замене наказания более мягким, либо о направлении ее в места лишения свободы. Суд принимает одно из трех этих решений.
В УИК РФ имеется отдельная глава, регулирующая оказание помощи лицам, освобожденным от наказания. Предусмотрены определенные обязанности учреждений, исполняющих наказания, по проведению с лицами, готовящимися к освобождению, целенаправленной воспитательной работы с целью подготовки их к освобождению, разъяснению прав и обязанностей после выхода на свободу.
Должно быть оказано содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. Установлено, в частности, что учреждение, исполняющее наказание, обязано заблаговременно (не позднее чем за два месяца до истечения срока наказания в виде ареста либо за шесть месяцев до истечения срока наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы) уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии или отсутствии жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях для подготовки его трудового и бытового устройства.
Органами социальной защиты должны быть приняты меры по направлению в дома инвалидов и престарелых нуждающихся в этом осужденных, признанных инвалидами I и II групп, а также мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет (по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание).
При освобождении лица, отбывавшие наказание в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на путь следования, а при необходимости - одеждой. Им может быть выдано единовременное денежное пособие. При освобождении лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и женщин с малолетними детьми, а также несовершеннолетних администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность их родственников либо иных лиц. Такие освобождаемые, в том числе несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или приехавших за ними иных лиц либо работника исправительного учреждения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"ИСПРАВИТЕЛЬНО - ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 18.12.1970)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1997 N 2-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
Российская юстиция, N 4, 1997

Всегда ли прав суд, даже если он конституционный?  »
Комментарии к законам »
Читайте также