Гражданский кодекс в хозяйственной практике
Е.СУХАНОВ
Е. Суханов, заведующий кафедрой
гражданского права, декан юридического
факультета МГУ, председатель Третейского
суда при Торгово - промышленной палате
Российской Федерации, доктор юридических
наук, профессор.
Новый Гражданский кодекс
РФ закрепил основы частно - правового
регулирования имущественных отношений в
соответствии с требованиями
развивающегося рыночного хозяйства. С
вступлением в действие его первых двух
частей приобрели силу новые (или
основательно забытые) понятия и институты.
Одновременно полностью или частично
утратили силу многие акты прежнего
законодательства, закреплявшие хотя и
ставшие привычными, но не соответствующие
современным реалиям и требованиям
юридические конструкции. Это же относится и
к большинству актов переходного к
рыночному хозяйству периода (начала 90-х
годов), нередко составлявшихся и
принимавшихся наспех, неквалифицированно,
преследовавших в основном цели отмены или
изменения правил прежнего правопорядка и
провозглашения новых общих принципов, не
содержавших продуманной, развернутой
регламентации соответствующих
отношений.
Названные обстоятельства до
сих пор порождают различные недоразумения
и вопросы практического порядка. В
действительности же подавляющее их
большинство четко решено новым гражданским
законодательством либо может быть
разрешено на его основе.
Статус отдельных
юридических лиц
До настоящего времени
вызывает некоторые вопросы статус
"товариществ с ограниченной
ответственностью" (ТОО), созданных на основе
ранее действовавшего Закона о предприятиях
и предпринимательской деятельности. Этот
Закон (ст. 11) отождествлял товарищества с
ограниченной ответственностью и
акционерные общества закрытого типа. В
связи с этим у участников многих
сохранившихся ТОО возникает вопрос: каким
же законодательством ныне
регламентируется статус этого
юридического лица - об акционерных
обществах или об обществах с ограниченной
ответственностью?
Прежде всего
необходимо вновь отметить, что речь идет о
двух различных организационно-правовых
формах: акционерном обществе
(разновидностями которого в соответствии
со ст. 97 ГК и ст. 7 Закона об акционерных
обществах являются открытое и закрытое
общества) и обществе с ограниченной
ответственностью (которое является именно
обществом, а не товариществом - ср. п. п. 2 и 3
ст. 66 ГК). На созданные ранее, в период
действия Закона о предприятиях и
предпринимательской деятельности, ТОО
формально действительно распространялось
действие Положения об акционерных
обществах от 25 декабря 1990 года N 601, что
порождало ряд сложных, а иногда и
неразрешимых с позиций здравого смысла
коллизий. Однако с вступлением в силу части
первой ГК РФ (правила главы 4, посвященные
юридическим лицам, в соответствии с п. 1 ст. 6
Федерального закона о введении в действие
части первой ГК РФ (далее - Вводного закона)
вступили в действие ранее остальных
разделов Кодекса - с 8 декабря 1994 года) и
практически полной отменой действия Закона
о предприятиях и предпринимательской
деятельности (ст. 2 Вводного закона) все
встало на свои места.
Согласно указанию
п. 2 ст. 6 Вводного закона к созданным до 8
декабря 1994 года товариществам с
ограниченной ответственностью применяются
нормы главы 4 Кодекса об обществе с
ограниченной ответственностью (ст. 87 - 94), а к
акционерным обществам закрытого типа -
нормы об акционерном обществе (ст. 96 - 104). В
связи с этим никакие правила акционерного
законодательства, в том числе о порядке
проведения общего собрания участников
общества, на деятельность обществ с
ограниченной ответственностью не
распространяются.
Это же относится и к
возможности исключения участника из
общества. Акционера невозможно исключить
из акционерного общества, ибо он является
собственником имеющихся у него акций (или
управомоченным лицом при выпуске "акций" в
"безналичной", или в "безбумажной", форме ) и
лишить его права собственности на акции
(или прав требования, удостоверенных в
"безбумажной" форме) нельзя. Акционер не
несет никаких обязанностей по отношению к
своему обществу, кроме обязанности полной
оплаты приобретенных им акций, поэтому
основания (причины) его исключения из
общества даже теоретически отсутствуют (а
при неполной оплате акций он не становится
полноправным акционером).
Иное
положение занимает участник общества с
ограниченной ответственностью. Он может
нести по отношению к обществу различные
обязанности (помимо обязанности полной
оплаты своей доли или пая), предусмотренные
законом или уставом конкретного общества. В
отсутствие специального закона об
обществах с ограниченной ответственностью
(его проект в начале 1997 года внесен для
рассмотрения в Государственную Думу РФ)
следует руководствоваться
соответствующими правилами главы 4
Гражданского кодекса и уставом конкретного
общества.
При этом необходимо иметь в
виду, что уставы обществ с ограниченной
ответственностью, созданных до 8 декабря 1994
года (в форме товариществ с ограниченной
ответственностью), действуют в части, не
противоречащей правилам ГК (абз. 2 п. 2 ст. 6
Вводного закона). Они должны быть приведены
в полное соответствие с правилами
Гражданского кодекса в сроки, которые
установит новый Закон об обществах с
ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 6
Вводного закона). Нельзя, к сожалению,
считать действующим и Положение об
акционерных обществах и обществах с
ограниченной ответственностью,
утвержденное Постановлением Совета
Министров СССР от 19 июня 1990 года N 590 (в части
правил, касающихся обществ с ограниченной
ответственностью), содержавшее четкие
правила, в том числе и в отношении
исключения участника из такого общества.
Дело в том, что его действие было полностью
парализовано новыми актами российского
законодательства (Законом о предприятиях и
предпринимательской деятельности и
Положением об акционерных обществах), а
после их отмены специально не
восстанавливалось.
Несмотря на то, что в
правилах главы 4 ГК об обществах с
ограниченной ответственностью правила об
исключении участника из общества с
ограниченной ответственностью
отсутствуют, это не означает, что такой
возможности в принципе не имеется. Она
предусматривалась как ранее действовавшим
законодательством (в частности, союзным
Положением N 590), так и уставами многих
конкретных обществ ("товариществ") с
ограниченной ответственностью и вполне
соответствует природе этих коммерческих
организаций (а Кодекс вовсе не имел перед
собой задачи исчерпывающим образом
урегулировать статус обществ с
ограниченной ответственностью, оставив ее
специальному закону).
Поэтому
исключение участника из общества с
ограниченной ответственностью возможно
при нарушении им конкретных обязанностей,
прямо предусмотренных учредительными
документами такого общества
("товарищества"), и в установленном ими же
порядке. При отсутствии в уставе общества
каких-либо дополнительных гражданско -
правовых (а не трудовых или иных)
обязанностей участника по отношению к
обществу не может возникнуть и оснований
для его исключения.
Применительно к
акционерным обществам нередко возникает
вопрос об оплате акций, дополнительно
выпускаемых в связи с переоценкой основных
фондов. Как известно, инфляционные процессы
сделали необходимой периодически и
повсеместно проводимую в учетных целях
переоценку стоимости недвижимого и
наиболее ценного движимого имущества (по
бухгалтерской терминологии - "основных
фондов"), числящегося на балансах
юридических лиц. В связи с этим подлежит
соответствующему увеличению размер
уставного капитала, если в его составе
числится такого рода имущество. Для
акционерного общества, уставный капитал
которого составляется из номинальной
стоимости акций (п. 1 ст. 99 ГК, п. 1 ст. 25 Закона
об акционерных обществах), это означает
необходимость либо пропорционального
увеличения номинальной стоимости
выпущенных (размещенных) им акций, либо
выпуска новых акций (для второго случая
устав общества может предусматривать
преимущественное право акционеров -
владельцев голосующих акций на их
приобретение пропорционально количеству
уже имеющихся у них голосующих акций
общества, что предусмотрено п. 3 ст. 100 ГК и
ст. 40, 41 Закона об акционерных обществах).
Какую из двух указанных возможностей
избрать - дело самого общества (его общего
собрания).
Одно из акционерных обществ в
связи с переоценкой основных фондов решило
произвести увеличение своего уставного
капитала путем выпуска дополнительных
акций "с размещением их среди акционеров
пропорционально их доле в уставном
капитале" (точнее, пропорционально
количеству имеющихся у них акций, причем
такая возможность, очевидно, предусмотрена
уставом общества и речь идет о голосующих
акциях). При этом возник вопрос: следует ли
акционерам оплачивать данные акции или эти
дополнительные акции могут быть размещены
среди них без оплаты?
Нужно иметь в виду,
что такой случай, как необходимость
увеличения уставного капитала
акционерного общества в связи с
произведенной в обязательном (публично -
правовом) порядке переоценкой его "основных
фондов", прямо не урегулирован акционерным
законодательством. Ведь оно рассчитано на
нормальную ситуацию увеличения капитала в
связи с привлечением обществом
дополнительного имущества (инвестиций),
ростом его доходов (прибыли) и т.п., а не на
его искусственный прирост (путем "приписки"
к определенной стоимости имущества
соответствующего количества нулей).
Поэтому данный процесс регламентируется
актами публичной власти <*>, которые в
этом отношении не могут считаться
противоречащими действующему акционерному
законодательству.
--------------------------------
<*> В данном случае речь идет о п.п. 4.1 и 4.4
письма Минфина РФ от 7 февраля 1994 года N 14 "О
некоторых вопросах оценки стоимости
имущества приватизируемых предприятий,
порядке изменения размеров уставных
капиталов акционерных обществ в связи с
переоценкой основных фондов на 1 января 1994
года" (Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств РФ, 1994, N 5),
действующего в редакции письма Минфина РФ
от 20 сентября 1994 года N 129 и Приказа Минфина
РФ от 27 декабря 1994 года N 172 (Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств
РФ, 1995, N 1, N 3).
Письмо Минфина РФ от
07.02.1994 N 14 "О некоторых вопросах оценки
стоимости имущества приватизируемых
предприятий, порядке изменения размера
уставных капиталов акционерных обществ в
связи с переоценкой основных фондов на
01.01.94" утратило силу в связи с изданием
Приказа Минфина РФ от 25.02.1997 N 18 "О признании
утратившими силу нормативных актов
Министерства финансов Российской
Федерации".Указанное письмо Минфина РФ
допускает безвозмездное "распределение
суммы переоценки уставного капитала" (то
есть дополнительно выпускаемых акций)
между акционерами, поскольку речь, по сути,
идет об автоматическом (формальном)
увеличении стоимости имущества общества.
Общество в лице своих органов может также
принять решение и об оплате вновь
выпускаемых в такой ситуации акций, что
повлечет соответствующее дополнительное
увеличение стоимости его имущества.
Номинал выпускаемых акций в любом случае
должен соответствовать номиналу ранее
выпущенных акций. В противном случае
придется погашать ранее выпущенные акции и
проводить их новую эмиссию на всю
(увеличенную) сумму уставного капитала
(пропорционально количеству ранее
имевшихся у акционеров акций).
Некоторые практические вопросы возникают
при применении норм ГК о субсидиарной
ответственности. Такую ответственность,
например, несут собственники имущества
учреждений, в том числе государственных и
муниципальных, в соответствии с правилом п.
2 ст. 120 ГК (при недостатке у учреждения -
субъекта ограниченного вещного права
оперативного управления - находящихся в его
распоряжении денежных средств). Такими
учреждениями являются, в частности,
государственные и муниципальные учебные
заведения, учреждения здравоохранения
(больницы, райздравотделы и т.д.), культуры
(например, музеи) и т.д. Они в обязательном
порядке снабжаются топливом,
электроэнергией и некоторыми другими
видами сырья, оплатить которые из-за
недостатка бюджетного финансирования
нередко не в состоянии.
Именно для
такого рода случаев и предусмотрена
субсидиарная ответственность
собственников-учредителей. Однако
некоторые арбитражные суды, например в
Нижегородской области, отказывают в
удовлетворении исков поставщиков энергии к
учреждениям - потребителям (из-за
отсутствия у последних денежных средств на
счетах) и к их вышестоящим органам (в
частности, к районным администрациям),
иногда даже ссылаясь при этом на "позицию
Высшего Арбитражного Суда РФ". Следует
сразу же отметить, что такой "позиции",
расходящейся с действующим
законодательством, у ВАС РФ нет и никогда не
было. Более того, в целом ряде российских
регионов именно арбитражные суды в
соответствии с законом возлагают
субсидиарную ответственность на публично -
правовые образования.
Однако при этом
важно иметь в виду два момента. Во-первых,
субсидиарная ответственность согласно абз.
2 п. 1 ст. 399 ГК наступает в тех случаях, когда
основной должник (в данной ситуации -
государственное или муниципальное
учреждение) либо отказался удовлетворить
требование кредитора (поставщика), либо не
ответил на это требование в разумный срок.
Применительно к субсидиарной
ответственности собственников учреждений
закон выдвигает дополнительное условие -
недостаточность находящихся в их
распоряжении денежных средств (а не только
их полное отсутствие). При подтверждении
данного условия учреждение перестает быть
ответчиком, ибо возложить на него
имущественную ответственность
действительно невозможно из-за недостатка
имущества, на которое по закону можно
обратить взыскание. Поэтому ответчиком
становится учредитель - собственник
(который и должен привлечь основного
должника - учреждение - к участию в деле в
соответствии с п. 3 ст. 399 ГК). Иск же
предъявляется к такому собственнику, а не к
учреждению.
Во-вторых, следует ясно
представлять, что в роли
собственника-учредителя здесь выступают не
органы государственной власти (ибо в
гражданско - правовых отношениях они сами
являются учреждениями - несобственниками),
а соответствующие публично - правовые
образования в целом - Российская Федерация,
ее субъекты, муниципальные образования (п. 1
ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК). Следовательно, именно
об их ответственности идет речь. От имени
публично-правовых образований в
гражданском обороте выступают их органы в
рамках имеющейся у них компетенции (п. п. 1 и 2
ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК). Имуществом,
предназначенным для удовлетворения
претензий кредиторов публично - правовых
образований, является нераспределенное
между государственными и муниципальными
юридическими лицами имущество,
составляющее казну соответствующего
публично - правового образования (абз. 1 п. 1
ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК).
Как известно, казна состоит прежде всего из
средств соответствующего бюджета, а потому
и ответчиком по иску со стороны государства
или иного публично - правового образования
должен выступать орган, распоряжающийся