Новые уголовно - процессуальные нормы
В. ЛУКАШЕВИЧ, В. ШИМАНОВСКИЙ
В. Лукашевич,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ.
В.
Шимановский, кандидат юридических наук,
профессор.
Законом Российской Федерации
от 11 декабря 1996 г. "О внесении изменений и
дополнений в статьи 26, 97 и 133 Уголовно -
процессуального кодекса РСФСР" (Российская
газета, 1997, 4 января) предусмотрен ряд новых
процессуальных положений, касающихся
предварительного расследования.
Одно
из важных полномочий следователя - право на
соединение и выделение уголовного дела. В
соответствии с ч. 2 ст. 26 УПК РСФСР, выделение
дел допускается, во-первых, в случаях,
которые вызываются необходимостью, и,
во-вторых, если это не отразится на
всесторонности, полноте и объективности
исследования и разрешения уголовного
дела.
Так, судебной практикой признано
обоснованным и соответствующим уголовно -
процессуальному закону выделение в
отдельное производство материалов в
отношении соучастника преступления,
скрывшегося от следствия, поскольку у
органов предварительного следствия на
момент выделения материалов не было
реальных возможностей продолжать
расследование дела в отношении этого лица,
оно разыскивается и в отношении него
избрана мера пресечения - содержание под
стражей, а выделение материалов не повлияло
на полноту предварительного следствия
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, N 2, с. 6).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ
от 29 апреля 1996 г. "О судебном приговоре"
разъяснено, что, если "дело в отношении
некоторых обвиняемых выделено в отдельное
производство, в приговоре указывается, что
преступление совершено подсудимым
совместно с другими лицами, без упоминания
их фамилий".
В ч. 2 ст. 26 УПК теперь
установлено, что с соблюдением
вышеназванных условий по указанию
прокурора из уголовного дела по обвинению
лица или лиц в совершении нескольких
преступлений в отдельное производство для
завершения расследования может быть
выделено дело в отношении указанных лица
или лиц о преступлении или преступлениях
при установлении по ним всех обстоятельств
дела, подлежащих доказыванию. Таким
образом, на наш взгляд, указание прокурора о
выделении дела необходимо лишь в случае
выделения законченных расследованием
эпизодов для направления дела в этой части
в суд и продолжения расследования
остальных эпизодов на тех же обвиняемых или
других лиц, совершивших эти преступления. В
случаях же выделения уголовных дел, скажем,
в отношении неустановленных следствием
соучастников или на лиц, чьи преступные
деяния не имеют отношения к выделяемым
материалам, специального указания
прокурора, как правило, не требуется.
Статья 26 УПК в новой редакции не должна быть
истолкована в смысле ущемления или сужения
полномочий следователя. Это подтверждается
и тем, что осталось неизменным положение ч. 3
ст. 26 УПК о том, что соединение и выделение
дел производится, в том числе, по
постановлению следователя.
Таким
образом, выделение уголовного дела
производится по указанию прокурора только
в тех случаях, когда в таком выделении есть
необходимость для завершения
расследования. Например, если один из
обвиняемых скрылся, а меры по розыску не
дают результата; срок ареста продлен до
предельного, а с учетом предстоящего объема
расследования закончить дело по всем
эпизодам преступлений или в отношении всех
виновных лиц не представляется
возможным.
В ст. ст. 255 и 256 УПК
предусмотрен порядок возбуждения
уголовного дела по новому обвинению и в
отношении нового лица в судебном
разбирательстве. В этих случаях суд
возбуждает дело по новому обвинению или в
отношении лица, не привлеченного к
уголовной ответственности, и направляет
необходимые материалы для производства
дознания или предварительного следствия,
если выделенные материалы и основное
уголовное дело могут быть рассмотрены
раздельно без ущерба для полноты,
всесторонности и объективности
рассмотрения основного дела.
Аналогично, на наш взгляд, должен решаться
этот вопрос и в стадии предварительного
следствия. Следователь, установив
достаточные основания, выносит
постановление о возбуждении уголовного
дела по новому обвинению или в отношении
нового лица и одновременно выделяет
материалы (в подлинниках или в копиях) для
производства предварительного следствия и
направляет их соответствующему прокурору
для определения подследственности
выделенного уголовного дела.
Срок
предварительного следствия по выделенному
делу исчисляется со дня вынесения
соответствующего постановления.
Законом от 11 декабря 1996 г. ч. ч. 1 и 2 ст. 97 УПК,
регламентирующие порядок исчисления и
продления срока содержания под стражей, по
существу, приведены в соответствие с
существующей структурой органов
прокуратуры РФ. Так, первоначальный срок
содержания под стражей при расследовании
преступлений по уголовным делам не может
продолжаться более двух месяцев. В случае
невозможности закончить расследование в
этот срок и при отсутствии оснований для
изменения меры пресечения он может быть
продлен районным, городским прокурором,
военным прокурором гарнизона, объединения,
соединения и приравненным к ним прокурором
- до трех месяцев, т.е. еще на один месяц.
Дальнейшее продление срока ареста может
быть осуществлено только ввиду особой
сложности уголовного дела прокурором
субъекта Российской Федерации, военным
прокурором округа, группы войск, флота,
Ракетных войск стратегического назначения,
Федеральной пограничной службы Российской
Федерации и приравненным к ним прокурором -
до шести месяцев со дня заключения под
стражу, т.е. на следующие три месяца.
Продление срока содержания под стражей
свыше шести месяцев допускается в
исключительных случаях и только в
отношении лиц, обвиняемых в совершении
тяжких и особо тяжких преступлений (п. п. 4 и 5
ст. 15 УК). Такое продление осуществляется
заместителем Генерального прокурора РФ - до
одного года, т.е. до двенадцати месяцев, и
Генеральным прокурором - до полутора лет.
Таким образом, предельный срок содержания
обвиняемого под стражей составляет
восемнадцать месяцев. В соответствии с ч. 3
ст. 97 УПК дальнейшее продление этого срока
не допускается и содержащийся под стражей
обвиняемый подлежит немедленному
освобождению.
Причем материалы
оконченного расследованием уголовного
дела должны быть предъявлены для
ознакомления обвиняемому и его защитнику
не позднее чем за месяц до истечения
предельного (восемнадцать месяцев) срока
содержания под стражей.
В соответствии
с Постановлением Конституционного Суда РФ
от 13 июня 1996 г. (Российская газета, 1996, 2 июля),
из УПК исключена норма о том, что время
ознакомления обвиняемого и его защитника с
материалами уголовного дела при исчислении
срока содержания под стражей в качестве
меры пресечения не учитывается. Таким
образом, этот срок ныне входит в общий срок
содержания обвиняемого под стражей.
Вместе с тем, ст. 97 УПК (ч. 4) дополнена
совершенно новой нормой, заключающейся в
том, что в случае, когда ознакомление
обвиняемого и его защитника с материалами
дела до истечения предельного
(восемнадцать месяцев) срока невозможно,
Генеральный прокурор, прокурор субъекта
Российской Федерации, военный прокурор
округа, группы войск, флота, Ракетных войск
стратегического назначения, Федеральной
пограничной службы РФ и приравненные к ним
прокуроры вправе не позднее пяти суток до
истечения указанного предельного срока
содержания под стражей возбудить
ходатайство перед судьей областного,
краевого и приравненных к ним судов о
продлении этого срока.
Судья не позднее
пяти суток со дня получения ходатайства
выносит одно из следующих постановлений:
- о продлении срока содержания под стражей
до момента окончания ознакомления
обвиняемого и его защитника с материалами
дела и направления прокурором дела в суд, но
не более чем на шесть месяцев;
- об
отказе в удовлетворении ходатайства
прокурора и об освобождении лица из-под
стражи.
В этом случае общий срок
содержания под стражей будет составлять
уже два года, т.е. продлен до шести месяцев
именно для завершения выполнения
требований ст. 201 УПК и направлении дела с
обвинительным заключением в суд.
При
этом сохраняет силу требование ч. 6 ст. 201 УПК
о том, что обвиняемый и его защитник не
могут ограничиваться во времени,
необходимом им для ознакомления с
материалами дела. Однако, если обвиняемый и
его защитник явно затягивают ознакомление,
следователь вправе мотивированным
постановлением, утверждаемым прокурором,
установить определенный срок для
ознакомления с материалами дела.
Продленный судьей срок содержания под
стражей не более 6 месяцев предоставляется
не только для ознакомления обвиняемого и
его защитника с материалами дела, но и для
заявления ходатайств по существу,
ознакомления обвиняемого и его защитника
со вновь собранными материалами в процессе
дополнительного предварительного
следствия, составления и утверждения
обвинительного заключения и направления
прокурором уголовного дела в суд.
Это,
во-первых, следует из текста ч. 5 ст. 97 УПК, в
которой говорится, что судья продлевает
срок заключения под стражей "до момента
окончания ознакомления обвиняемого и его
защитника с материалами дела и направления
прокурором дела в суд". Во-вторых, в ч. 4 ст. 97
УПК восемнадцатимесячный срок дважды
назван предельным, а в ч. 3 ст. 97 УПК
указывается, что дальнейшее продление
срока не допускается, а обвиняемый,
содержащийся под стражей, подлежит
немедленному освобождению. Поэтому
продление срока содержания обвиняемого под
стражей судьей до двух лет должно быть
редким исключением из правил.
Часть 6 ст.
97 УПК говорит о том, что в том же порядке
срок содержания под стражей может быть
продлен в случае необходимости
удовлетворения ходатайства обвиняемого
или его защитника о дополнении
предварительного следствия. В данном
случае имеется в виду, что ознакомление
обвиняемого и его защитника с материалами
дела произошло в пределах 18-месячного
срока, а их ходатайство подлежит
удовлетворению, но не может быть
удовлетворено в пределах этого срока.
Поэтому продление срока содержания под
стражей судьей на срок не более 6 месяцев
возможно только один раз.
Если под
стражей содержится группа обвиняемых и до
истечения предельного срока ареста только
один или некоторые из них не успели
ознакомиться с материалами дела, то
прокурор должен обратиться в суд с
ходатайством о продлении срока содержания
под стражей всей группе обвиняемых. В
соответствии с ч. 7 ст. 97 УПК при возвращении
судом (первой или кассационной инстанции)
для дополнительного расследования дела, по
которому истек срок содержания обвиняемого
под стражей, а по обстоятельствам дела мера
пресечения изменена быть не может,
продление срока содержания под стражей
"производится прокурором, осуществляющим
надзор за следствием, в пределах одного
месяца с момента поступления к нему
дела".
Часть 8 ст. 97 УПК предусматривает,
что "продление срока содержания под стражей
в соответствии с настоящей статьей
является поводом для обжалования в суд
содержания под стражей и судебной проверки
его законности и обоснованности в порядке,
предусмотренном соответственно ст. ст. 220(1)
и 220(2) УПК". До предоставления судье права
продлевать срок содержания обвиняемого под
стражей до 6 месяцев постановление судьи об
отмене меры пресечения в виде заключения
под стражу и об освобождении лица из-под
стражи или об оставлении жалобы без
удовлетворения было окончательным и
обжалованию и опротестованию не подлежало.
После предоставления судье такого права
постановление судьи не может носить
окончательного характера и не подлежать
контролю со стороны вышестоящего суда, если
принесена жалоба обвиняемого или его
защитника на это постановление или
принесен протест прокурором.
Федеральным законом от 11 декабря 1996 г. ч. ч. 2
и 3 ст. 133 УПК, регламентирующие порядок
продления срока предварительного
следствия, также приведены в соответствие с
существующей структурой органов
прокуратуры. Так, установлено, что
первоначальный двухмесячный срок
предварительного следствия, установленный
ч. 1 этой статьи, может быть продлен
районным, городским прокурором, военным
прокурором гарнизона, объединения,
соединения и приравненными к ним
прокурорами - до трех месяцев, т.е. еще на
один месяц.
По уголовным делам,
расследование по которым представляет
особую сложность, прокурор субъекта
Российской Федерации, военный прокурор
округа, группы войск, флота, Ракетных войск
стратегического назначения, Федеральной
пограничной службы РФ и приравненные к ним
прокуроры или их заместители могут
продлить срок предварительного следствия
до шести месяцев, т.е. еще на следующие три
месяца. Дальнейшее продление срока
предварительного следствия может быть
произведено только в исключительных
случаях Генеральным прокурором Российской
Федерации или его заместителем.
Обращает на себя внимание, что оставлена в
силе норма, содержащаяся в ч. 6 ст. 133 УПК, о
том, что время ознакомления обвиняемого и
его защитника с материалами уголовного
дела при исчислении срока следствия (в
отличие от срока содержания под стражей) не
учитывается.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N
63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N
163-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В СТАТЬИ 26, 97, 133 УГОЛОВНО -
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР"
(принят
ГД ФС РФ 11.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума
Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1
"О
СУДЕБНОМ ПРИГОВОРЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 13.06.1996 N 14-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 97
УГОЛОВНО -
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР В СВЯЗИ С
ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА В.В. ЩЕЛУХИНА"
Законность, N 5, 1997