Административный арест имущества
Н. РУБАН
Н. Рубан, прокурор отдела по
надзору за исполнением законов и
законностью правовых актов прокуратуры
Томской области.
Критическое состояние с
неисполнением доходной части бюджета в 1996
г. повлекло адекватные меры со стороны
государственных органов. На всероссийском
уровне - это создание Чрезвычайной
правительственной комиссии, а также
утвержденный совместным Приказом ГНС,
Минфина, ФСНП, Федерального управления по
делам о несостоятельности (банкротстве) (N
ВА-3-10/42/285/184/35 от 31 мая 1996 г.) порядок
погашения организациями задолженности
бюджету и внебюджетным фондам; на местном
уровне - создание межведомственных
балансовых комиссий субъектов Федерации и
соответствующие нормативные документы по
погашениям задолженности.
Принимаемыми
мерами для контролирующих исполнение
бюджета органов оказались чуть ли не
еженедельные указания вышестоящих
министерств и ведомств, заседания комиссий
региональных уровней, всевозможные отчеты
исполнителей о выполнении директив.
Между тем взыскание недоимок по налогам и
другим обязательным платежам путем
производства административного ареста
имущества на сегодня является самым
эффективным методом воздействия на
недобросовестного налогоплательщика. За 10
мес. 1996 г. управление ФСНП РФ по Томской
области по результатам проведенных
проверок (совместно с ГНИ и самостоятельно)
доначислило в бюджет 37789,5 млн. руб., но
должники перечислили только 5240 млн. руб.,
или 13,8%. За тот же период по области
управлением наложено административных
арестов на имущество на общую сумму 560884 млн.
руб., при этом сумма, реально поступившая в
бюджет, - 229700 млн. руб., что составляет 49,8%. В
деятельности налоговых органов
просматривается устойчивая тенденция к
увеличению применения административного
ареста имущества предприятий-должников.
Юридическая природа административного
ареста имущества связана с обязанностями
налогоплательщика. Согласно п. 4 ст. 11 Закона
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", в случае неисполнения
налогоплательщиком своих обязанностей, их
исполнение обеспечивается мерами
административной и уголовной
ответственности, финансовыми санкциями в
соответствии с этим законом и другими
законодательными актами, а также залогом
денежных и товарно-материальных
ценностей.
Административная и
уголовная ответственность за нарушения
налогового законодательства наступает
только в отношении виновных должностных
лиц и граждан (ст. 13 п. 2, ст. 14 п. 2 "г" Закона "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации"; ст. 7 п. 12 Закона "О
государственной налоговой службе РСФСР";
ст. 11 ч. 2 Закона "О федеральных органах
налоговой полиции"; ст. 156(2) КоАП; ст. ст. 198, 199
УК).
Основное отличие финансовых
санкций от административных
правонарушений заключается в том, что они
накладываются на предприятие, нарушившее
налоговое законодательство. При этом
финансовые санкции не исключают
административной ответственности виновных
должностных лиц. Их применение в отношении
налогоплательщика предусмотрено ст. 13 п. 1
Закона "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", ст. 7 п. 8 Закона "О
государственной налоговой службе РСФСР".
Финансовые санкции к предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам
применяются налоговыми органами в виде
бесспорных взысканий и штрафов за
неправильное исчисление налогов, а также
пени за несвоевременное перечисление
налоговых платежей.
Другими
законодательными актами,
предусматривающими финансовые санкции за
неисполнение налогового законодательства,
являются Закон "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" и Указ Президента РФ
от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей". Причем последний
нормативный акт за несоблюдение условий
работы с денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций предусмотрены
как меры финансовой ответственности к
предприятиям, так и меры административного
взыскания к должностным лицам.
Залог
денежных и товарно - материальных ценностей
в качестве меры обеспечения исполнения
налогоплательщиком своих обязанностей в
налоговом законодательстве следует
рассматривать в совокупности с правом
взыскания недоимки по налогам и другим
обязательным платежам с юридических лиц в
бесспорном порядке, а с физических лиц - в
судебном, а также с правом обращения такого
взыскания на имущество этих лиц (ч. 2 п. 1 ст. 13
Закона "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации"). В соответствии с п. 3
с. 334 ГК РФ залог осуществляется на
основании закона при наступлении указанных
в нем обстоятельств.
В соответствии с п.
9 ст. 7 Закона "О государственной налоговой
службе РСФСР" госналогинспекциям
предоставлено право бесспорного взыскания
в бюджет недоимок по налогам и другим
обязательным платежам с предприятий,
учреждений, организаций. Законом "О
федеральных органах налоговой полиции" (п. 12
ст. 11) этот орган определен исполнителем
наложения административного ареста на
имущество юридических и физических лиц, не
выполнивших обязанностей
налогоплательщика, с последующей
реализацией этого имущества для
обеспечения своевременного поступления
сумм сокрытых налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующий
бюджет. Этим законодательным актом впервые
введен в налоговое законодательство и сам
термин "административный арест
имущества".
До принятия федеральных
законов, регламентирующих порядок
исполнения решений об обращении взыскания
на имущество организаций, и внесения
соответствующих изменений в ГПК РСФСР
применяется Временное положение "О порядке
обращения взыскания на имущество
организаций", утвержденное Указом
Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199.
Действовавшее ранее Положение "О порядке
обращения взыскания недоимок по налогам и
другим обязательным платежам, уплачиваемым
юридическими лицами в бюджет и
государственные внебюджетные фонды, на их
имущество в случае отсутствия денежных
средств на счетах в банках", утвержденное
ДНП РФ 26 мая 1994 г. (N СА-574), Госналогслужбой РФ
25 мая 1994 г. (N ВГ-4-08/57н), Минфином РФ 25 мая 1994 г.
(N 58), до внесения в него изменений и
дополнений, вытекающих из вышеназванного
Указа, применяется в части, не
противоречащей ему.
Таким образом,
административный арест имущества по
налоговому законодательству - это залог
денежных и товарно - материальных
ценностей, являющийся мерой
ответственности налогоплательщика за
нарушение налогового законодательства в
виде обращения взыскания на имущество
нарушителя, произведенного органами
налоговой полиции в установленном
порядке.
На практике наложение
административного ареста на имущество
должника зачастую является превентивной
мерой и своеобразным стимулом для
предприятия - неплательщика по погашению
возникшей задолженности в бюджет. Так, по
Томской области сумма реализации
арестованного имущества за 10 мес. 1996 г.
составила менее 10%, при этом, как уже
указывалось, 49,8% задолженностей погашено
добровольно.
При производстве
административного ареста нередки случаи
противостояний интересов органов
государственной власти субъектов РФ и
местного самоуправления федеральным
структурам, в особенности при аресте
имущества предприятий, играющих важную
роль в инфраструктуре регионов. При этом со
стороны местных органов власти
предпринимаются попытки как экономической
реанимации предприятий путем
предоставления налоговых льгот, так и
незаконного вмешательства в компетенцию
налоговых органов. Формы подобного
вмешательства разные. Например, в решении
Государственной Думы Томской области в
августе 1996 г., в целях стабилизации рыночных
цен на продукцию сельскохозяйственных
предприятий и организаций, к местным
управлениям госналогслужбы и налоговой
полиции высказана просьба о
приостановлении до конца года обращения
взысканий по недоимкам в бюджеты в
отношении сельскохозяйственных
предприятий и организаций области. Просьба
была принята к исполнению, в результате с 45
сельскохозяйственных предприятий области
недополучено в бюджет свыше 10,8 млрд. руб.
Сам порядок производства
административного ареста имущества,
согласно требованиям вышеуказанных
нормативных актов, состоит из нескольких
этапов. Основные таковы:
- направление
должнику письменного требования о
погашении задолженности, содержащего
уведомление о предстоящем обращении
взыскания на имущество должника в случае
неисполнения требования;
- вынесение
решения об административном аресте
имущества должника;
- опись и
административный арест имущества с
оформлением соответствующего акта;
-
изъятие арестованного имущества и его
реализация.
Как показывает практика,
первые два исполняются органами
госналогслужбы, последующие - налоговой
полицией. Такое исполнение предполагает
тесное взаимодействие этих служб.
Вместе с тем, налоговыми инспекциями
зачастую не соблюдаются сроки вынесения
письменных требований недоимщику,
постановления об обращении взыскания на
имущество выносятся и направляются для
исполнения в налоговую полицию также
несвоевременно. Увеличение сроков
производства административного ареста
имущества напрямую связано с суммой
штрафных санкций, тем самым ущемляются и
права налогоплательщика. Имеют место
случаи, когда решения об обращении
взыскания на имущество должника выносятся
через несколько месяцев после направления
требования о погашении недоимки, а сам
арест производится без малого через год.
Одна из причин таких нарушений -
административный арест имущества по
правилам, установленным Положением,
утвержденным ГНС, ДНП, Минфином РФ 25 - 26 мая
1994 г., без учета требований Временного
положения, утвержденного Указом Президента
РФ от 14 февраля 1996 г. N 199. Несоблюдение же
требований Временного положения является
основанием для признания обращения
взыскания на имущество должника
недействительным и отнесения
соответствующих издержек на орган или лицо,
не исполнившее эти требования (п. 17
Временного положения).
Неисполнение
Правительством РФ требований ст. 3 Указа
Президента РФ N 199 о приведении актов
федеральных органов исполнительной власти
в соответствие с данным Указом только
подчеркивает необходимость скорейшего
законодательного урегулирования
производства административного ареста
имущества организаций.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОДЕКС РСФСР ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(утв.
ВС РСФСР 20.06.1984)
ЗАКОН РСФСР от 21.03.1991 N
943-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ
РСФСР"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ
ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 18.06.1993 N 5215-1
"О
ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С
НАСЕЛЕНИЕМ"
ЗАКОН РФ от 24.06.1993 N 5238-1
"О
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N
63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
УКАЗ
Президента РФ от 23.05.1994 N 1006
"ОБ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО
СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ
ВНЕСЕНИЮ В
БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ"
УКАЗ Президента РФ от 14.02.1996 N
199
"О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
РЕШЕНИЙ ОБ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА
ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ"
(вместе с
"ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ
ВЗЫСКАНИЯ НА
ИМУЩЕСТВО
ОРГАНИЗАЦИЙ")
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК ПО НАЛОГАМ
И
ДРУГИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ,
УПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В
БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
ФОНДЫ, НА ИХ ИМУЩЕСТВО В
СЛУЧАЕ
ОТСУТСТВИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В
БАНКАХ"
(утв. ДНП РФ 26.05.1994 N СА-574,
Госналогслужбой РФ 25.05.1994
N ВГ-4-08/57н,
Минфином РФ 25.05.1994 N 58)
ПРИКАЗ
Госналогслужбы РФ N ВА-3-10/42, Минфина РФ N 285,
ФСНП РФ
N 184, ФУДН при Госкомимуществе РФ
N 35 от 31.05.1996
<ПОРЯДОК ПОГАШЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТУ
И
ВНЕБЮДЖЕТНЫМ ФОНДАМ>
Законность,
N 7, 1997