Новое в законодательстве о приватизации
В.В. ЧУБАРОВ
Чубаров Вадим Витальевич
Кандидат юридических наук. Специалист по
гражданскому праву (право собственности,
приватизация, сделки с недвижимостью).
Родился 12 октября 1959 г. в г. Нижний Тагил
Свердловской обл. В 1980 г. окончил
Свердловский юридический институт. Там же
работал с 1985 г. по 1988 гг.; с 1989 г. - в Институте
законодательства и сравнительного
правоведения, ведущий научный сотрудник.
Публикации: "Предпринимательское право"
(глава); "Комментарий к законодательству о
приватизации" (автор, отв. редактор);
"Комментарий к части первой Гражданского
кодекса" (главы о собственности);
"Комментарий к части второй Гражданского
кодекса" (главы о доверительном управлении
и простом товариществе); статьи и др.
2
августа 1997 года был опубликован и
одновременно вступил в силу новый Закон
Российской Федерации "О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации". К числу основных
нововведений Закона, которые могут оказать
либо уже оказывают существенное влияние на
законодательство о приватизации, а также
практику его применения, можно отнести
следующие:
1. Согласно статье 1
обязательным признаком приватизации
предприятий, их структурных подразделений,
материальных активов действующих и
ликвидированных предприятий, а также иных
объектов, подпадающих под действие Закона,
признается ее возмездность. Это
свидетельствует об окончательном
завершении государственной политики
бесплатной, в том числе чековой,
приватизации, проводимой ранее в
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 14 августа 1992 года N
914 "О введении в действие системы
приватизационных чеков в Российской
Федерации".
Данное общее положение
Закона коснется и работников
приватизируемого предприятия, порядок
продажи акций которых будет установлен
федеральным законом (ст. 25). Напомним, что в
соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991
года "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР", а также
соответствующими Государственными
программами приватизации часть акций
приватизируемого предприятия передавалась
им в собственность безвозмездно.
2.
Закон о приватизации более не содержит
запрета на участие в ней хозяйственных
обществ (товариществ), в уставном капитале
которых доля общественных организаций
(объединений), благотворительных и иных
фондов превышает 25%. Последние вправе
участвовать в приватизации на общих
основаниях.
Вместе с тем Законом
исключены из разряда регулируемых
отношения по передаче государственного или
муниципального имущества в собственность
некоммерческих организаций. Это означает,
что сами общественные и религиозные
организации (объединения), фонды,
учреждения и иные некоммерческие
организации приобретать имущество в
порядке, предусмотренном Законом, не
вправе. Данное положение в целом отражает
практику применения прежнего закона о
приватизации, которая нашла закрепление в
пункте 3 Информационного письма Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
28 апреля 1997 года N 13.
3. Из сферы действия
Закона исключены также отношения,
возникающие при распоряжении
государственными и муниципальными
унитарными предприятиями и учреждениями
имуществом, закрепленным за ними на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления, что представляется чрезвычайно
важным. Это открывает возможность, в
частности, для действия в полной мере
статей 294 - 298 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Уже не должен
возникать вопрос, вправе или нет унитарное
предприятие распоряжаться с согласия
собственника закрепленным за ним
недвижимым имуществом путем его продажи,
передачи в залог, внесения в качестве
вклада в уставный (складочный) капитал
хозяйственных обществ и товариществ, а
также иным способом. В соответствии со
статьей 295 Гражданского кодекса Российской
Федерации оно это делать вправе.
4.
Законом (ст. 3) введено правило, согласно
которому отчуждение земельных участков,
составляющих единый имущественный
комплекс с объектами приватизации
(зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется
другими федеральными законами, а не Законом
и иным законодательством о приватизации.
5. В Законе (ст. 16) наряду со способами
приватизации государственного и
муниципального имущества, которые были
известны и ранее (продажа государственного
и муниципального имущества на аукционе, в
том числе продажа акций созданных в
процессе приватизации открытых
акционерных обществ на специализированном
аукционе; продажа государственного или
муниципального имущества на коммерческом
конкурсе с инвестиционными и/или
социальными условиями; выкуп арендованного
государственного или муниципального
имущества), предусмотрены новые:
преобразование государственных и
муниципальных предприятий в открытые
акционерные общества, 100 процентов акций
которых находятся в государственной или
муниципальной собственности; внесение
государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные
капиталы хозяйственных обществ; продажа
акций созданных в процессе приватизации
открытых акционерных обществ их работникам
(об этом способе уже говорилось выше);
отчуждение находящихся в государственной
или муниципальной собственности акций
созданных в процессе приватизации открытых
акционерных обществ владельцам
государственных или муниципальных ценных
бумаг, удостоверяющих право приобретения
таких акций. При этом вопросы, связанные с
их применением на практике, возникают в
отношении обоих видов.
Например,
согласно статьям 16 и 23 Закона внесение
государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные
капиталы хозяйственных обществ должно
осуществляться по решению соответственно
Правительства Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в порядке, установленном
Государственной программой приватизации и
программами приватизации субъектов
Российской Федерации. Но в большинстве
случаев внесение государственного или
муниципального имущества в качестве вклада
в хозяйственное общество (товарищество)
осуществляется государственными и
муниципальными унитарными предприятиями.
На отношения же с их участием Закон, как
отмечалось выше, не распространяется (ст.
3).
Возникает вопрос, о каком
государственном или муниципальном
имуществе идет речь в статьях 16 и 23 Закона.
По-видимому, здесь имеется в виду часть
государственной (п. 4 ст. 214 ГК РФ) или
муниципальной (п. 3 ст. 215 ГК РФ) казны, не
закрепленной за конкретными предприятиями
и учреждениями на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
6.
Не меньшее количество вопросов уже сейчас
возникает в связи с предлагаемым статьей 21
Закона порядком продажи государственного
или муниципального имущества на
коммерческом конкурсе с инвестиционными
и/или социальными условиями.
Согласно
пункту 2 этой статьи право собственности на
государственное или муниципальное
имущество, которое приватизируется на
коммерческом конкурсе, переходит к
победителю только после выполнения им
инвестиционных и/или социальных условий в
отношении объекта приватизации. При этом
победитель до перехода к нему права
собственности на объект не вправе его
отчуждать или распоряжаться иным
образом.
Появление в Законе
дополнительных требований к условиям
договоров, заключаемых по результатам
конкурса с инвестиционными и социальными
условиями, вполне оправданно. На практике
широко известны случаи, когда покупатель,
выигравший конкурс и получивший
государственное или муниципальное
имущество в собственность, в дальнейшем от
выполнения инвестиционных условий
отказывается либо настаивает на том, что
сама плата за имущество и есть его
инвестиции в приватизируемый объект. Не
случайно в Постановлении Пленумов
Верховного Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 1 июля 1996 года "О некоторых
вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" нашел закрепление пункт 59,
дающий право продавцу, чьи права при
приватизации были нарушены, потребовать
при расторжении договора купли - продажи
возврата того, что было исполнено по
договору до его расторжения (п. 4 ст. 453 ГК РФ,
ст. 30 прежнего Закона о приватизации).
Однако в связи с тем, что с учетом нового
Закона по результатам конкурса между
победителем и продавцом должен быть
заключен специальный договор о порядке
выполнения победителем инвестиционных
и/или социальных условий конкурса, а если
речь идет о продаже акций, то, помимо
названного, и договор между победителем и
самим акционерным обществом об
использовании инвестиционных средств (п. 6
ст. 21), возникает вопрос, что является
предметом договора, заключаемого по
результатам конкурса. Иными словами,
является ли им само государственное или
муниципальное имущество, передаваемое
победителю по договору купли - продажи, либо
это только право осуществить инвестиции в
такое имущество.
Представляется, что с
учетом изложенного предметом договора,
заключаемого по результатам конкурса,
служит лишь право на инвестиции в объект. И
лишь после исполнения сторонами этого
договора они вправе заключить договор
купли - продажи государственного или
муниципального имущества, предусмотренный
статьей 28 Закона.
Именно на это, как
представляется, должны ориентировать
инвесторов (в том числе и иностранных)
продавцы государственного или
муниципального имущества в лице
соответствующих фондов имущества.
Сказанное позволит избежать недоразумений
и споров, которые могут возникнуть у них в
связи с преждевременным заключением
договора купли - продажи, который согласно
определению, содержащемуся в пункте 1
статьи 454 Гражданского кодекса Российской
Федерации, предполагает передачу товара
(вещи) в собственность покупателя.
7. Как
и ранее действовавший Закон, Закон о
приватизации предполагает принятие
Государственной программы приватизации
государственного имущества, утверждаемой
специальным федеральным законом. Возможно,
ее принятие, ожидаемое в феврале - марте 1998
года, разъяснит эти, а также иные спорные
моменты, связанные с применением Закона на
практике.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 03.07.1991 N 1531-1
"О
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
123-ФЗ
"О ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ
ОСНОВАХ
ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.06.1997)
УКАЗ Президента РФ
от 14.08.1992 N 914
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ В
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС
РФ N 8
от 01.07.1996
"О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13
"ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С
ЗАЩИТОЙ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ
ВЕЩНЫХ ПРАВ"
Право и экономика, N 1, 1998