Вернитесь в происшедшее. следственный эксперимент в судьбе водителя
СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СУДЬБЕ
ВОДИТЕЛЯ
А. РЕУТ
А. Реут, адвокат.
При
расследовании уголовных дел, связанных с
совершением дорожно - транспортных
происшествий, важное значение имеет
установление фактических обстоятельств
события - таких, как скорость и траектория
движения транспортных средств и пешеходов,
расстояние между транспортным средством и
препятствием, на которое был совершен
наезд, расположение участников дорожного
движения на проезжей части в момент
столкновения или наезда, видимости с места
водителя и т.д.
Эти сведения можно,
конечно, получить путем допроса участников
и очевидцев происшествия. Однако в
большинстве случаев в силу неожиданности и
скоротечности события наблюдавшие его люди
не могут точно указать скорость и
расстояние. Многие водители умышленно
уменьшают расстояние, на котором, например,
пешеход появился перед транспортным
средством, считая, что при такой ситуации
они не могли предотвратить наезд.
Поэтому для установления указанных выше
обстоятельств и их уточнения зачастую
возникает необходимость в проведении
следственного эксперимента.
Порядок
проведения следственного эксперимента
регламентируется ст. 183 УПК РСФСР.
Следователь вправе его произвести путем
воспроизведения действий, обстановки или
иных обстоятельств определенного события и
совершения опытных действий.
Результаты проведения следственного
эксперимента представляются в
распоряжение экспертов, от выводов которых
зависят и выводы следствия, и судьба
водителя.
Часто, проводя следственный
эксперимент, следователи пытаются
установить, какова была видимость с места
водителя.
Пункт 10.1 ч. 1 Правил дорожного
движения обязывает водителя вести
транспортное средство со скоростью, не
превышающей установленного ограничения,
учитывая при этом не только дорожные
условия, но и видимость в направлении
движения.
Когда сотрудники ГАИ или
следователи составляют документы на месте
дорожно - транспортного происшествия, то
обязательно указывают видимость в
направлении движения и видимость с места
водителя.
При этом неверно просчитанные
следователем метры способны сыграть
определяющую роль.
Например, в темное
время суток пешехода сбила машина.
Следствием была установлена скорость
движения автомобиля, при которой
остановочный путь был на 5 метров больше,
чем видимость в направлении движения. Это
дало возможность следователю привлечь
водителя к уголовной ответственности, т.к.
если бы водитель выбрал скорость движения с
учетом видимости, т.е. меньшую, то он бы имел
возможность предотвратить наезд.
Перед
началом следственного эксперимента
следователь обязан предложить водителю
воссоздать обстановку, предшествовавшую
случившемуся: поставить транспортное
средство в положение, в котором оно
находилось в момент, предшествующий ДТП,
включить внешние световые приборы,
расположить на проезжей части другие
транспортные средства, которые
ограничивали обзорность и т.д. Если же
участвовавшее в аварии транспортное
средство получило механические
повреждения, что исключает его возможность
участия в следственном эксперименте,
необходимо использовать однотипное.
Результаты эксперимента в немалой степени
зависят и от скорости, с которой двигалось
транспортное средство. Она бывает порой
очень высокой. Однако ст. 183 УПК РСФСР
допускает проведение эксперимента при
условии, если при этом не унижаются
достоинство и честь участвующих в нем лиц и
окружающих и не создается опасности для их
здоровья. Поэтому при проведении данного
следственного действия, исходя из
требований безопасности и необходимости
остановки транспортного средства для
точного измерения расстояний видимости,
скорость движения должна быть
минимальной.
При проведении
следственного эксперимента следователь
должен определить общую и конкретную
видимость в направлении движения.
Общая
видимость - максимальное расстояние от
передней части транспортного средства, на
котором с места водителя четко различаются
элементы дороги на пути движения, о чем идет
речь в требованиях п. 10.1 ч. 1 Правил.
Конкретная видимость - максимальное
расстояние от передней части транспортного
средства, на котором с места водителя
объект может быть четко опознан по его
характерным признакам.
Далеко не всегда
общая и конкретная видимость совпадают.
Связано это с тем, что при движении элементы
дороги, дорожная разметка хорошо видны.
Нахождение же на проезжей части, например,
пешехода в темной одежде менее заметно и
поэтому его можно увидеть на меньшем
расстоянии.
Следственный эксперимент
по определению общей видимости, как
правило, проводится с использованием
стоящего транспортного средства. При
остановках его двигатель работает на
холостых оборотах и в случае
слабозаряженной аккумуляторной батареи
интенсивность накала ламп фар будет
снижена. Это может привести к тому, что
расстояние видимости будет установлено
меньше фактического и повлечь для водителя
нежелательные выводы следствия. Поэтому
обороты двигателя следует поддерживать в
пределах, соответствующих его оборотам для
скорости перед наездом.
Необходимость в
проведении следственного эксперимента
определяется следователем и возникает она
уже в процессе расследования уголовного
дела. В связи с этим он обычно проводится
через несколько месяцев после
случившегося, когда уже нет возможности
воссоздать всю ту обстановку, а в частности
погодные условия, при которых все
произошло.
По одному из уголовных дел
было установлено, что в темное время суток в
летний период транспортное средство
совершило наезд на пешехода, который от
полученных травм скончался. Следственный
эксперимент был проведен уже зимой на
заснеженной дороге и его результаты
позволили следователю привлечь водителя к
уголовной ответственности. Однако при
рассмотрении уголовного дела в суде было
установлено, что в момент случившегося
пострадавший был в темной одежде и плохо
заметен на фоне темного асфальта, на фоне
белого снега пешеход, участвовавший в
проведении эксперимента, был виден намного
лучше. Судом уголовное дело было возвращено
на дополнительное расследование, был
проведен новый эксперимент, который
позволил доказать невиновность
водителя.
Другой важный аспект
следствия в делах об автопроисшествиях -
выяснить: а была ли у водителя техническая
возможность предотвратить наезд? Для
ответа на этот вопрос следователю и
эксперту необходимо установить момент
появления и время нахождения пешехода на
проезжей части (момент возникновения
опасности для движения), скорость его
движения, расстояние, на котором находилось
транспортное средство до места наезда, и
т.д.
Зная, например, расстояние, которое
преодолел пешеход, и его скорость, можно
определить, сколько он затратил на это
время. В то же время, зная эту величину и
скорость движения транспортного средства,
можно установить, где оно находилось в
момент появления или обнаружения пешехода
на проезжей части.
Для удобства
расчетов на основе статистических данных
разработаны скорости движения пешеходов,
которые зависят от их возраста, темпа
передвижения, наличия вещей в руках,
нахождения в состоянии алкогольного
опьянения и т.д. Таким образом, следователю
нет необходимости выяснять у водителя и
свидетелей точную скорость движения
пешехода. Достаточно лишь выяснить темп
движения: бег, спокойный или быстрый шаг и
т.д.
Однако недостатком данного метода
является то, что определяется не истинная, а
возможная скорость пешехода. При этом в
данных о скоростях движения не учитывается,
да и не могут быть учтены такие
обстоятельства, как движение пешехода по
обледенелой, мокрой грунтовой дороге и
т.д.
Поэтому этот метод можно
использовать в тех случаях, когда
определить скорость движения пешехода или
время его перемещения к месту наезда другим
путем невозможно или при условии, что эти
данные не окажут значения на выводы о
виновности или невиновности водителя.
Во всех отдельных случаях проведение
следственного эксперимента для
установления указанных выше данных
является обязательным.
Причем, если
следствием будет установлено, что
видимость в момент наезда была ограничена в
результате яркого света фар встречного
транспортного средства, то это
обстоятельство непременно должно быть
учтено.
Также не должны сбрасываться со
счетов и факты появления пешехода на
проезжей части из-за стоящего или
движущегося впереди транспортного
средства. Причем водитель, участвующий в
проведении такого следственного действия,
в случае несогласия с чем-либо, вправе
требовать отразить это в протоколе.
К
сожалению, в связи с трудоемкостью данного
следственного действия следователи
прибегают к нему все реже и реже,
предпочитая использовать при
расследовании статистические данные.
Для того чтобы получить достоверные
результаты, к участию в следственном
эксперименте необходимо привлекать лиц,
наиболее отвечающих данным пешехода,
пострадавшего в происшествии.
Перед
началом эксперимента следователь обязан
выяснить у очевидцев темп движения
пешехода, а затем предложить лицу,
принимающему участие в проведении данного
следственного действия в качестве
демонстратора, сделать несколько проходов.
Если очевидец согласен с темпом движения, в
котором проводится эксперимент, то
следователь замеряет время контрольных
проходов, результаты которого фиксируются
в соответствующем протоколе с участием
понятых. Если результаты этих проходов
различны, то следователь обязан
предоставить в распоряжение эксперта для
проведения автотехнической экспертизы как
минимальное, так и максимальное время.
О
том, какое это имеет значение, хочу показать
на следующем примере.
Летом 1994 г.
водитель П., управляя автомашиной ВАЗ-2106, в
темное время суток совершил наезд на
пешехода, который от полученных травм
скончался на месте происшествия. Очевидцев
случившегося не было, а следователем было
установлено, что пострадавший переходил
дорогу слева направо, причем, как пояснил
водитель, в темпе быстрого шага. Уголовное
дело неоднократно прекращалось, а затем
возобновлялось по жалобам жены погибшего. В
отсутствие водителя следователь провел
следственный эксперимент на предмет
определения времени пересечения
пострадавшим проезжей части, что дало
возможность привлечь водителя к уголовной
ответственности. При ознакомлении с
материалами уголовного дела было
установлено, что участвовавший в
следственном эксперименте мужчина на 10 лет
старше погибшего и на 20 см его ниже, что,
естественно сказалось и на скорости его
движения. По жалобе адвоката прокурор
отказал в утверждении обвинительного
заключения и вернул уголовное дело
следователю для устранения отмеченных
недостатков. При новом расследовании
эксперимент был проведен с соблюдением
всех необходимых требований и его
результаты вынудили следователя
прекратить уголовное дело за отсутствием
состава преступления.
Все изложенное в
данной статье интересно знать не только
водителям, но и в обязательном порядке
следователям, которые расследуют уголовные
дела данной категории.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР
27.10.1960)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
23.10.1993 N 1090
"О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ К
ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ")
Бизнес-адвокат, N 1, 1998