Аргументы налогоплательщиков при оспаривании решений налоговых органов в арбитражных судах

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
А. МЕДВЕДЕВ
А. Медведев, аудитор, консультант специализированного адвокатского бюро "Адвокат" при МГКА.
При рассмотрении налоговых споров в арбитражных судах стороны большое внимание уделяют аргументации своей позиции. Задача налоговых органов - документально доказать, что налогоплательщик нарушил нормы налогового законодательства, под которым в ряде случаев понимаются не собственно нормы закона, а положения инструкций и различного рода писем. Задача налогоплательщиков - доказать, что налоговые органы при вынесении решения о наложении штрафных санкций допустили одно из следующих нарушений:
- неправильно применили к налогоплательщику нормы налогового законодательства, ошибочно оценив хозяйственную ситуацию и неверно квалифицировав действия налогоплательщика;
- использовали в отношении налогоплательщика норму, отсутствующую в налоговом законодательстве.
Первый случай наблюдается при неверной оценке налоговыми органами сущности хозяйственной ситуации в ущерб налогоплательщикам. Второй возникает, когда нормативные документы Госналогслужбы России (и в первую очередь зарегистрированные в Минюсте России тексты налоговых инструкций) вопиюще противоречат налоговым законам.
Цель данной статьи - на примере двух налоговых споров из более чем обширной арбитражной практики продемонстрировать, что четкая аргументированная позиция налогоплательщика, основанная на анализе как налогового законодательства, так и смежных отраслей, позволяет отстоять свою позицию даже в тех случаях, которые на первый взгляд кажутся однозначно проигрышными.
Неправильное применение
к налогоплательщику норм налогового законодательства,
основанное на ошибочной оценке налоговыми
органами хозяйственной ситуации
1. Строительство хозяйственным способом и НДС
Всю хозяйственную деятельность любой организации упрощенно можно разделить на два направления:
- собственно предпринимательскую деятельность, непосредственно приносящую выручку;
- деятельность обслуживающих производств, которые обеспечивают не только текущую предпринимательскую деятельность (и включаются в текущие издержки в качестве косвенных затрат), но и прочие нужды (социальное развитие, капитальное строительство и т.п.).
Деятельность обслуживающих производств, в свою очередь, может быть подразделена на два типа:
- затраты, непосредственно включаемые в издержки производства и обращения и не облагаемые НДС (содержание аппарата управления, служебного автотранспорта, ремонтные работы и т.п.);
- затраты, не включаемые в издержки производства и обращения и облагаемые НДС (капитальное строительство, расходы социально - культурного характера и т.п.).
1.1. Нормативное регулирование
При выполнении организацией любых работ, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, своими силами (так называемым хозяйственным способом) объектом обложения НДС является стоимость выполненных работ. Данный вывод прямо вытекает из следующего.
Во-первых, во всех случаях выполнения собственными силами каких-либо работ, которые относятся на издержки производства и обращения, возникают объекты налогообложения НДС. Это касается в первую очередь всех работ по созданию внеоборотных активов, в том числе и объектов основных средств, - в результате строительно - монтажных работ. Данный порядок был предусмотрен еще Инструкцией Госналогслужбы России от 9 декабря 1991 года N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утратившей силу. Инструкцией Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) (п. 11) также установлено, что "работы, выполненные хозяйственным способом, стоимость которых не относится на издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по мере выполнения и отнесения их на счет 08 "Капитальные вложения".
Во-вторых, п. 11 письма Минфина России от 12 ноября 1996 года N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" разъяснено: "При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного в соответствии с установленным порядком налога на добавленную стоимость в течение строительства отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с дебетом счета 08 "Капитальные вложения". По мере ввода объекта расходы, связанные с его строительством (с учетом ранее начисленных сумм налога на добавленную стоимость), списываются с кредита счета 08 "Капитальные вложения" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Одновременно по дебету счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается первоначальная стоимость объекта с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленного по окончании строительства. В случае возникновения разницы между суммами налога, исчисленными в период строительства объекта и по мере ввода объекта в действие, разница подлежит списанию с дебета счета 46 в кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
В-третьих, Инструкцией N 39 Госналогслужбы РФ установлен следующий порядок исчисления НДС по работам, выполненным хозяйственным способом:
- с одной стороны, п. 11 предусмотрено, что "при выполнении работ хозяйственным способом объемы реализации определяются на основании сумм, отраженных по дебету счета 08 "Капитальные вложения";
- с другой стороны, в соответствии с п. 9 "при использовании внутри организации (предприятия) товаров (работ, услуг) собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов), а при их отсутствии - фактическая себестоимость".
Таким образом, при осуществлении строительно - монтажных работ так называемым "хозяйственным способом" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, должна рассчитываться не по фактическим затратам, учтенным по дебету счета 08 "Капитальные вложения" (включая произведенную переоценку, разумеется), и уж тем более не из "сметных" цен, а исходя из стоимости аналогичных работ на основании применяемых цен и тарифов. Только при отсутствии цен на аналогичные работы в качестве объекта обложения НДС принимается сумма, учтенная по дебету счета 08 "Капитальные вложения", включающая все фактические затраты застройщика.
1.2. Законодательное регулирование
Статьей 3 Закона РФ от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) установлено, что объектами обложения в том числе являются и "обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения".
Как понимать фразу "не относятся на издержки производства и обращения"?
На какие издержки:
- текущего периода, то есть того, в котором эти затраты фактически произведены;
- или в перспективе - в том числе и на издержки будущих периодов?
Любой бухгалтер, исходя из здравого смысла и опыта работы, ответит, что законодатель, наверное, имел в виду только текущие издержки. Если принять эту точку зрения, то, поскольку строительно - монтажные работы не включаются в текущие издержки, а аккумулируются в стоимости объектов основных средств, которые будут переносить свою стоимость на издержки производства и обращения в течение многих лет лишь в пределах норм амортизации, объем работ, выполненных хозяйственным способом, должен облагаться НДС. Следует подчеркнуть, что такого же мнения придерживаются и налоговые органы, которые руководствуются исключительно инструкциями.
Однако имеет право на существование и другая точка зрения, заключающаяся в том, что НДС должны облагаться лишь работы (услуги), которые вообще не включаются в издержки производства и обращения. Соответственно те работы (услуги), которые в принципе включаются в издержки производства и обращения (пусть даже и в будущем), не должны облагаться НДС.
Итак, разногласия в этих двух точках зрения заключаются лишь в определении периода времени, в течение которого работы, выполненные собственными силами, должны быть отнесены в издержки производства и обращения:
- налоговые органы данный период ограничивают лишь текущими издержками отчетного периода (месяц, квартал, год);
- налогоплательщики в ряде случаев исходят и из более длительных периодов, в течение которых их затраты фактически относятся на издержки производства и обращения (несколько лет).
Прямо скажем, аргументация налогоплательщика в данном случае далеко не безупречна и мы не можем советовать всем налогоплательщикам не уплачивать НДС с работ, выполненных хозяйственным способом. Однако тем налогоплательщикам, которые "попались" на этом нарушении и уже оштрафованы, можно рекомендовать отстаивать свою позицию в арбитражном суде.
1.3. Арбитражное разрешение противоречия
Рассмотрим один из эпизодов налогового спора, ставшего предметом обсуждения в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ, который принял соответствующее Постановление от 2 апреля 1996 года N 794/95. Обстоятельства дела сводятся к следующему. АООТ "Дмитровское предприятие по переработке пищевых продуктов" предъявило иск о признании недействительным решения ГНИ по г. Дмитрову Московской области о взыскании с акционерного общества в бюджет доначисленных налогов и финансовых санкций. В частности, в п. 3 раздела "Налог на добавленную стоимость" акта проверки, на основании которого принято указанное решение, отмечено, что истцом в течение 1992-1994 годов не исчислялся и не перечислялся в бюджет налог на добавленную стоимость на сумму выполненных строительно - монтажных работ по реконструкции и строительству.
Надзорная коллегия ВАС РФ посчитала действия налоговой инспекции правильными и соответствующими п. 2 ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и п. п. 7, 10 Инструкции Госналогслужбы России от 9 декабря 1991 года N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", так как одним из основных видов деятельности истца являются общестроительные работы.
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения считаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления в тех случаях, когда затраты не относятся на издержки производства и обращения. Этот же порядок был определен в п. 10 Инструкции Госналогслужбы России от 9 декабря 1991 года N 1.
Поскольку по мере ввода в эксплуатацию объектов основных фондов затраты относятся на издержки производства и обращения через сумму износа (амортизации) в установленном порядке, работы истца по строительству производственных помещений хозяйственным способом для собственных нужд не могут считаться объектом налогообложения, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии со ст. 3, 4 указанного Закона объектами налогообложения служат обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Для строительных, строительно - монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ, принятых заказчиками.
Положения п. п. 7, 12 Инструкции Госналогслужбы России N 1, в которых предусмотрены объекты налогообложения по реализации работ, в том числе для строительных, строительно - монтажных и ремонтно - строительных организаций, вытекают непосредственно из Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость". При этом ст. 4 Закона касается строительно - монтажных, строительных и ремонтно - строительных организаций, а не видов этой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
Следовательно, как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ, отсутствие у истца объекта налогообложения при выполнении строительно - монтажных и ремонтных работ хозяйственным способом дает основание признать действия ГНИ по г. Дмитрову неправомерными.
Таким образом, налогоплательщик доказал, что налоговые органы неправильно применили к нему нормы налогового законодательства, ошибочно оценив хозяйственную ситуацию и неверно квалифицировав его действия. Было отмечено, что в налоговом законодательстве содержится только одно условие для начисления НДС на работы, выполненные хозяйственным способом: обязанность по начислению НДС возникает лишь в случае, если эти работы не относятся на издержки производства и обращения. Отсутствие в налоговом законодательстве четкого указания на временной период этих издержек (текущие или будущих периодов), не дает налоговым органам права трактовать это положение в ущерб налогоплательщику.
Применение налоговыми органами
к налогоплательщику нормы, отсутствующей
в налоговом законодательстве
2. НДС при расчетах за наличный расчет
Государство проводит целенаправленную политику по искоренению из хозяйственного оборота расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Можно по-разному относиться к этому процессу, фактически ограничивающему полную финансовую самостоятельность хозяйствующих субъектов и выгодную банкам, но на сегодняшний день реально сложилось два уровня данного ограничения: административные ограничения; налоговые ограничения.
2.1. Административное ограничение
наличного денежного оборота
30 июня 1993 года было принято Постановление Совета Министров РФ N 626 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", которое установило предельный размер расчетов наличными по одной сделке между юридическими лицами в 500 тыс. рублей (утратило силу).
23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", которым закреплены следующие штрафные санкции:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы, а также за накопление в кассе наличных денег сверх лимита - штраф в 3-кратном размере сверхлимитной кассовой наличности.
Указанные штрафные санкции применяются органами Госналогслужбы России по сведениям,

Комментарии к законам »
Читайте также