Закон об обществах с ограниченной ответственностью
Е. СУХАНОВ
Е. Суханов, заведующий кафедрой
гражданского права, декан юридического
факультета МГУ, председатель Третейского
суда при ТПП РФ, доктор юридических наук,
профессор.
1 марта 1998 года введен в
действие Федеральный закон "Об обществах с
ограниченной ответственностью" <*>.
Наряду с Федеральным законом "Об
акционерных обществах" он стал одним из
центральных законодательных актов,
определивших на базе соответствующих общих
правил Гражданского кодекса РФ статус
одной из двух основных разновидностей
хозяйственных обществ - главных субъектов
современного имущественного оборота.
--------------------------------
<*> Российская
газета, 1998, 17 февраля, N 30; Собрание
законодательства РФ, 1998, N 7, ст.
785.
Общества с ограниченной
ответственностью
в российском
праве
В отечественном праве общества с
ограниченной ответственностью имеют
довольно противоречивую историю. В первом
российском Гражданском кодексе 1922 года
"товарищества с ограниченной
ответственностью" рассматривались как
товарищества, по обязательствам которых их
участники отвечают "личным имуществом в
одинаковом для всех товарищей кратном
(напр., трехкратном, пятикратном,
десятикратном) отношении к сумме вклада
каждого товарища" (ст. 318). В новейшем
законодательстве такая конструкция была
возрождена п. 5 ст. 19 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик 1991
года, а затем ст. 95 ГК РФ под названием
"общества с дополнительной
ответственностью". Закон и сейчас
предполагает распространение на такие
общества правил об обществах с
ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК),
по сути рассматривая их в качестве
разновидности последних. В связи с этим в
первоначальных вариантах Закона об
обществах с ограниченной ответственностью
предполагалось наличие нескольких
специальных правил и о таких обществах,
однако после первого чтения законопроекта
в Государственной Думе они были исключены
как не относящиеся к предмету данного
закона.
В своем традиционном виде
общества с ограниченной ответственностью
впервые упоминаются в Положении об
акционерных обществах и обществах с
ограниченной ответственностью,
утвержденном Постановлением Совета
Министров СССР от 19 июня 1990 года N 590. Однако
действие названного союзного подзаконного
акта вскоре было парализовано принятым 25
декабря 1990 года российским Законом "О
предприятиях и предпринимательской
деятельности", который отождествил
общества ("товарищества") с ограниченной
ответственностью и акционерные общества
закрытого типа (ст. 11) <*>. (Оно не
возобновлялось и после отмены данного
закона в связи с принятием части первой
нового ГК РФ).
--------------------------------
<*> Как известно, организационно -
правовая форма общества с ограниченной
ответственностью родилась в Германии в
конце прошлого века (Закон 1892 года,
действующий с известными изменениями и
дополнениями и в настоящее время). В
континентальном европейском праве она
получила распространение после первой
мировой войны, а в англо - американском
праве вместо нее используется правовая
конструкция "закрытой компании" (closed corporation).
Влиянием последнего и объясняется решение
российского законодателя.
В Гражданском
кодексе РФ обществам с ограниченной
ответственностью как самостоятельной
разновидности юридических лиц -
коммерческих организаций посвящен ряд
специальных правил (ст. 87 - 94), а также общие
нормы о статусе хозяйственных обществ и
товариществ (ст. 66 - 68). Однако их явно
недостаточно для четкой регламентации всех
сторон деятельности таких обществ (Кодекс и
не ставил перед собой этой задачи,
ограничившись лишь общими нормами о
статусе данных обществ), поэтому принятие
специального закона стало насущно
необходимым. Но в течение более чем трех лет
(с 8 декабря 1994 года по 1 марта 1998 года)
перечисленные правила оставались
единственной законодательной основой
деятельности обществ с ограниченной
ответственностью <*>.
--------------------------------
<*> В этот период
был также разработан и утвержден
Межпарламентской Ассамблеей государств -
участников СНГ Рекомендательный
законодательный акт СНГ "Об обществах с
ограниченной ответственностью"
(Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников СНГ, 1996, N 12). Отличающиеся
высоким уровнем разработки правила этого
модельного закона в отдельных случаях
учтены и российским законодателем.
Таким
образом, Закон об обществах с ограниченной
ответственностью, по сути, впервые в
российском праве дал развернутую,
отвечающую современным потребностям
регламентацию правового статуса этих
хозяйственных обществ. Вместе с тем следует
иметь в виду, что сфера действия данного
Закона в соответствии с п. 2 ст. 1 ограничена:
из нее в значительной мере изъяты общества
с ограниченной ответственностью,
занимающиеся банковской, страховой и
инвестиционной деятельностью (поскольку на
них в первую очередь распространяется
действие специального законодательства -
законов о банках и банковской деятельности,
о страховании и т.д.), а также общества,
осуществляющие производство
сельскохозяйственной продукции <*>.
--------------------------------
<*> Данное
законодательное решение стало
традиционным для современного
отечественного законодателя (ср. п. п. 3 и 4
ст. 1 Федерального закона "Об акционерных
обществах"). Особый статус юридических лиц,
действующих в сфере сельскохозяйственного
производства, объясняется не столько
особенностями последнего, сколько позицией
законодателя (в свою очередь, обусловленной
позицией депутатов-аграриев и
поддерживающих их депутатских групп),
постоянно стремящегося вывести эту сферу
из-под действия общего законодательства
(именно этим, в частности, объясняется
принятие специального закона о
сельскохозяйственной кооперации в
противовес общему закону о
производственных кооперативах).
Специальный закон об обществах с
ограниченной ответственностью в сфере
сельского хозяйства в настоящее время
отсутствует и пока не планируется к
принятию.
Кроме того, Закон дает
возможность участникам "товариществ с
ограниченной ответственностью", созданных
до введения в действие части первой
Гражданского кодекса, то есть чаще всего по
Закону о предприятиях (в том числе в форме
"акционерных обществ закрытого типа",
никогда не предполагавших выпускать
какие-либо акции), выбрать организационно -
правовую форму продолжения своей
деятельности. Многие из таких обществ
("товариществ") создавались на базе
приватизированных государственных
предприятий в начале 90-х годов (еще до
принятия специальных законодательных
актов о приватизации), в том числе, например,
в сфере торговли и бытового обслуживания
населения, и имеют количество участников,
превышающее установленный п. 3 ст. 7 Закона
лимит, поскольку ранее действовавшее
законодательство не содержало таких
ограничений.
Согласно п. 3 ст. 59 Закона
общества с ограниченной ответственностью,
имеющие на 1 марта 1998 года более 50
участников, должны до 1 июля 1998 года либо
преобразоваться в акционерные общества или
производственные кооперативы либо
уменьшить число участников до
установленного Законом предела. При этом
они вправе преобразоваться в закрытые
акционерные общества без ограничения
предельной численности участников,
установленной п. 3 ст. 7 Федерального закона
"Об акционерных обществах" (поскольку
последний разрешает сохранять закрытые
акционерные общества с числом участников
более 50, если они были созданы до введения в
действие этого закона, - п. 4 ст. 94). Тем самым
разрешен довольно острый практический
вопрос, связанный с нежеланием ранее
созданных в основном на базе
государственных предприятий крупных
"акционерных обществ закрытого типа" и
"товариществ с ограниченной
ответственностью" преобразовываться в
открытые акционерные общества или
сокращать количество своих участников, то
есть допускать в свои ряды новых членов, не
являвшихся работниками данных
предприятий.
Важно отметить и
повышенное внимание нового Закона к
процедуре реорганизации (преобразования)
таких обществ в связи с необходимостью
приведения их правового статуса в
соответствие с требованиями
законодательства. Поскольку она носит
вынужденный характер и продиктована новым
Законом, о требованиях которого учредители
общества ранее, разумеется, не могли знать,
они не только освобождаются от уплаты
регистрационного сбора при
государственной регистрации необходимых
изменений их правового статуса. В
соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 59 к ним не
применяются требования об извещении всех
кредиторов о предстоящей реорганизации (п.
п. 1 и 2 ст. 60 ГК, п. 5 ст. 51 Закона).
Понятие
общества с ограниченной
ответственностью
в Законе об
ООО
Юридическая конструкция общества с
ограниченной ответственностью в
рассматриваемом Законе в целом построена
на базе правил Гражданского кодекса об этих
хозяйственных обществах и соответствует им
в гораздо большей мере, чем аналогичные
правила Закона об акционерных обществах
(как известно, в ряде случаев принципиально
расходящиеся с нормами ГК). Тем самым
законодательная "модель" такого общества в
значительной мере приближена к
европейскому континентальному
(германскому) образцу и почти не содержит
свойственных Закону об акционерных
обществах заимствований из
англо-американского правопорядка (делающих
последний Закон довольно странным
"симбиозом" континентального и
американского подхода).
По смыслу
определения, содержащегося в п. 1 ст. 2 Закона
об ООО (и текстуально воспроизводящего
аналогичное определение, данное в п. 1 ст. 87
ГК), общество с ограниченной
ответственностью является разновидностью
коммерческой организации - объединения
капиталов, характеризующейся, во-первых,
делением уставного капитала на доли и,
во-вторых, отсутствием ответственности
участников по долгам общества личным
имуществом.
В обществе с ограниченной
ответственностью не должно быть более 50
участников, однако допускается создание и
(или) функционирование такого общества и с
одним участником - в качестве "компании
одного лица" (если только речь не идет о
другом обществе, состоящем из одного лица).
При этом в роли учредителей и участников
хозяйственных обществ по общему правилу не
могут выступать государственные органы и
органы местного самоуправления (п. 4 ст. 66 ГК,
п. 2 ст. 7 Закона). Ведь в гражданско - правовом
смысле они являются финансируемыми
собственником учреждениями с ограниченным
вещным правом оперативного управления на
свое имущество, исключающим возможности
свободного распоряжения им (ст. 120 и 296 ГК), не
говоря уже о специальном характере их
правоспособности (п. 1 ст. 49 ГК), обычно не
предусматривающем для этих некоммерческих
организаций возможности такого рода
деятельности.
Общество с ограниченной
ответственностью, как правило, имеет
двухзвенную структуру управления: общее
собрание как высший орган с исключительной
компетенцией (ни при каких условиях не
передаваемой исполнительному органу) и
исполнительный орган (единоличный -
генеральный директор, президент и др., либо
также и коллегиальный - правление, дирекция
и т.п.) (ст. 91 ГК, ст. 32 Закона). Согласно п. 2 ст.
32 Закона уставом общества может быть
предусмотрено образование в нем
наблюдательного совета (по традиции
называемого у нас также советом директоров)
как постоянно действующего органа его
участников.
В целом традиционно
сформулированы основные права и
обязанности участников общества (ср. п. 1 ст.
8, п. 1 ст. 9 Закона и ст. 67, 93, 94 ГК). Участники
общества вправе: участвовать в управлении
его делами; получать информацию о его
деятельности, в том числе путем знакомства
с бухгалтерскими книгами и иной
документацией общества (в отличие от
незаконно лишенных этой возможности
участников акционерных обществ); принимать
участие в распределении прибыли; отчуждать
принадлежащую им долю в уставном капитале
общества; выходить из числа участников
общества; получать ликвидационную квоту
(часть имущества или его стоимость,
оставшуюся после расчетов с кредиторами
общества при его ликвидации). Они обязаны
вносить вклады в имущество общества и не
разглашать конфиденциальную информацию о
его деятельности.
Уставный капитал
общества по-прежнему не может составлять
менее 100 минимальных размеров оплаты труда
и рассматривается как минимальный размер
имущества общества, гарантирующий интересы
его кредиторов (ср. п. 1 ст. 14 Закона и п. 1 ст. 90
ГК).
Основные новеллы Закона об
ООО
Закон об обществах с ограниченной
ответственностью не только закрепил
развернутое регулирование их статуса, но и
ввел ряд принципиальных для российского
права новшеств. Основные из них касаются
прав и обязанностей участников обществ;
организации управления обществом с
ограниченной ответственностью; режима его
имущества, включая уставный капитал;
совершения крупных и некоторых других
сделок от имени общества.
Согласно п. 2
ст. 8 и п. 2 ст. 9 Закона у участников общества
с ограниченной ответственностью могут
появляться дополнительные права и
обязанности. Такие права и обязанности
могут предоставляться как всем без
исключения участникам общества, так и
определенным (отдельным) участникам. В
обоих случаях они предусматриваются либо
уставом конкретного общества, либо
единогласным решением общего собрания.
Речь, например, может идти о праве участника
(независимо от размера его доли) назначать
одного из членов правления или совета
директоров общества или о его обязанности
периодически оказывать обществу какие-либо
услуги. Возложение дополнительных
обязанностей на конкретного участника
общества либо прекращение или ограничение
принадлежащих ему дополнительных прав
возможны только по решению общего собрания,
принятому большинством не менее двух
третей голосов участников общества, и при
обязательном согласии с этим самого
участника.
Идея таких дополнительных
прав и обязанностей заимствована нашим
Законом из германского права. Однако здесь
дополнительные права или обязанности
участника общества с ограниченной
ответственностью обычно оформляются
дополнительным соглашением (договором)
общества с участником и, как правило,
привязываются к его доле. Следовательно,
при отчуждении доли они могут переходить к
новым участникам общества. В отличие от
этого российский Закон считает такие права
и обязанности принадлежащими
исключительно участнику общества и потому
не переходящими при отчуждении его доли
(абз. 2 п. 2 ст. 8, абз. 2 п. 2 ст. 9 Закона).
С
целью защиты интересов мелких участников
общества Закон допускает кумулятивное
голосование при избрании членов
наблюдательного совета и коллегиального
исполнительного органа общества с
ограниченной ответственностью (если это
предусмотрено в уставе общества) (п. 9 ст. 37).
При кумулятивном голосовании даже
меньшинство участников способно провести
свою кандидатуру в выборные органы. Эта
прогрессивная идея заимствована из
акционерного законодательства (ср. ст. 59, п. 4
ст. 66 Закона об акционерных обществах), где,
впрочем, ее применение ограничено выборами
членов наблюдательного совета (совета