Оплата труда иностранного гражданина

В.В. ГЛАЗЫРИН
Глазырин Виктор Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент. Специалист по трудовому праву.
Родился 18 марта 1939 г. в Новосибирске. В 1961 г. окончил юрфак МГУ. Работал старшим научным сотрудником ВНИИ советского законодательства (1971 - 1985); зав. сектором Института (1986 - 1992); и.о. зав. отделом Института (1992 - 1993); с 1993 г. по настоящее время - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения.
Автор многочисленных книг и статей, в том числе: "Эффективность правовых норм" (в соавторстве, 1980); "Арендное предприятие" (в соавторстве, 1993); "Труд иностранцев в России" (1997); "Трудовое право России. Учебник для вузов" (в соавторстве, 1998); "Комментарий к КЗоТу" (в соавторстве, 1997).
Регулирование оплаты труда по законодательству Российской Федерации осуществляется путем реализации государственных гарантий и гарантий, устанавливаемых в коллективных договорах и соглашениях. Система государственных гарантий включает в себя установленные в федеральных законах:
- величину минимального размера оплаты труда;
- величину размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы;
- первоочередность выплат заработной платы работников при неплатежеспособности работодателя;
- размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормальных;
- ограничение размеров удержаний из заработной платы;
- государственный и общественный контроль за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;
- ответственность работодателей за нарушение условий соглашений по оплате труда.
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), а также тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах (ст. 80 КЗоТа).
На тяжелых работах, работах с вредными условиями труда и работах с тяжелыми климатическими условиями устанавливается повышенная оплата труда (ст. 82 КЗоТа).
Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 124 КЗоТа). При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний по общему правилу не может превышать двадцати процентов, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - пятидесяти процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику (ст. 125 КЗоТа).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки ее выплаты. Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска (ст. 96 КЗоТа). Руководители организации, допустившие нарушение сроков выплаты заработной платы, несут ответственность в соответствии со статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Нормы об оплате труда, предусмотренные российским законодательством, в полном объеме распространяются и на иностранных граждан, работающих на территории России как в российских организациях, так и в организациях и на предприятиях с иностранными инвестициями. Иностранные работники последних, кроме того, имеют право беспрепятственно переводить получаемую заработную плату в иностранной валюте после уплаты подоходного налога за границу (ст. 33 Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР"). Такое же право предоставлено иностранным работникам организаций - резидентов свободных (особых) экономических зон (см., например, ст. 23 Федерального закона от 22 января 1996 года "Об особой экономической зоне в Калининградской области" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224.
Более существенные особенности регулирования заработной платы иностранных граждан содержатся в некоторых международных соглашениях. Так, по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Социалистической Республикой Вьетнам порядок расчетов предприятий России и организаций Вьетнама за использование вьетнамской рабочей силы определяется в каждом конкретном случае при заключении контракта (хозяйственного договора) между ними. В контракте оговаривается, что часть ежемесячной заработной платы, выплачиваемой каждому вьетнамскому гражданину в рублях для удовлетворения личных потребностей в период пребывания в России, не может быть ниже установленного в законодательном порядке размера минимальной заработной платы, получаемой гражданами Российской Федерации. Остальная часть заработной платы вьетнамских граждан выплачивается предприятием России организации Вьетнама в свободно конвертируемой валюте или компенсируется эквивалентными поставками российских товаров, сырья, материалов, либо предоставлением услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам. Номенклатура, количество, цена и другие условия поставки указанных товаров, сырья, материалов и предоставление услуг определяются в контрактах (хозяйственных договорах). Суммы денежных средств, выплачиваемые вьетнамским работникам в рублях, не конвертируются и не подлежат переводу в Социалистическую Республику Вьетнам, если иное не будет предусмотрено в дальнейшем российским законодательством. Налогообложение доходов вьетнамских граждан за время работы в Российской Федерации осуществляется в размерах и порядке, установленных российским законодательством.
Аналогичная модель оплаты труда иностранных граждан, при которой они получают на руки лишь незначительную часть своего фактического заработка, использована и в Соглашении между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
ЗАКОН РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1
"ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РСФСР"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.01.1996 N 13-ФЗ
"ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
Право и экономика, N 8, 1998

Посредничество во внешней торговле  »
Комментарии к законам »
Читайте также