Автомобиль как объект права собственности гражданина(в.а. белов)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 14 июля 1998
года
В.А. БЕЛОВ
В.А. Белов, доцент
кафедры гражданского права юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат
юридических наук, Зав. кафедрой
гражданско-правовых дисциплин Института
Актуального образования
"Юринфор-МГУ".
Автомобиль не роскошь, а
средство передвижения!
Этот лозунг
сегодня является не только классическим, но
и проведенным в жизнь в Российской
Федерации. Во всяком случае - в ее крупных
городах, где благосостояние граждан
измеряется уже не "копейками" и даже не
"шестерками", а блистательными "Субару" и
"Вольво", "Фордами" и "Рено". По единодушным
заверениям иностранцев, никто из них не
видел ни в одном городе мира такое
количество "шестисотых "Мерседесов", "BMW",
"Линкольнов" и "Кадиллаков", как в Москве.
На периферии дело обстоит, конечно же,
несколько иначе, если не считать "новых
русских", наезжающих на свои дачи,
напоминающие средневековые замки, на
"Паджеро" и "Субурбанах" и "Навигаторах". Но
даже в поселках городского типа, не говоря
уже об областных центрах, наличие "Москвича"
или "Жигулей" никого не удивляет и не
является предметом завистливых взглядов и
пересудов. Опять же меркой "высоты полета" и
"глубины плаванья" является иномарка, пусть
подержанная, плохенькая, но обязательно
иномарка.
Количество и качество
автомобилей в руках российских граждан -
как профессионалов, так и "чайников" -
неуклонно возрастают. Никакие, даже самые
неправдоподобные байки о хамстве, подлости,
жадности и кретинизме инспекторов ГАИ (с
недавнего времени - ГИБДД, но мы будем
говорить о ГАИ - так более знакомо и
привычно) не в состоянии изменить этой
тенденции. Не могут переломить ее и
(довольно серьезные по своим последствиям)
попытки юридически неграмотных
инспекторов ГАИ и иных должностных лиц
трактовать и применять имеющиеся в их
распоряжении отдельные законодательные
предписания. Да и сами "автовладельцы"
далеко не всегда знают о своем
гражданско-правовом статусе и еще менее
знают о порядке изменения и прекращения
этого статуса. Знакомые нам автолюбители
честно признавались, что при приобретении и
продаже автомобиля, а также при возникающих
проблемах с должностными лицами они либо
просто делают "как все", либо просят помочь
"знающего человека" (который знает, "как
делают все", и будет делать так же). Да и у
юридически подкованных автолюбителей
наличие автомобиля ассоциируется прежде
всего с "Правилами дорожного движения", а
значит - с административным правом, точнее -
со взысканиями административных штрафов за
их нарушения. "Дальнобойщики" и "гонщики"
(промышляющие приобретением автомобилей за
границей и их продажей в России), а также
отдельные владельцы иномарок, как правило,
информированы о наличии такого кусочка
административного права, как право
таможенное. Никто из них не задумывался о
том, а как выглядят эти действия с точки
зрения гражданского закона, как они
вписываются в систему юридических фактов
гражданского права, какие правовые
последствия в сфере их имущественных
интересов порождают.
Именно о
ситуациях, когда совершение перечисленных
выше действий приводит к нарушениям
субъективных гражданских прав и охраняемых
законом имущественных интересов
автолюбителей, о ситуациях, когда
юридическим результатом совершенных
действий оказываются совершенно не те
результаты, которые ожидали получить, о
способах предупреждения таких ситуаций и
выхода из них рассказывает настоящая
статья.
1. Гражданско-правовая природа
автомобиля
С точки зрения гражданского
законодательства автомобиль <*>
относится к категории движимых вещей.
--------------------------------
<*> Сказанное здесь
и далее по вопросу о гражданско-правовой
природе автомобиля применимо как к
автомобилям легковым, так и грузовым, а
также автобусам и прицепам. В дальнейшем
изложении основное внимание нами уделяется
именно легковым автомобилям как наиболее
часто встречающимся объектам права
собственности граждан.
Данный вывод со
всей очевидностью вытекает из п. 2 статьи 130
Гражданского кодекса Российской Федерации
(ГК). Сама статья проводит классификацию
вещей на движимые и недвижимые. Названный
пункт определяет, что движимыми вещами или
движимым имуществом признаются всякие
вещи, не относящиеся к недвижимости. А
недвижимость перечислена исчерпывающим
образом в п. 1 указанной статьи ГК. К
недвижимым вещам (недвижимому имуществу
или недвижимости) относятся (1) земельные
участки, (2) участки недр, (3) обособленные
водные объекты, (4) все, что прочно связано с
землей (то есть объекты, перемещение
которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно, в том числе леса,
многолетние насаждения, здания,
сооружения), (5) подлежащие государственной
регистрации воздушные и морские суда, (6)
суда внутреннего плавания, (7) космические
объекты <*>, (8) иное имущество, отнесенное
к недвижимым вещам законом.
--------------------------------
<*> Обращаем
внимание, что норма части 2 п. 1 статьи 130 ГК
сформулирована так, что допускает двоякое
толкование в вопросе о том, к чему относятся
слова "подлежащие государственной
регистрации" - только ли к воздушным и
морским судам (как это сделано в нашем
перечне) или также и к судам внутреннего
плавания и космическим объектам.
Как
можно заметить, автомобилей среди перечня
недвижимости нет. Следовательно (п. 2 ст. 130),
автомобиль суть движимое имущество.
Практическое значение классификации вещей
на движимые и недвижимые определено в том
же п. 2 статьи 130, в котором сказано, что
"регистрация прав на движимые вещи не
требуется, кроме случаев, указанных в
законе". Иными словами, недвижимость
отличается от движимости тем, что
субъективные гражданские права на
недвижимость по общему правилу подлежат
регистрации, если иного прямо не
установлено законом. Без регистрации этих
прав просто не может возникнуть, если иного
не установлено законом (п. 2 статьи 8 ГК). В
отношении движимости действует обратная
презумпция - никакой регистрации не нужно,
если иного прямо не установлено законом.
Сразу отметим, что закона (именно
Федерального закона, а иного акта
недостаточно), который предусматривал бы
обязательную регистрацию субъективных
гражданских прав на автомобили, в настоящее
время не существует.
К регистрации мы
вернемся через некоторое время, после того
как рассмотрим вопрос о том, объектом каких
же именно субъективных гражданских прав
может быть автомобиль.
ГК причисляет
вещи к разновидности имущества, объявляя
само имущество основным объектом
гражданских прав (правоотношений). Такой
вывод вытекает из сопоставления статей 2 (в
части предмета регулирования Кодекса) и 128
ГК.
Выделение в особую законодательную
категорию понятия об объектах гражданских
прав имеет сугубо практический смысл,
который "расшифровывается" в статье 129 ГК
("Оборотоспособность объектов гражданских
прав"). Согласно п. 1 данной статьи все
объекты гражданских прав обладают
свойством оборотоспособности, т.е. могут
свободно отчуждаться или переходить от
одного лица к другому в порядке
универсального правопреемства
(наследования, реорганизация юридического
лица) либо иным способом, если только они (1)
не изъяты из оборота или (2) не ограничены в
обороте.
Объекты, изъятые из оборота, -
это такие объекты гражданских прав,
нахождение которых в обороте (т.е.
отчуждение или переход по иным основаниям)
не допускается. Такие объекты должны быть
прямо указаны в законе. Объекты,
ограниченные в обороте (или, иначе,
ограниченно оборотоспособные объекты), -
это объекты гражданских прав, которые могут
принадлежать лишь определенным участникам
оборота либо нахождение которых в обороте
допускается по специальному разрешению.
Перечень таких объектов определяется в
порядке, установленном законом (п. 2 статьи
129 ГК).
Закона, установившего перечень
объектов, изъятых из оборота, в настоящее
время не существует. Нет на сегодняшний
день и установленного законом порядка
определения объектов, ограниченных в
обороте <*>.
--------------------------------
<*> Хотя сами такие объекты существуют:
это земля и природные ресурсы (п. 3 ст. 129
ГК).
Объектами каких субъективных
гражданских прав могут быть вещи вообще?
Прежде всего, конечно же, объектами вещных и
обязательственных прав. Возможность
принадлежности вещей на праве
собственности - центральном из числа вещных
прав - прямо зафиксирована в п. п. 1 и 2 статьи
209 ГК: "Собственнику принадлежат права
владения, пользования и распоряжения своим
имуществом. Собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении
принадлежащего ему имущества любые
действия, не противоречащие закону и иным
правовым актам и не нарушающие права и
охраняемые законом интересы других лиц, в
том числе отчуждать свое имущество в
собственность другим лицам, передавать им,
оставаясь собственником, права владения,
пользования и распоряжения имуществом,
отдавать имущество в залог и обременять его
другими способами, распоряжаться им иным
образом". Указание на правомочие
распоряжения означает указание на
возможность собственника определять
юридическую судьбу имущества, в частности
делать его предметом обязательства или
обременения, т.е. предметом
обязательственных или ограниченных вещных
прав.
Кто может быть собственником?
Ответ на этот вопрос дают несколько статей
ГК, и в частности п. 2 статьи 212: "Имущество
может находиться в собственности граждан и
юридических лиц, а также Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований". Причем
"особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество, владения,
пользования и распоряжения им в
зависимости от того, находится имущество в
собственности гражданина или юридического
лица, в собственности Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации или
муниципального образования, могут
устанавливаться лишь законом" (п. 3 статьи
212).
Столь подробное рассмотрение
содержания статей 128 - 130, 209 и 212 ГК, на первый
взгляд не имеющих ничего общего с
автомобилями, в действительности приводит
нас к очень важному в практическом
отношении выводу. Автомобиль - это, с точки
зрения гражданского права, такая же
движимая вещь (материальный предмет,
созданный человеком и ценный в силу своих
естественных свойств), как и любая иная
обычно не вызывающая столь широкого
почитания и преклонения, такая, как,
например, стол, ложка, пальто, наручные часы
и т.п. Автомобили могут принадлежать на
праве собственности любому
правоспособному гражданину, в т.ч. и
несовершеннолетнему и недееспособному,
могут быть завещаны, подарены, проданы,
куплены, обменены, внесены в уставный или
складочный капитал юридического лица,
сданы и взяты в аренду или ссуду, заложены
или иным образом обременены, сданы и
приняты на хранение, могут быть предметом
фидуциарного или комиссионного поручения,
предметом доверительного управления <*>,
объектом страхования и т.д. На автомобили,
принадлежащие лицу на праве собственности,
может быть обращено взыскание, они могут
быть предметами реквизиции и конфискации,
естественно, осуществляемой в порядке,
установленном законом.
--------------------------------
<*> Не путать с
"управлением по доверенности"; см. об этом
далее.
Следует развеять одно
общераспространенное заблуждение.
Гражданские права на автомобиль никак не
связаны с наличием у лица права управления
автомобилем (т.н. "права автовождения").
Гражданин может не иметь никаких навыков
автовождения, может не иметь водительских
прав, но тем не менее может иметь в
собственности, залоге или на всяком ином
праве любое количество автомашин любой
стоимости и в любом состоянии <*>. Более
того, гражданин может пребывать в
состоянии, когда ему в принципе не может
быть предоставлено право автовождения
(несовершеннолетие, недееспособность),
однако это не является препятствием для
того, чтобы быть собственником автомобилей.
И наоборот - наличие водительских прав
никоим образом не обязывает гражданина
приобретать автомобиль, он вполне может
использовать свои права для езды на чужом
автомобиле. Вообще никакие нарушения
водителем правил дорожного движения, в т.ч.
и те, которые могут послужить основаниями
лишения права автовождения: неправильная
парковка, проезд на "красный свет",
превышение скорости, неподчинение
требованию инспектора ГАИ, игнорирование
указания дорожного знака и т.п. - не могут
служить основаниями для изменения,
ограничения и уж тем более - прекращения
субъективных гражданских прав на
автомобиль.
--------------------------------
<*>
Принцип отсутствия ограничений по
количеству предметов и стоимости имущества
граждан и организаций установлен п. 2 статьи
213 ГК.
То же самое относится и ко всем иным
административным правонарушениям,
связанным с автомобилями, в частности
неуплате или недоплате налоговых или
таможенных платежей <*>. Можно (при
наличии соответствующих оснований) лишить
права автовождения - субъективного
административного права, что достигается
административным путем (отобранием
водительских прав). Но запретить ездить на
данном конкретном автомобиле лицу с
водительскими правами адекватной
категории, запретить его продавать или иным
образом им распоряжаться, тем более против
воли собственника отогнать его на "штрафную
стоянку", чинить фактические препятствия в
пользовании (например, путем установки
блокиратора колес), подвергнуть автомобиль
т.н. "задержанию", изъятию или отобранию -
нельзя ни в коем случае. Как отобрание
автомобиля, так и ограничение собственника
в пользовании и (или) распоряжении
автомобилем будут в этих случаях
незаконными. Статья 301 ГК позволяет
собственнику истребовать свое имущество из
чужого незаконного владения (т.е. устранять
нарушения его правомочия владения), а
статья 304 ГК - потребовать устранения
нарушений иных правомочий, хотя бы и не
связанных с лишением владения.
--------------------------------
<*> Исключения
составляют лишь те из них, которые
представляют собой состав
уголовно-наказуемых деяний (преступлений).
Но и в этом случае гражданские права на
автомобиль не могут быть изменены,
ограничены или прекращены иначе, как по
вступившему в законную силу решению суда
или арбитражного суда, а также вступившему
в законную силу приговору суда.
* *
*
Определившись с основами
цивилистическими, перейдем к рассмотрению
отдельных положений специфического
российского "автомобильного"
административного законодательства -
положений, применение которых на практике
грубейшим образом нарушает гражданские
права и охраняемые законом интересы,
связанные с автомобилями.
2. Автомобиль с
позиции публичного права
Прежде всего
следует разобраться с вопросом о составе
"автомобильного" административного
законодательства, его содержании, ответить
на вопросы о причинах его существования и
той роли, которую эта отрасль
законодательства должна выполнять. Только
после этого мы сможем разобраться в
причинах существующего негативного его
влияния