Особенности рассмотрения в суде административных дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в российской федерации

О НАРУШЕНИИ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. МИШУНИНА, А.В. ВИШНЯКОВ
Мишунина А.А., аспирант кафедры административного и финансового права Института государства и права ТюмГУ.
Вишняков А.В., соискатель кафедры административного и финансового права Института государства и права ТюмГУ.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*> (далее - КоАП РФ или Кодекс) дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации вправе рассматривать федеральные судьи районных судов, а также уполномоченные лица федеральных органов исполнительной власти.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Обобщение практики показало, что большая часть административных дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации рассматривается судьей единолично.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в суде осуществляется в четыре этапа <*>:
--------------------------------
<*> См., например: Бахрах Д.Н., Ренов Э.В. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях (глава 4). Административная ответственность (часть общая): Учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004. С. 84 и др.
1) подготовка дела к рассмотрению;
2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
3) принятие постановления;
4) доведение постановления до сведения.
При подготовке дела к рассмотрению судья изучает материалы поступившего дела, осуществляет их предварительную оценку относительно достаточности данных для рассмотрения дела и вынесения постановления. Так, например, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ на данном этапе судья выясняет, было ли совершено нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, правильно ли составлен протокол и другие материалы дела, извещены ли соответствующие лица о времени и месте рассмотрения дела, достаточно ли представленных материалов для рассмотрения дела и есть ли необходимость истребовать дополнительные материалы, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей или исключающие производство по делу, разрешены ли заявленные ходатайства и поступили ли новые ходатайства, имеются ли отводы. Особое внимание при этом обращается на юридическую квалификацию деяния.
Анализ собранных материалов, обстоятельств дела, по нашему мнению, является наиболее важным этапом правоприменительного процесса, так как его главная цель заключается в установлении фактических обстоятельств совершения правонарушения, в их объективной правовой оценке, применении к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.
Подтверждением нашей позиции может служить и то обстоятельство, что именно при рассмотрении административного дела здесь наиболее часто проявляется административно-процессуальный порядок, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 29.1 КоАП РФ.
Кроме того, рассмотрение дела по существу должно обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств по делу (ст. 24.1 КоАП РФ) и на этой основе достоверное их установление. Именно путем "...сопоставления дополнительно приобщенных доказательств, собранных должностными лицами, обладающими правом пресечения административных правонарушений, правоприменительный орган или уполномоченное должностное лицо должны установить истину по факту административного правонарушения, достоверно выяснить существенные для дела факты и, правильно оценив их в соответствии с требованиями соответствующих законов, решить вопрос виновности или невиновности привлекаемого, а в случае признания его административным правонарушителем (виновным) - и о наказании" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Васильев Ф.П. Процессуальные особенности административной ответственности в России. М., 2003. С. 370 - 371.
Рассматриваются дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации согласно Кодексу открыто, в присутствии нарушителя, в день и час, указанные в протоколе, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ).
Непосредственное рассмотрение дела, как показывает практика, производится в следующем порядке:
- установление личности иностранного гражданина, привлекаемого к административной ответственности (гражданство, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, жительства, работы или учебы, семейное и материальное положение, наличие фактов привлечения к уголовной или административной ответственности);
- проверка явки вызванных участников разбирательства;
- разъяснение им прав и обязанностей, рассмотрение и разрешение ходатайств, отводов;
- оглашение протокола об административном правонарушении;
- выслушивание объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетелей, исследование других имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, как и в любом другом производстве, на этапе непосредственного рассмотрения дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации выясняется, было ли совершено административное правонарушение в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, виновен ли в его совершении данный иностранный гражданин и подлежит ли он привлечению к административной ответственности, правильно ли квалифицировано правонарушение, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ), не содержится ли в действиях правонарушителя состава преступления и нет ли оснований для передачи материалов органу предварительного следствия или дознания (ст. 29.9 КоАП РФ), какой вид и мера административного наказания могут быть применены к правонарушителю, не имеются ли основания, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно КоАП РФ в результате рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (прекращения дела производством - ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Обоснование постановления в части изложения мотивов, целей и обстоятельств совершения правонарушения и доказывания вины лица, привлеченного к административной ответственности, подкрепляется ссылкой на правовые нормы.
Закон содержит конкретные предписания относительно структуры постановлений по делам об административных правонарушениях, называет перечень исчерпывающих требований, которым они должны соответствовать (ст. 29.10 КоАП РФ).
Проведенный анализ постановлений, составленных федеральными судьями районных судов, позволил заключить, что постановления состоят из трех логических частей, которые условно можно назвать: вводная, описательно-мотивировочная и резолютивная.
Вводная часть постановления содержит: наименование этого процессуального документа (дата и место рассмотрения дела); наименование суда, в котором рассматривается дело; фамилию, имя, отчество судьи, рассмотревшего дело; фамилию, имя, отчество и другие данные об иностранце, в отношении которого вынесено постановление (гражданство, дата и место рождения, место жительства, работы или учебы, образование, семейное положение, сведения о фактах привлечения к административной или уголовной ответственности либо о применении мер общественного воздействия за административные правонарушения); указание на статьи КоАП РФ и федерального закона, в соответствии с которыми этот иностранный гражданин привлечен к административной ответственности.
Выделение мотивировочной части постановления представляется весьма затруднительным, и на практике она, как правило, сливается с изложением обстоятельств дела. В связи с этим описание дела и обоснование выводов практически производится в одной (единой) части постановления.
Таким образом, в описательно-мотивировочной части постановления, как правило, констатируется: сущность совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, установленные при рассмотрении дела (время, место, способ, мотивы), доказательства виновности (или невиновности) лица, привлеченного к административной ответственности, отношение этого лица к содеянному (или инкриминированному ему деянию).
Согласно КоАП РФ если при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовали и давали объяснения свидетели, то излагается существо их объяснений. Если их объяснения носят противоречивый характер, то в описательно-мотивировочной части постановлений приводится анализ доказательств, обоснование принятия тех или иных решений по делу, обосновывается юридическая квалификация административного правонарушения со ссылкой на ст. 18.8 КоАП РФ и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также приводится анализ смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, учитываемых при определении вида и меры налагаемого административного наказания.
Резолютивная часть постановления по делу включает: существо принятого по делу решения, вид и размер налагаемого административного наказания (административного штрафа), срок и порядок обжалования постановления. Размер налагаемого административного штрафа указывается прописью в минимальных размерах оплаты труда и в денежном выражении, а также устанавливается срок (дата) осуществления административного выдворения, если таковое налагается. Кроме того, в резолютивной части постановления определяется судьба изъятых предметов и документов (например, поддельных паспортов, справок и т.д.).
Согласно Закону постановление по делу о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Рассмотрение в суде административных дел о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации имеет и ряд характерных особенностей.
Во-первых, при принятии дела к рассмотрению и вынесении решения наряду с разрешением общих вопросов, указанных в ст. 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении", ст. 29.4 "Определения, постановления, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении", ст. 29.5 "Место рассмотрения дела об административном правонарушении" и ст. 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ, судье необходимо особое внимание обращать на то, выяснены ли в достаточной мере следующие обстоятельства:
- данные о личности иностранного гражданина;
- цель и причина его пребывания в Российской Федерации;
- мотивы административного правонарушения;
- каков срок его пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- наличие двойного гражданства;
- все ли документы приобщены к делу (визы, запросы, паспорт, выданный государством подданства иностранного гражданина, поставлены ли в известность соответствующие органы МИД РФ, посольство данной страны, МВД РФ).
На практике нередко существует проблема установления личности иностранного гражданина, она за последнее время возникает вполне обоснованно в связи с увеличением как законной, так и незаконной миграции иностранных граждан на территории России. При этом и те, и другие категории иностранных граждан обладают правом защиты как со стороны своего государства, чье гражданство (подданство) они имеют, так и со стороны нашего государства.
Во-вторых, при рассмотрении дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации судья, рассматривающий его, должен назначить переводчика (ст. 25.10 КоАП РФ) в случае, если иностранный гражданин, в отношении которого рассматривается дело, не может дать полные сведения о себе или не может свободно владеть русским языком, а также языком республики субъекта Российской Федерации, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении.
В-третьих, вынесение постановления по делу о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации производится в соответствии с общими требованиями ст. 29.10 "Постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ. На наш взгляд, постановление должно составляться не менее чем в трех экземплярах (в том числе протокол заседания коллегиального органа). Это позволит второй и третий экземпляры постановления направлять в представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации субъекта Российской Федерации и миграционную службу органов внутренних дел в случае принятия решения о выдворении иностранного гражданина с территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.2 КоАП РФ).
В-четвертых, в качестве особенности рассмотрения дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, по нашему мнению, можно рассматривать и то обстоятельство, что судья в случае применения административного наказания в отношении иностранного гражданина за совершение последним правонарушения в области обеспечения режима пребывания в Российской Федерации, руководствуясь ст. 18.8 КоАП РФ, правомочен назначить следующие административные наказания: административный штраф с административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или без такового.
Из перечисленных административных наказаний, применяемых в отношении иностранных граждан, на наш взгляд, наиболее действенным можно считать административное выдворение за пределы Российской Федерации.
С момента вступления в законную силу вынесенного постановления о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина прекращаются:
- определенные правоотношения, которые возникают с момента въезда на территорию Российской Федерации;
- право продолжения учебы, трудовой деятельности, временного проживания и т.д.;
- оказание финансовой и материальной помощи со стороны нашего государства, если он ими пользовался;
- возможен последующий отказ на право въезда на территорию Российской Федерации при обращении после выдворения и т.д. <*>.
--------------------------------

Комментарии к законам »
Читайте также