Реорганизация коммерческих предприятий: вопросы трудовых отношений
ВОПРОСЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В. УТКА
В.
Утка, руководитель юридической дирекции
Владивостокского морского торгового
порта.
Согласно ст. 29 Кодекса законов о
труде РФ передача организации из
подчинения одного органа в подчинение
другого не прекращает действие трудового
договора. При смене собственника
предприятия, а равно его реорганизации
(слиянии, присоединении, разделении,
преобразовании) трудовые отношения с
согласия работника продолжаются.
При
кажущейся очевидности требований этой
статьи закона ее практическое применение
вызывает зачастую ряд весьма сложных
проблем, представляющих интерес как для
работника, так и для работодателя.
Рассмотрим некоторые из них.
Реорганизация юридического лица
(организации в целом) производится на
основании решения уполномоченного органа
или лиц (учредителей, суда и т.д.). При этом
составляется документ, подтверждающий
соответствующее обособление (объединение)
имущества - передаточный акт,
разделительный баланс. В акте (балансе)
указывается также на правопреемство
реорганизуемых лиц (в том числе и в части,
вытекающей из трудовых отношений, -
задолженность по зарплате, отпускным,
возмещению ущерба от трудового увечья и
т.д.). В данном случае, по моему мнению, к
трудовым правоотношениям возможно
применение положений ст. 60 ГК РФ, согласно
которой лица, принявшие решение о
реорганизации, обязаны письменно уведомить
об этом кредиторов реорганизуемого
юридического лица, которые вправе
потребовать прекращения или досрочного
исполнения обязательства (на практике это
выражается в отказе работника от
продолжения трудовых отношений).
Когда
работник согласен на продолжение работы в
новой организации, трудовые обязательства
считаются продолженными, и происходит
замена одной из сторон - работодателя на его
правопреемника.
При реорганизации
юридического лица прекращение трудового
договора (помимо инициативы работника или
соглашения сторон) возможно только в случае
сокращения численности или штата. Тогда в
трудовую книжку работника вносится запись:
"Уволен в связи с реорганизацией
предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ) - п. 8 Положения
о порядке высвобождения, трудоустройства
рабочих и служащих и предоставления им
льгот и компенсаций (N 113/6-64 от 2 марта 1988
года)", с предоставлением работнику всех
льгот и преимуществ, полагающихся
высвобождаемым в порядке сокращения
лицам.
Необходимо также отметить, что
законодательство устанавливало ряд
ограничений на проведение реорганизации
определенных юридических лиц. Так,
например, с момента подачи заявки на
приватизацию предприятия, подразделения и
до момента возникновения права
собственности у покупателя (либо до
проведения первого собрания акционеров)
администрации предприятия запрещается
осуществлять реорганизацию, изменение
структуры, штатного расписания и
увольнение работников предприятия, кроме
увольнения по собственному желанию (п. 3
Указа Президента РФ от 2 апреля 1992 г. N 322 "О
дополнительных мерах по реализации
основных положений программы приватизации
в Российской Федерации на 1992 год").
Зачастую на практике смешиваются такие
понятия, как реорганизация (в смысле ст. 29
КЗоТ РФ) и "реорганизация" (изменение
структуры организации, ликвидация ее
отделений, упразднение отделов, служб и т.д.
при продолжении существования
соответствующего юридического лица).
В
этом случае необходимо учитывать
следующее: предприятие вправе
самостоятельно определять структуру
входящих в его состав подразделений и их
штаты, принимать решение о ликвидации
отделов и служб.
Вопрос о том, была ли
необходимость в упразднении определенных
подразделений, относится к исключительной
компетенции правомочного органа
управления организации и не входит в
компетенцию судебных органов.
В том
случае, если подобная "реорганизация"
влечет за собой высвобождение работников
(штата), необходимо особо исследовать
вопрос о фактическом прекращении
деятельности подразделения и упразднении
или перераспределении его функций,
поскольку довольно часто на его базе
создается иная структура, во вновь
введенный штат которой принимаются иные
лица, которые выполняют те же трудовые
функции, что и ранее уволенные. При
установлении подобных фактов
высвобожденные работники имеют все
основания для восстановления на работе по
суду.
Вместе с тем, когда изменяется не
только наименование должности, но и
выполняемые работником функции, увольнение
работника применительно к п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ
является обоснованным (п. 5 Обзора судебной
практики по гражданским делам
Следует
отметить, что изменение организационно -
правовой формы организации и ликвидация ее
подразделений, влекущие за собой
сокращение рабочих мест, могут
осуществляться только после
предварительного уведомления (не менее чем
за три месяца) соответствующих профсоюзов и
проведения с ними переговоров о соблюдении
прав и интересов членов профсоюза (ст. 12
Федерального закона от 12 января 1996 г. "О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности").
Необходимо
учитывать, что в случае изменения
наименования организации, в том числе и при
приведении ее учредительных документов в
соответствии с действующим
законодательством (АООТ (ОАО), ТОО (ООО), АОЗТ
(ЗАО) и т.д.), в трудовой книжке работника
указывается о переименовании и приводится
соответствующее основание (например,
решение общего собрания акционеров, дата и
номер акта органа местного самоуправления
и т.д.).
Соответствующие изменения могут
быть внесены и в трудовой договор (если он
был надлежаще оформлен - в письменной
форме), а также в приказ о приеме на
работу.
Никаких распоряжений о
"переводе", "перемещении", "изменении места
работы" и т.д. в данном случае издавать не
нужно, равно как не требуется и проведения
каких-либо согласований (уведомлений) с
работником или профсоюзами.
Изменение
типа акционерных обществ (например,
преобразование открытого общества в
закрытое) также не является реорганизацией
юридического лица, поскольку при этом его
организационно - правовая форма не
изменяется.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР
09.12.1971)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 N 10-ФЗ
"О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И
ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ
08.12.1995)
УКАЗ Президента РФ от 02.04.1992 N 322
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД"
Российская юстиция, N 9, 1998