Как защитить от хозяина?
Н. ПОЛЯНЦЕВА
Н. Полянцева, старший
помощник прокурора г. Коряжмы
Архангельской области.
Согласно п. 3 ст. 25
ГК РФ индивидуальный предприниматель имеет
право найма рабочей силы. Период работы
граждан по найму засчитывается им в стаж
для назначения пенсий при условии уплаты
индивидуальным предпринимателем страховых
взносов в Пенсионный фонд России за
нанимаемых работников. В то же время
согласно ст. 39 КЗоТ РФ индивидуальные
предприниматели без образования
юридического лица не могут вести трудовые
книжки лиц, работающих у них по трудовому
договору. В письме Минтруда и социального
развития от 4 февраля 1997 г. N 28-6 содержится
разъяснение, что впредь до принятия
соответствующего нормативного правового
акта трудовой стаж лиц, работающих у
индивидуальных предпринимателей, может
подтверждаться справками, расчетными
книжками, лицевыми счетами и ведомостями на
выдачу заработной платы. Кроме того,
трудовой стаж может быть подтвержден
справками об уплате страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ.
Речь здесь идет
также о подтверждении стажа для начисления
пенсии. И если в этом плане наемный работник
как-то защищен законом (хотя это тоже
неоднозначно, поскольку закон содержит
оговорку: при условии уплаты
индивидуальным предпринимателем страховых
взносов в ПФР), то нетрудоспособность по
любой причине неминуемо влечет за собой не
только ухудшение материального положения
такого гражданина, но и в конечном итоге
приводит к безработице.
Так, в
соответствии с требованиями Закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования РФ,
государственный фонд занятости населения
РФ и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 г." установлены страховые
взносы в фонд социального страхования и
занятости населения только для
предприятий, учреждений и организаций.
Индивидуальные предприниматели,
использующие право найма рабочей силы, от
уплаты страховых взносов в эти фонды
освобождены.
Следовательно, закон не
защищает наемных работников от произвола
предпринимателей. Они могут не соблюдать
действующее трудовое законодательство в
части установления нормальной
продолжительности рабочего времени,
предоставления еженедельного непрерывного
отдыха, не говоря уже об отпусках, могут не
заботиться об обеспечении безопасности
труда, соблюдении санитарно - гигиенических
требований к рабочему месту и т.п.
Сын
моей знакомой, закончив среднюю школу, не
смог поступить в институт и был вынужден
пойти работать к индивидуальному
предпринимателю лаборантом фотостудии. Я
поинтересовалась условиями его труда и
зарплатой. Ответ был таков: "Все зависит от
хозяина". В итоге получается так: обещал
хозяин платить 600 руб. в месяц - платит лишь
400; молодой человек работает по 10 часов в
сутки с одним выходным днем иногда в неделю,
иногда в месяц, не имеет права заболеть
(хозяину нужен постоянно здоровый работник)
и не имеет права на отпуск. Условия труда
тоже оставляют желать лучшего:
приспособленное под фотолабораторию
помещение в фойе бывшего кинотеатра - без
естественного освещения,
непроветриваемое.
Интересуюсь в центре
санитарно - эпидемиологического надзора:
как часто проводятся проверки соблюдения
санитарно - гигиенических требований у
таких работодателей. Оказывается, при числе
индивидуальных предпринимателей,
использующих наемный труд 1,5 тыс. человек,
только 2 специалиста санитарной службы в
городе осуществляют контроль за
соблюдением правил гигиены труда. При этом
в городе существуют крупные промышленные
предприятия - целлюлозно - бумажный
комбинат, химический завод, строительный
трест и др., проверки в которых также
ложатся на их плечи.
Анализ состояния
законности в городе свидетельствует о том,
что разного рода общества, товарищества и
т.п. в последнее время стараются избавиться
от бремени ответственности за наемных
работников. Все большее число
зарегистрированных ранее юридических лиц
действуют по следующей схеме: сокращают
объемы производства (торговли) и, как
следствие, штат работников. Затем заключают
договоры "об оказании услуг" с
индивидуальным предпринимателем (как
правило, это подставное лицо), а тот, в свою
очередь, набирает наемных работников,
которые и выполняют эти "услуги". Выгода -
двойная. Во-первых, не нужно заботиться о
соблюдении трудового законодательства,
во-вторых, нет нужды платить страховые
взносы в фонд занятости, социального и
медицинского страхования.
Контроль за
использованием индивидуальными
предпринимателями наемного труда
усложняется еще и тем, что отсутствует их
централизованная регистрация. Готовясь к
проведению проверки по этому вопросу,
попыталась запросить данные в налоговой
инспекции, в городской администрации,
центре занятости, пенсионном фонде. Первые
два учреждения сведениями о применении
наемного труда не располагают, отделение
пенсионного фонда сообщило, что страховые
взносы платят лишь 33 предпринимателя; центр
занятости располагает сведениями о 12
лицах.
В соответствии с Порядком уплаты
страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд РФ,
утвержденным Указом Президента РФ N 2288 от 24
декабря 1993 г., работодатели регистрируются
в качестве плательщиков страховых взносов
у уполномоченных фонда в районах и городах.
Следовательно, индивидуальный
предприниматель, использующий наемный
труд, может быть и не зарегистрирован в ПФР,
тем более если он начал свою
предпринимательскую деятельность без
использования наемного труда. Исходя из
смысла п. 3 ст. 25 ГК РФ, которая содержит
оговорку "при условии уплаты страховых
взносов в ПФР за нанимаемых работников",
следует сделать вывод, что уплата страховых
взносов - дело добровольное. Каких-либо
санкций за неуплату взносов в ПФР в
отношении индивидуальных
предпринимателей, использующих наемный
труд, действующее законодательство не
содержит.
Практика показывает, что
наемные работники у индивидуальных
предпринимателей - это в основном молодежь,
окончившая школу и не имеющая профессии,
или пенсионеры. Люди, имеющие опыт работы,
предпочитают все же оставаться
безработными и получать пособие от
государства, нежели бесправно работать на
"хозяина".
Действующее законодательство
требует коренных изменений. Индивидуальных
предпринимателей, использующих наемный
труд, необходимо в первую очередь
приравнять к юридическим лицам в части
уплаты страховых взносов в государственные
фонды, надо законодательно закрепить
ведение государственной регистрации
индивидуальных предпринимателей -
работодателей и, соответственно, разрешить
им производить записи в трудовой книжке
наемного работника под контролем, например,
отделов по труду местной администрации. Это
повысит ответственность индивидуальных
предпринимателей и в какой-то мере будет
способствовать занятости населения,
социальной защищенности работающих
граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР
09.12.1971)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.02.1997 N 26-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"
(принят ГД ФС РФ
25.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27.12.1991 N
2122-1
"ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)"
(вместе с
"ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОССИИ)",
"ПОРЯДКОМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
РАБОТОДАТЕЛЯМИ И
ГРАЖДАНАМИ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОССИИ)")
УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N
2288
"О МЕРАХ ПО ПРИВЕДЕНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
СООТВЕТСТВИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО ПФ РФ от
26.03.1997 N ЕВ-16-28/2355
"О ПРАВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА
ВЕДЕНИЕ ТРУДОВЫХ
КНИЖЕК ЛИЦ,
РАБОТАЮЩИХ У НИХ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ"
(вместе с ПИСЬМОМ Минтруда РФ от 04.02.1997 N
28-6)
Законность, N 10, 1998