Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах(издательство юридическая литература, 1998)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ И О БЕЖЕНЦАХ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 1998 года
Авторы:
Андриченко Л.В.,
кандидат юридических наук;
Белоусова Е.В.,
кандидат юридических наук
В книге дается комментарий к статьям Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и Федерального закона "О беженцах", определяющим, в частности, особенности правового статуса данной категории лиц, их конкретные права и обязанности, а также связанные с ними льготы.
В тексте комментария анализируются также законы Российской Федерации, касающиеся вынужденных переселенцев и беженцев, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов.
Для работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов миграционной службы, студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей.



Введение
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Актуальна она и для Российской Федерации. В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется - это чисто российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т.п. Кто же такие беженцы и вынужденные переселенцы? В основном, это люди, вынужденные в силу каких-либо обстоятельств политического, военного, религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства либо на территории своего государства, но в иной его части.
Сегодня в мире насчитывается свыше 20 млн. беженцев. Это почти в восемь раз больше, чем 20 лет назад, и почти на 5 млн. больше, чем в 1991 году. Характер причин появления такой категории людей, как беженцы, в последние годы изменился. Основным мотивом, побуждающим жителей в массовом порядке покидать родные места, стали внутренние конфликты, т.е. доминирующим фактором в движении беженцев по всему миру явилась фактически национальная, этническая и общинная напряженность. Кроме того, значительно возросло и число "внутренних беженцев" - людей, вынужденно покинувших родные дома, но оставшихся на территории своих стран (в российском законодательстве этому понятию соответствует термин "вынужденные переселенцы"). К настоящему времени их число достигает 24 млн. человек.
Поиском решения проблем данных категорий людей занимается специальное ведомство ООН - Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ). По просьбе российских властей, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1992 г. "О развитии сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев" в октябре 1992 г. было создано региональное представительство УВКБ в Москве, а также заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев <*>.
--------------------------------
<*> См., например: Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1231 "О подписании Соглашения между Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев о поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 48. Ст. 4708.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев оказывает им существенную помощь в различных формах. Например, в чрезвычайных условиях в сжатые сроки организует доставку продовольствия и оказание медицинской помощи.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев оказывает также содействие в занятости беженцев и перемещенных лиц в стране проживания или стране первого убежища. Это осуществляется различными путями, например посредством предоставления беженцам займов или безвозмездных ссуд для приобретения профессии, оказания им помощи в профессионально - техническом обучении.
В случае добровольной репатриации (возвращения на родину) вынужденные мигранты также могут рассчитывать на определенное содействие со стороны УВКБ. Например, им могут быть предоставлены материальные и иные необходимые средства. Кроме того, Верховный комиссар контролирует последствия такого возвращения, особенно если государство, в которое намерен возвратиться беженец, объявило о каких-либо гарантиях, например провозгласило амнистию для данной категории лиц.
Верховный комиссар активно содействует расселению беженцев на территории государств, в которые они прибыли. Это осуществляется в тесном сотрудничестве с заинтересованными правительствами, Международной организацией по миграции и добровольными учреждениями, занимающимися расселением беженцев. Основная задача Верховного комиссара в этой области заключается в ведении переговоров с правительствами с целью обеспечения беженцам соответствующих условий для переселения и обустройства.
Немаловажное значение в деле интеграции беженцев и их адаптации к новым условиям имеет проблема образования и преодоления языкового барьера.
Помощь в получении начального и среднего образования оказывается в рамках Общих программ Верховного комиссара. Верховный комиссар тесно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также некоторыми другими правительственными и неправительственными организациями, оказывающими помощь в области образования, например путем предоставления стипендий.
Правовая помощь заключается в оказании отдельным беженцам помощи в соблюдении административных формальностей в стране проживания. Ее получают также беженцы, являющиеся стороной в судебном процессе, который может неблагоприятно повлиять на их статус. Этот вид помощи заключается в основном в предоставлении беженцам услуг опытных юристов. Наряду с правовой помощью беженцам и перемещенным лицам предоставляются различные консультации по каким-либо конкретным вопросам, имеющим особо важное значение в решении их проблем и в использовании имеющихся возможностей.
Помимо УВКБ в реализации программ оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам участвуют и другие учреждения Организации Объединенных Наций - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.
В целом правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется рядом международно - правовых актов, как общих, так и специальных. Среди общих актов, связанных с защитой прав человека, следует указать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.; документы Коппенгагенской встречи СБСЕ и некоторые другие. Помимо этих актов, затрагивающих права человека, в том числе и право на убежище, существуют специальные акты, непосредственно закрепляющие правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Речь идет о Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., принятой Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.; Протоколе, касающемся статуса беженцев, вступившем в силу 4 октября 1967 г. <*>, и Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г., расширяющих категорию лиц, на которых распространяется статус беженцев. Существует также статутный акт - Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1950 г., в котором регулируются полномочия Верховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам от имени Организации Объединенных Наций. Кроме того, в международном праве приняты и некоторые региональные акты по вопросам защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, в частности Конвенция ОАЕ, регулирующая специфические аспекты проблемы беженцев в Африке, принятая на шестой сессии Ассамблеи глав государств и правительств Организации Африканского Единства 10 сентября 1969 г. и вступившая в силу 20 июня 1974 г.
--------------------------------
<*> Российская Федерация присоединилась к этим актам в октябре 1992 г. (см. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 3728-1 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 45. Ст. 2563.
Нормы международного права в отношении беженцев и вынужденных переселенцев нашли применение в национальном законодательстве многих зарубежных стран. Так, наряду с нормами конституций о праве на убежище в них действуют специальные акты о правовом статусе беженцев и перемещенных лиц. Регулирование вопросов убежища входит составной частью в миграционное законодательство или законодательство о правовом режиме иностранцев <*>. В числе таких актов можно назвать Закон США о беженцах 1980 года, Закон Великобритании об иммиграции 1971 года, Законы ФРГ о перемещенных лицах и беженцах в редакции от 23 октября 1991 г., о порядке предоставления убежища от 16 июля 1982 г. в редакции от 9 апреля 1991 г., о регулировании процедуры предоставления гражданства переселенцам от 26 июля 1990 г.; Постановление Федерального совета Швейцарской Конфедерации от 22 июня 1990 г. "О процедуре предоставления убежища"; изменения от 1 октября 1990 г. к ордонансу Федерального совета Швейцарской Конфедерации от 25 ноября 1987 г. о предоставлении убежища иностранным гражданам и изменения от 24 октября 1990 г. к ордонансу Федерального совета Швейцарской Конфедерации от 6 октября 1986 г. об ограничении выдачи вида на жительство иностранным гражданам и др.
--------------------------------
<*> См.: Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. N 4. С. 10.
Регламентация правового статуса беженцев и перемещенных лиц, режима их передвижения, расходов на переселение осуществляется в зарубежных странах многочисленными подзаконными актами, а в рамках Европейского экономического сообщества начинают также издаваться миграционные акты общего характера.
К числу первых можно отнести правительственное Постановление Франции от 30 января 1969 г. "О размещении беженцев и лиц, потерпевших от стихийных бедствий или перемещенных по распоряжению государственных властей"; Постановление Совета Министров Венгрии от 28 сентября 1989 г. "О признании беженцем" с изменениями от 18 января 1991 г. Примером второго вида актов служит Директива Комитета Министров ЕС от 28 июня 1990 г. о виде на жительство.
Аналогичное законодательство разработано и принято в некоторых странах СНГ. 29 сентября 1992 г. был принят Закон Азербайджанской Республики "О статусе беженцев и вынужденных переселенцев"; 19 декабря 1990 г. в Республике Молдова был принят Закон "О миграции", вступивший в силу 1 января 1991 г.; с 1994 года в Республике Таджикистан действуют два Закона: "О беженцах" и "О вынужденных мигрантах"; в 1993 году был принят Закон Украины "О беженцах", в 1995 году были приняты законы о беженцах в Республике Беларусь и в Литовской Республике.
На основании международно - правовых документов и в связи с усилившимся потоком беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в 1993 году были приняты Законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". В последствии каждый из указанных Законов получил новую редакцию. Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" <*>, а 28 июня 1997 г. Федеральный закон N 95-ФЗ внес изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О беженцах" <**>.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1995. N 52. Ст. 5110.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 26. Ст. 2956.
Принятие данных Законов было вызвано существующими реалиями, поскольку обострение социально - политической ситуации в бывших республиках Союза ССР, расширение географии межнациональных и религиозных конфликтов, экономический кризис, сопровождающийся резким социальным расслоением населения, привели к дестабилизационным процессам в обществе и, как следствие, к росту потоков беженцев и вынужденных переселенцев. Особенно отчетливо это проявилось в регионах Закавказья и Средней Азии, где усиление крайне националистических настроений создает атмосферу нетерпимости к некоторым национальностям, в основном к русскоязычному населению.
Политика "мягкой этнической чистки" под лозунгом защиты коренного населения в странах Балтии привела к ущемлению гражданских, имущественных и иных прав русскоязычного населения. Явственно обозначились тенденции вытеснения русских из сфер общественно - политической, культурной и экономической жизни этих государств, что ставит их в положение потенциальных беженцев.
Кроме того, усиление социальной, этнической и религиозной напряженности на Северном Кавказе привело к появлению значительного числа вынужденных переселенцев на территории самой Российской Федерации. Сейчас в России, по данным Федеральной миграционной службы, насчитывается более 1,2 млн. состоящих на учете беженцев и вынужденных переселенцев <*>. По оценкам специалистов, их общее количество, в том числе и незарегистрированных, достигает более 2,0 млн. человек.
--------------------------------
<*> Здесь и далее, если не указано иное, используются статистические данные Федеральной миграционной службы.
Регионы их массового сосредоточения - Северный Кавказ (более чем 242 тыс. человек), Поволжье (около 207 тыс.), Центральное Черноземье (более 116 тыс.), Центральный район (более 150 тыс.), из них - Московский регион (более 25 тыс.), Урал (более 150 тыс.). Наибольшее число беженцев и вынужденных переселенцев зарегистрировано в Северной Осетии (около 36 тыс.), Ставропольском (около 60 тыс.) и Краснодарском (около 40 тыс.) краях, Саратовской (около 50 тыс.), Ростовской (около 37 тыс.), Оренбургской (около 60 тыс.), Белгородской (более 40 тыс.), Воронежской (более 37 тыс.) и Самарской (более 44 тыс.) областях, а также в Республике Татарстан (около 40 тыс.).
Следует также учитывать, что в России сейчас находится свыше 500 тыс. иммигрантов из стран "третьего мира" (число которых только в Московском регионе, по оценкам правоохранительных органов, достигает 180 тыс. человек).

Ограниченная вменяемость  »
Комментарии к законам »
Читайте также