Сущность информационного аспекта национальной безопасности российской федерации(государственная власть и местное самоуправление, 2005, n 6)
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
А.Ю. КИРЬЯНОВ
Кирьянов А.Ю.,
помощник председателя Комитета Совета
Федерации.
В связи с новейшими
научно-техническими достижениями в области
информатики и информационных технологий
современное соперничество государств и
других объектов социальной природы
характеризуется появлением нового фактора
- информационного. Через целевое
воздействие на информационную среду
реализуются угрозы национальной
безопасности в различных сферах
человеческой деятельности. В политической
сфере все большую значимость приобретает
информационно-психологическое воздействие
с целью формирования отношений в обществе,
его реакции на происходящие процессы. В
экономической сфере растет уязвимость
экономических структур от недостоверности,
запаздывания и незаконного использования
экономической информации. В военной сфере
исход вооруженной борьбы все в большей
степени зависит от качества добываемой
информации и уровня развития
информационных технологий, на которых
основываются системы разведки,
радиоэлектронной борьбы, управления
войсками и высокоточным оружием. В сфере
духовной жизни возникает опасность
развития в обществе с помощью электронных
средств массовой информации агрессивной
потребительской идеологии,
распространения идей насилия и
нетерпимости и других негативных
воздействий на сознание и психику человека.
Информационная среда, являясь
системообразующим фактором во всех видах
национальной безопасности (политической,
экономической, военной, социальной и др.), в
то же время представляет собой
самостоятельный объект защиты.
Таким
образом, информационная безопасность -
защищенность информационной среды
личности, общества и государства от
преднамеренных и непреднамеренных угроз и
воздействий. При этом под информационной
средой понимается совокупность
информационных ресурсов, систем
формирования, распространения и
использования информации, информационной
инфраструктуры; в свою очередь, под
информационными ресурсами -
документированная в какой-либо форме
информация, получаемая в процессе
жизнедеятельности граждан, общества и
государства.
Обеспечение
информационной безопасности Российской
Федерации тесно взаимосвязано с решением
проблем обеспечения политической,
экономической, военной, социальной и других
видов национальной безопасности. При этом
для обеспечения внешнего аспекта
информационной безопасности большая роль
должна отводиться взаимодействию с
информационными органами других стран.
1.
Внутренние угрозы национальной
безопасности России
в информационной
сфере
Информационная сфера России
характеризуется активным развитием
современных средств информационного
обмена и различного типа компьютерных
систем. Это создает условия для обеспечения
информационной поддержки деятельности
аппарата управления на всех уровнях и во
всех ветвях власти.
Вместе с тем слабое
внимание, уделяемое проблемам обеспечения
информационной безопасности, создает
объективные условия для незаконного
доступа к закрытой информации, ее хищения
или разрушения. Особую опасность имеет
возможность манипуляций различного рода
информацией для негативного воздействия на
процесс принятия политических решений.
Одновременно игнорирование факторов
информационной безопасности может
привести к сдерживанию процессов
становления системы национальной
безопасности во всех других ее сферах и
серьезно осложнить задачи
государственного управления
информационными ресурсами в этой
области.
К внутренним угрозам
национальной безопасности России в данной
сфере относятся:
- стратегическое
отставание России от ведущих стран мира по
уровню информатизации;
- нарушение
информационных прав и свобод личности и
общества;
- манипулирование массовым
сознанием со стороны государства,
отдельных организаций и граждан;
-
несанкционированный доступ к информации во
всех сферах деятельности, циркулирующей в
системах электронной обработки данных и
автоматизированных сетях связи, с целью ее
хищения, искажения или уничтожения;
-
противоправное содействие со стороны
отдельных граждан и организаций
деятельности специальных служб
иностранных государств;
- ограничение
законных прав средств массовой информации
и журналистов на законное получение, сбор и
передачу информации.
2. Внешние угрозы
национальной безопасности
Российской
Федерации в информационной сфере
К
основным внешним угрозам национальным
интересам России в информационной сфере
относятся:
- недопущение России к
участию на равноправной основе в
международном информационном обмене;
-
возможность преднамеренных воздействий на
государственные и общественные
информационные системы для нарушения их
функционирования или несанкционированного
доступа к ним;
- использование
дезинформации для воздействия на
общественное мнение и принимаемые решения
политического руководства;
- действия,
связанные с расхищением информационных
ресурсов России.
3. Основные задачи по
реализации и защите национальных
интересов на современном этапе развития
России
в информационной сфере
-
Принятие федерального закона о концепции
информационной безопасности Российской
Федерации, определяющего систему
сбалансированных политических,
юридических, организационных и
научно-технических мероприятий по
обеспечению устойчивости государственных
и военных информационных средств и
структур в условиях воздействия различных
видов "информационного оружия".
-
Разработка и принятие долгосрочной
программы по обеспечению выхода на уровень
ведущих стран мира в области создания
систем информатики и управления,
основанных на новейших информационных
технологиях.
- Обеспечение свободы
получения и распространения информации
гражданами, другими субъектами
общественных отношений в интересах
формирования гражданского общества,
демократического правового государства,
развития науки и культуры.
- Обеспечение
надежной защиты информационного
потенциала России (т.е. совокупности
информации, обеспечивающей национальные
интересы страны; систем ее получения,
хранения, переработки и распространения;
его субъектов) от неправомерного его
использования в ущерб охраняемым законом
интересам личности, общества и государства.
Осуществление контроля за экспортом из
страны интеллектуальной продукции, а также
информационных банков данных. Организация
эффективной системы подготовки и
переподготовки кадров в области
обеспечения информационной
безопасности.
- Развитие взаимодействия
государственных и негосударственных
систем информационного обеспечения в целях
более эффективного использования
информационных ресурсов страны.
-
Совершенствование системы
нормативно-правовых актов, регулирующих
отношения собственности и соблюдения
баланса интересов личности, общества и
государства в сфере формирования, хранения
и использования информационных ресурсов.
Формирование и развитие федеральных и
региональных центров сертификации систем
информационной защиты и их элементов.
-
Противодействие целенаправленным
действиям по дезинформированию органов
власти, населения страны, использованию
каналов информационного обмена для
нарушения систем управления различными
сферами жизнедеятельности государства.
- Создание общего информационного
пространства стран СНГ в интересах
содействия интеграционным процессам,
повышения эффективности взаимодействия в
реализации общих интересов. Включение
России в международную систему
информационного обмена с учетом
обеспечения российских национальных
интересов и противодействия акциями
информационной интервенции.
-
Обеспечение на международном уровне
принятия решений о безусловном запрете на
использование информационного оружия в
мирное время.
4. Влияние информационной
составляющей
национальной
безопасности на обеспечение
военной
безопасности Российской
Федерации
Существенно новым аспектом в
проблеме военной безопасности является
возникновение современных вооружений с
техническими особенностями,
представляющими значительную опасность на
всех этапах жизненного цикла <*>. В
частности, военно-техническая и даже
военно-экономическая сторона будущей
военной доктрины в области оснащения
Вооруженных Сил должна содержать и новую
систему взглядов на потребности армии и
флота в обеспечении безопасности оружия на
всех этапах его жизненного цикла, включая
утилизацию сложных и потенциально опасных
технических комплексов.
--------------------------------
<*> Научный анализ и
оценка состояния, прогнозирования и
парирования угроз национальной
безопасности России в оборонной сфере
(аналитические материалы). М.: Совет
Безопасности РФ, 1997.
Геополитические
особенности современного мира диктуют
необходимость многофакторного анализа
проблем военной реформы с обязательным
учетом законодательного обеспечения
национальной безопасности в целом.
В
этом ключе особенно важна инновационная
политика как стратегическое направление
обеспечения экономической безопасности
России <*>. Проект федерального закона об
инновационной политике должен быть
ориентирован в первую очередь на
поддержание и развитие высоких технологий
в оборонном комплексе, создание
инфраструктуры национального рынка
инноваций и законодательных механизмов
защиты отечественных наукоемких и
уникальных технологий вплоть до введения
эмбарго на ввоз зарубежных аналогов,
привлечение негосударственных инвестиций
в инновационные программы российских
научных и промышленных оборонных
предприятий.
--------------------------------
<*>
Шамарин А.В. Инновационная политика как
стратегическое направление обеспечения
экономической безопасности России //
Аналитический вестник ГД ФС РФ. Серия
"Оборона и безопасность" N 11. 1997.
Проблема
стимулирования инновационной активности
обусловлена:
- глубокими структурными
диспропорциями в промышленности, высокой
степенью износа основных фондов, и прежде
всего оборудования, необходимостью
предотвращения кризиса
неконкурентоспособности отечественного
промышленного производства;
- значением
инновационной деятельности как
эффективного инструмента технологического
перевооружения на этапе проведения
структурных преобразований;
-
потребностью выявления перспективных
направлений производства, обеспечивающих
выпуск конкурентоспособной на мировых
рынках продукции, ориентированной на
реально существующий в стране и за рубежом
платежеспособный спрос, и способствующих
укреплению внутренних и внешних
кооперационных связей;
- объективной
заинтересованностью в сохранении и
развитии национального
научно-технического потенциала и
инновационного предпринимательства,
предотвращение утечки интеллектуальной
собственности и кадров за рубеж, смягчении
проблем, стоящих перед фундаментальной
наукой, оборонным комплексом.
Назрела
необходимость создания современной
системы информационной и консалтинговой
структуры.
С точки зрения обеспечения
военной безопасности одним из важнейших
компонентов является информационная война,
речь о которой пойдет ниже.
Кардинальные изменения
военно-политической обстановки в
современном мире, связанные прежде всего с
окончанием прямого военного
противостояния противоположных блоков,
опыт ряда военных конфликтов (в первую
очередь войны в Персидском заливе) в
сочетании с новейшими научно-техническими
достижениями требуют систематического
переосмысления не только существующих
военных концепций, но и фундаментальных
представлений о будущих войнах,
вооружениях и военной технике XXI в.
Как
мы уже говорили выше, огромное значение в
мире приобретают системы сдержек и
противовесов на региональном уровне, что
прежде всего связано с изменением
характера международных отношений и
мировых центров сил. Переход от глобальных
к локальным конфликтам требует иных
подходов к осуществлению обеспечения
безопасности сторон - участников конфликта
как с политической, так и с военной точки
зрения.
К числу важнейших факторов,
оказывающих все возрастающее влияние на
все стороны военного дела, следует отнести
стремительный рост уровня информации
вооруженных сил ведущих военных держав
мира. В настоящее время информационные
средства составляют техническую основу
систем управления и практически любого
образца современного вооружения, а уровень
развития информации во многом
предопределяет появление новых видов
оружия и военной техники. В начале 80-х гг. в
военной теории появился новый термин
"информационная война", развитию технологий
и форм ведения которой уделяется все больше
внимания. Представляется возможным,
опираясь на имеющиеся источники, изложить
основные положения и перспективы данного
явления.
Очевидно, что время стихийного
и недостаточно осознанного ведения
информационной войны ушло в прошлое. Ход и
исход боевых действий любого масштаба на
современном этапе развития военного дела
предопределяется искусством ведения
информационной войны, подготовка к которой
должна носить плановый, системный характер.
Это обусловливает важность и актуальность
разработки теории и практики данного
вопроса.