Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен?

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
/"Право в Вооруженных Силах", N 1, 1999/
Д.В. АЛЕКСИН
Алексин Д.В., капитан юстиции, юрисконсульт юридической службы Военно - Морского Флота.
Впервые нормы о прохождении военной службы по контракту появились в отечественном законодательстве с принятием Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1. Новизна и теоретическая непроработанность доселе неизвестного военному законодательству института вызвала массу теоретических и правоприменительных проблем в деятельности судов, органов военного управления и воинских должностных лиц. Да и в сознании военнослужащих не сразу появилось понимание смысла и содержания заключаемого в "добровольно - принудительном" порядке контракта.
Надо сказать, что Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. действительно ограничивался самым общим описанием контракта о прохождении военной службы (далее по тексту - контракт), практически устанавливая лишь необходимость его заключения, письменную форму, порядок заключения и виды таких контрактов. Сама же юридическая сущность этого института осталась за рамками правового регулирования, что дало основание военным судам применять к контракту в порядке аналогии закона общие положения о договоре, содержащиеся в гражданском законодательстве.
Вместе с тем гражданско - правовое регулирование договорных отношений далеко не вмещает в себя всех особенностей правоотношений между гражданином, проходящим военную службу по контракту и органом исполнительной власти, в котором он проходит военную службу, оставляя за рамками своего предмета административный характер отношений власти - подчинения, на которых основана военная служба, публично - правовой характер ее прохождения и главенствующую роль государства в решении всех вопросов, связанных с определением задач и характера деятельности военнослужащих. На необходимость учета этих обстоятельств неоднократно указывали ученые - юристы, занимающиеся проблемами военного права.
Особенность правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключается в необходимости установления соотношения между нормами ст. ст. 37 и 59 Конституции РФ применительно к этой категории военнослужащих. Статья 59 Конституции РФ устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом". Вместе с тем п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что конституционное право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. При этом в соответствии с п. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так что же представляет собой прохождение военной службы по контракту - исполнение обязанности по защите Отечества или реализацию субъективного права на труд?
Очевидная необходимость более тщательной правовой проработки вопросов прохождения военной службы по контракту нашла свое отражение в принятых весной 1998 г. Федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. и "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. Новое законодательство о воинской обязанности и военной службе более последовательно подходит к определению правовой сущности контракта о прохождении военной службы.
Такое соотношение ныне установлено п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который к воинской обязанности, которую несут граждане Российской Федерации в мирное время, не относит прохождение военной службы по контракту. В связи с этим представляется, что в смысле ст. 59 Конституции РФ обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества включает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
- призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- военное обучение в период военного положения и в военное время.
Граждане Российской Федерации, исполнив воинскую обязанность в указанном выше объеме (кроме мероприятий, предусмотренных для военного времени), вправе проходить военную службу по контракту в добровольном порядке, реализуя свое конституционное право на свободный труд.
При этом не следует смешивать понятия воинской обязанности и воинского долга, который военнослужащие выполняют проходя военную службу как по контракту, так и по призыву. Понятие профессионального долга - категория больше не правовая, а морально - этическая и связана не с правовым статусом субъекта, а с комплексом моральных и деловых качеств, присущих представителю данной профессии (например, врачебный долг, долг учителя, воинский долг и т.д.). Но это тема отдельного разговора.
Итак, прохождение военной службы по контракту не является исполнением воинской обязанности гражданина РФ, однако упомянутая выше специфичность правового регулирования военной службы не позволяет отождествить контракт и трудовой договор. В связи с этим попытаемся уяснить место контракта о прохождении военной службы в системе российского законодательства.
Действующее законодательство предусматривает несколько форм реализации гражданами своей способности к труду. В рамках гражданского законодательства такими формами являются осуществление гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица либо выполнение работы по договорам подряда, поручения, об оказании услуг и т.п. (далее, говоря о гражданских договорах применительно к теме настоящей статьи будем иметь в виду именно эти виды сделок). Законодательство о труде предусматривает юридическое оформление отношений в области реализации гражданами своей способности к труду посредством трудового договора (контракта), заключаемого между работником и работодателем.
Следует заметить, что приведенные формы реализации права на труд далеко неоднородны по своему правовому содержанию и, в первую очередь, по характеру отношений сторон. Если гражданско - правовые договоры основаны прежде всего на автономии воли, свободе договора, имущественной самостоятельности и полной имущественной ответственности, то для трудового договора характерно выполнение работы по определенной специальности, квалификации, должности с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, ограничение размера материальной ответственности работника и т.д. И даже в рамках трудовых правоотношений наблюдается широкий спектр видов трудовых договоров, предусматривающих особенности труда конкретных категорий работников. Так, например, контракт, заключаемый с руководителем предприятия, весьма отличается от договора с сезонным работником. Но, несмотря на многочисленные различия, общим для всех перечисленных договоров является их межотраслевое значение - посредством заключения и исполнения этих договоров граждане реализуют свое конституционное право на труд.
На наш взгляд, п. 1 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" позволяет контракт о прохождении военной службы отнести именно к этой межотраслевой группе договоров. При этом контракт о прохождении военной службы теснейшим образом примыкает именно к трудовым договорам.
Действительно, несмотря на многочисленные особенности, отличающие военную службу по контракту от труда работников и деятельности по гражданско - правовым договорам, общим признаком, который позволяет говорить о военной службе как о форме реализации права на труд, является осуществление военнослужащими в процессе своей служебной деятельности общественно полезной функции по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 ФЗ "Об обороне"). Именно этот общий признак военной службы и труда делает возможным засчитывать время нахождения на военной службе в общий трудовой стаж, распространять на военнослужащих другие нормы, характерные для регулирования труда работников.
Однако не только общественно полезный характер деятельности военнослужащих обусловливает теснейшую взаимосвязь контракта о прохождении военной службы именно с трудовым договором. Ведь деятельность субъектов трудовых правоотношений в конечном итоге тоже должна носить общественно полезный характер.
Почему же именно трудовой договор является наиболее близким к контракту о прохождении военной службы правовым институтом? Ответить на этот вопрос позволит анализ правового содержания отношений, возникающих из этих правовых институтов.
Статья 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" позволяет определить контракт о прохождении военной службы как добровольное соглашение между гражданином РФ и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в силу которого гражданин обязуется проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполняя все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а федеральный орган исполнительной власти обязуется соблюдать права гражданина и членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных нормативными актами, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
На основе этого определения и с учетом норм, регулирующих порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих, можно выделить следующие общие признаки трудового договора и контракта о прохождении военной службы:
- во-первых, предметом гражданско - правового договора, как правило, служит овеществленный результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе его исполнения носит вспомогательный характер, в то время как предметом трудовых договоров и контракта о прохождении военной службы является непосредственно сам процесс труда работника (прохождения службы военнослужащим);
- во-вторых, наличие административных отношений власти - подчинения между субъектами таких соглашений в процессе их исполнения. Работники обязаны выполнять требования администрации, связанные с исполнением трудовых обязанностей, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Военнослужащие обязаны соблюдать требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников). Лицо же, исполняющее гражданско - правовое обязательство, само организует свою деятельность и не обязано выполнять требования кредитора относительно организации процесса своего труда;
- в-третьих, материальная ответственность военнослужащих в общем случае, так же как и материальная ответственность работников, носит ограниченный характер. По гражданско - правовым договорам их стороны несут имущественную ответственность в размере причиненных убытков и размер этой ответственности, как правило, не ограничен;
- в-четвертых, так же как и работники по трудовому договору, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию.
Можно привести и другие общие признаки рассматриваемых видов соглашений.
Отличия трудового договора и контракта о прохождении военной службы как правовых институтов заключаются, в основном, в степени законодательного регулирования условий этих соглашений.
Наиболее существенным отличием этого вида соглашений от трудового и гражданско - правового договора является ограничение усмотрения сторон при заключении такого соглашения. Так же как и субъекты гражданского и трудового права, граждане свободны в решении вопроса о заключении или не заключении контракта о прохождении военной службы. Вместе с тем на этом свобода договора применительно к контракту заканчивается. Если при заключении трудового договора стороны вправе договориться практически о любых его условиях, лишь бы они не ухудшали положения работника по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде (ст. 5 КЗоТ), то заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин и должностное лицо, подписывающее контракт со стороны органа исполнительной власти, не могут изменить его условия своим соглашением, поскольку элементы правоотношения, возникающего из контракта, установлены императивными нормами закона и не подлежат изменению по соглашению сторон.
Однако если права и обязанности сторон контракта о прохождении военной службы определены в законе, то каковы видообразующие признаки рассматриваемого договорного обязательства? Иными словами: о чем же должны договориться стороны, заключая контракт? Поскольку содержание правоотношения, возникающего из контракта о прохождении военной службы, установлено законом и носит императивный характер, ответ именно на этот вопрос содержит и ответ на вопрос о существенных условиях контракта (в трудовом праве соответствующую категорию договорных условий называют необходимыми условиями трудового договора).
В связи с этим представляется целесообразным подробнее рассмотреть правовую характеристику контракта о прохождении военной службы как вида правовых актов и ответить на вопрос: каковы существенные условия такого контракта?
Договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям и это соглашение надлежащим образом оформлено.
Контракт о прохождении военной службы, как и любое другое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей, может быть рассмотрен в трех аспектах: как основание возникновения правоотношения (юридический факт), как само правоотношение (взаимные права и обязанности сторон) и как форма существования этого правоотношения (документ).
Как для документа, ст. 32 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает для контракта о прохождении военной службы типовую письменную форму. То есть контракт должен быть, во-первых, письменно оформлен, во-вторых, соответствовать типовой форме, предусмотренной Положением о порядке прохождения военной службы. Поскольку нового положения о порядке прохождения военной службы еще не принято, в вопросе типовой формы контракта необходимо руководствоваться типовой формой, предусмотренной Приказом Министра обороны РФ от 6 февраля 1998 г. N 67 "О порядке заключения контрактов о прохождении военной службы и увольнения с военной службы офицеров, прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил Российской Федерации". Такой порядок заключения и форма контракта корреспондирует с гражданско - правовым видом договоров - договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Рассмотрим

Комментарии к законам »
Читайте также