Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен?
ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
/"Право в Вооруженных
Силах", N 1, 1999/
Д.В. АЛЕКСИН
Алексин Д.В.,
капитан юстиции, юрисконсульт юридической
службы Военно - Морского Флота.
Впервые
нормы о прохождении военной службы по
контракту появились в отечественном
законодательстве с принятием Закона РФ "О
воинской обязанности и военной службе" от 11
февраля 1993 г. N 4455-1. Новизна и теоретическая
непроработанность доселе неизвестного
военному законодательству института
вызвала массу теоретических и
правоприменительных проблем в
деятельности судов, органов военного
управления и воинских должностных лиц. Да и
в сознании военнослужащих не сразу
появилось понимание смысла и содержания
заключаемого в "добровольно -
принудительном" порядке контракта.
Надо
сказать, что Закон РФ "О воинской
обязанности и военной службе" 1993 г.
действительно ограничивался самым общим
описанием контракта о прохождении военной
службы (далее по тексту - контракт),
практически устанавливая лишь
необходимость его заключения, письменную
форму, порядок заключения и виды таких
контрактов. Сама же юридическая сущность
этого института осталась за рамками
правового регулирования, что дало
основание военным судам применять к
контракту в порядке аналогии закона общие
положения о договоре, содержащиеся в
гражданском законодательстве.
Вместе с
тем гражданско - правовое регулирование
договорных отношений далеко не вмещает в
себя всех особенностей правоотношений
между гражданином, проходящим военную
службу по контракту и органом
исполнительной власти, в котором он
проходит военную службу, оставляя за
рамками своего предмета административный
характер отношений власти - подчинения, на
которых основана военная служба, публично -
правовой характер ее прохождения и
главенствующую роль государства в решении
всех вопросов, связанных с определением
задач и характера деятельности
военнослужащих. На необходимость учета
этих обстоятельств неоднократно указывали
ученые - юристы, занимающиеся проблемами
военного права.
Особенность правового
положения военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, заключается в
необходимости установления соотношения
между нормами ст. ст. 37 и 59 Конституции РФ
применительно к этой категории
военнослужащих. Статья 59 Конституции РФ
устанавливает: "Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации. Гражданин Российской
Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом". Вместе
с тем п. 1 ст. 10 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" предусматривает,
что конституционное право на труд
реализуется военнослужащими посредством
прохождения ими военной службы. При этом в
соответствии с п. 1 ст. 37 Конституции РФ труд
свободен, каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и
профессию. Так что же представляет собой
прохождение военной службы по контракту -
исполнение обязанности по защите Отечества
или реализацию субъективного права на
труд?
Очевидная необходимость более
тщательной правовой проработки вопросов
прохождения военной службы по контракту
нашла свое отражение в принятых весной 1998 г.
Федеральных законах "О воинской
обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28
марта 1998 г. и "О статусе военнослужащих" N
76-ФЗ от 27 мая 1998 г. Новое законодательство о
воинской обязанности и военной службе
более последовательно подходит к
определению правовой сущности контракта о
прохождении военной службы.
Такое
соотношение ныне установлено п. 1 ст. 1
Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе", который к
воинской обязанности, которую несут
граждане Российской Федерации в мирное
время, не относит прохождение военной
службы по контракту. В связи с этим
представляется, что в смысле ст. 59
Конституции РФ обязанность гражданина
Российской Федерации по защите Отечества
включает:
- воинский учет;
-
обязательную подготовку к военной
службе;
- призыв на военную службу;
-
прохождение военной службы по призыву;
-
пребывание в запасе;
- призыв на военные
сборы и прохождение военных сборов в период
пребывания в запасе;
- призыв на военную
службу по мобилизации, в период военного
положения и в военное время;
-
прохождение военной службы в период
мобилизации, в период военного положения и
в военное время;
- военное обучение в
период военного положения и в военное
время.
Граждане Российской Федерации,
исполнив воинскую обязанность в указанном
выше объеме (кроме мероприятий,
предусмотренных для военного времени),
вправе проходить военную службу по
контракту в добровольном порядке, реализуя
свое конституционное право на свободный
труд.
При этом не следует смешивать
понятия воинской обязанности и воинского
долга, который военнослужащие выполняют
проходя военную службу как по контракту,
так и по призыву. Понятие профессионального
долга - категория больше не правовая, а
морально - этическая и связана не с правовым
статусом субъекта, а с комплексом моральных
и деловых качеств, присущих представителю
данной профессии (например, врачебный долг,
долг учителя, воинский долг и т.д.). Но это
тема отдельного разговора.
Итак,
прохождение военной службы по контракту не
является исполнением воинской обязанности
гражданина РФ, однако упомянутая выше
специфичность правового регулирования
военной службы не позволяет отождествить
контракт и трудовой договор. В связи с этим
попытаемся уяснить место контракта о
прохождении военной службы в системе
российского законодательства.
Действующее законодательство
предусматривает несколько форм реализации
гражданами своей способности к труду. В
рамках гражданского законодательства
такими формами являются осуществление
гражданином предпринимательской
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя без образования
юридического лица либо выполнение работы
по договорам подряда, поручения, об
оказании услуг и т.п. (далее, говоря о
гражданских договорах применительно к теме
настоящей статьи будем иметь в виду именно
эти виды сделок). Законодательство о труде
предусматривает юридическое оформление
отношений в области реализации гражданами
своей способности к труду посредством
трудового договора (контракта),
заключаемого между работником и
работодателем.
Следует заметить, что
приведенные формы реализации права на труд
далеко неоднородны по своему правовому
содержанию и, в первую очередь, по характеру
отношений сторон. Если гражданско -
правовые договоры основаны прежде всего на
автономии воли, свободе договора,
имущественной самостоятельности и полной
имущественной ответственности, то для
трудового договора характерно выполнение
работы по определенной специальности,
квалификации, должности с подчинением
правилам внутреннего трудового распорядка,
ограничение размера материальной
ответственности работника и т.д. И даже в
рамках трудовых правоотношений
наблюдается широкий спектр видов трудовых
договоров, предусматривающих особенности
труда конкретных категорий работников. Так,
например, контракт, заключаемый с
руководителем предприятия, весьма
отличается от договора с сезонным
работником. Но, несмотря на многочисленные
различия, общим для всех перечисленных
договоров является их межотраслевое
значение - посредством заключения и
исполнения этих договоров граждане
реализуют свое конституционное право на
труд.
На наш взгляд, п. 1 ст. 10 ФЗ "О
статусе военнослужащих" позволяет контракт
о прохождении военной службы отнести
именно к этой межотраслевой группе
договоров. При этом контракт о прохождении
военной службы теснейшим образом примыкает
именно к трудовым договорам.
Действительно, несмотря на многочисленные
особенности, отличающие военную службу по
контракту от труда работников и
деятельности по гражданско - правовым
договорам, общим признаком, который
позволяет говорить о военной службе как о
форме реализации права на труд, является
осуществление военнослужащими в процессе
своей служебной деятельности общественно
полезной функции по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории (ст. 1 ФЗ
"Об обороне"). Именно этот общий признак
военной службы и труда делает возможным
засчитывать время нахождения на военной
службе в общий трудовой стаж,
распространять на военнослужащих другие
нормы, характерные для регулирования труда
работников.
Однако не только
общественно полезный характер
деятельности военнослужащих обусловливает
теснейшую взаимосвязь контракта о
прохождении военной службы именно с
трудовым договором. Ведь деятельность
субъектов трудовых правоотношений в
конечном итоге тоже должна носить
общественно полезный характер.
Почему
же именно трудовой договор является
наиболее близким к контракту о прохождении
военной службы правовым институтом?
Ответить на этот вопрос позволит анализ
правового содержания отношений,
возникающих из этих правовых институтов.
Статья 32 Федерального закона от 28 марта 1998
г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" позволяет определить контракт о
прохождении военной службы как
добровольное соглашение между гражданином
РФ и федеральным органом исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная
служба, в силу которого гражданин обязуется
проходить военную службу в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, воинских
формированиях или органах в течение
установленного контрактом срока,
добросовестно исполняя все общие,
должностные и специальные обязанности
военнослужащих, а федеральный орган
исполнительной власти обязуется соблюдать
права гражданина и членов его семьи,
включая получение льгот, гарантий и
компенсаций, установленных нормативными
актами, определяющими статус
военнослужащих и порядок прохождения
военной службы.
На основе этого
определения и с учетом норм, регулирующих
порядок прохождения военной службы и
статус военнослужащих, можно выделить
следующие общие признаки трудового
договора и контракта о прохождении военной
службы:
- во-первых, предметом
гражданско - правового договора, как
правило, служит овеществленный результат
исполненного обязательства, а
регулирование отношений сторон в процессе
его исполнения носит вспомогательный
характер, в то время как предметом трудовых
договоров и контракта о прохождении
военной службы является непосредственно
сам процесс труда работника (прохождения
службы военнослужащим);
- во-вторых,
наличие административных отношений власти
- подчинения между субъектами таких
соглашений в процессе их исполнения.
Работники обязаны выполнять требования
администрации, связанные с исполнением
трудовых обязанностей, подчиняться
правилам внутреннего трудового распорядка.
Военнослужащие обязаны соблюдать
требования общевоинских уставов,
беспрекословно выполнять приказы
командиров (начальников). Лицо же,
исполняющее гражданско - правовое
обязательство, само организует свою
деятельность и не обязано выполнять
требования кредитора относительно
организации процесса своего труда;
-
в-третьих, материальная ответственность
военнослужащих в общем случае, так же как и
материальная ответственность работников,
носит ограниченный характер. По гражданско
- правовым договорам их стороны несут
имущественную ответственность в размере
причиненных убытков и размер этой
ответственности, как правило, не
ограничен;
- в-четвертых, так же как и
работники по трудовому договору,
военнослужащие подлежат обязательному
государственному личному страхованию.
Можно привести и другие общие признаки
рассматриваемых видов соглашений.
Отличия трудового договора и контракта о
прохождении военной службы как правовых
институтов заключаются, в основном, в
степени законодательного регулирования
условий этих соглашений.
Наиболее
существенным отличием этого вида
соглашений от трудового и гражданско -
правового договора является ограничение
усмотрения сторон при заключении такого
соглашения. Так же как и субъекты
гражданского и трудового права, граждане
свободны в решении вопроса о заключении или
не заключении контракта о прохождении
военной службы. Вместе с тем на этом свобода
договора применительно к контракту
заканчивается. Если при заключении
трудового договора стороны вправе
договориться практически о любых его
условиях, лишь бы они не ухудшали положения
работника по сравнению с условиями,
предусмотренными законодательством о
труде (ст. 5 КЗоТ), то заключая контракт о
прохождении военной службы, гражданин и
должностное лицо, подписывающее контракт
со стороны органа исполнительной власти, не
могут изменить его условия своим
соглашением, поскольку элементы
правоотношения, возникающего из контракта,
установлены императивными нормами закона и
не подлежат изменению по соглашению
сторон.
Однако если права и обязанности
сторон контракта о прохождении военной
службы определены в законе, то каковы
видообразующие признаки рассматриваемого
договорного обязательства? Иными словами: о
чем же должны договориться стороны,
заключая контракт? Поскольку содержание
правоотношения, возникающего из контракта
о прохождении военной службы, установлено
законом и носит императивный характер,
ответ именно на этот вопрос содержит и
ответ на вопрос о существенных условиях
контракта (в трудовом праве
соответствующую категорию договорных
условий называют необходимыми условиями
трудового договора).
В связи с этим
представляется целесообразным подробнее
рассмотреть правовую характеристику
контракта о прохождении военной службы как
вида правовых актов и ответить на вопрос:
каковы существенные условия такого
контракта?
Договор считается
заключенным, если сторонами достигнуто
соглашение по всем существенным его
условиям и это соглашение надлежащим
образом оформлено.
Контракт о
прохождении военной службы, как и любое
другое соглашение двух или более субъектов
права об установлении, изменении или
прекращении взаимных прав и обязанностей,
может быть рассмотрен в трех аспектах: как
основание возникновения правоотношения
(юридический факт), как само правоотношение
(взаимные права и обязанности сторон) и как
форма существования этого правоотношения
(документ).
Как для документа, ст. 32 ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе"
устанавливает для контракта о прохождении
военной службы типовую письменную форму. То
есть контракт должен быть, во-первых,
письменно оформлен, во-вторых,
соответствовать типовой форме,
предусмотренной Положением о порядке
прохождения военной службы. Поскольку
нового положения о порядке прохождения
военной службы еще не принято, в вопросе
типовой формы контракта необходимо
руководствоваться типовой формой,
предусмотренной Приказом Министра обороны
РФ от 6 февраля 1998 г. N 67 "О порядке заключения
контрактов о прохождении военной службы и
увольнения с военной службы офицеров,
прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил
Российской Федерации". Такой порядок
заключения и форма контракта
корреспондирует с гражданско - правовым
видом договоров - договором присоединения
(ст. 428 ГК РФ).
Рассмотрим