Жилье из федерального бюджета
/"Право в Вооруженных Силах", N 1, 1999/
А.В.
КУДАШКИН
Кудашкин А.В., подполковник
юстиции, преподаватель Военного
университета, кандидат юридических
наук.
Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" (далее - Закон) гарантирует
жилищные права военнослужащих при
увольнении с военной службы. Так,
военнослужащие, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и
более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, без
их согласия не могут быть уволены с военной
службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с
организационно - штатными мероприятиями
(далее - по льготным основаниям) без
предоставления им жилых помещений. В данном
случае они обеспечиваются жилыми
помещениями по месту службы (п. 1 ст. 23).
Однако, как правило, военная служба
проходит в военных гарнизонах,
расположенных в закрытых военных городках
или закрытых административно -
территориальных образованиях,
расположенных в не всегда благоприятных
климатических условиях или отдаленных от
городов местностях, в которых подчас
невозможно трудоустроиться после
увольнения с военной службы.
Поэтому
Закон предусматривает возможность для
военнослужащих, в том числе и обеспеченных
жильем по месту службы, при их желании
получить жилые помещения по избранному
месту постоянного жительства. В данном
случае военнослужащие, проходящие военную
службу по контракту, не более чем за три
года до увольнения с военной службы по
достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе либо в течение
года при увольнении с военной службы по
состоянию здоровья или в связи с
организационно - штатными мероприятиями по
ходатайству командиров воинских частей
включаются органами местного
самоуправления избранного постоянного
места жительства в списки граждан,
уволенных с военной службы, нуждающихся в
получении жилых помещений, или в списки
членов жилищно - строительных (жилищных)
кооперативов (п. 13 ст. 15 Закона).
Военнослужащим, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и
более, подлежащим увольнению с военной
службы по льготным основаниям, в последний
год военной службы Министерством обороны
Российской Федерации по желанию
военнослужащего выдается государственный
жилищный сертификат для приобретения
жилого помещения на семью в избранном после
увольнения с военной службы месте
жительства (п. 14 ст. 15 Закона). Также
указанным военнослужащим может быть
предоставлена субсидия в виде
безвозмездной финансовой помощи для
строительства (покупки) индивидуальных
жилых домов или квартир, в том числе в ЖСК
или ЖК.
Каждый из перечисленных
способов имеет свои преимущества и
недостатки. Однако решение жилищных
проблем должно начинаться с учета таких
военнослужащих в избранном месте
жительства, что подчас представляет собой
довольно сложную задачу из-за региональных
проблем с обеспечением жилой площадью
местного населения и, как следствие,
нежеланием властей некоторых российских
регионов обременять себя дополнительными
обязанностями, ссылающихся при этом на
финансовые трудности, отсутствие
бюджетного финансирования и
установленного на федеральном уровне
порядка решения этих проблем.
Решить
проблему правового регулирования в данной
ситуации призваны Правила учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с
военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или отставку и
службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений
или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства (далее -
Правила), утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054,
отдельные положения которых будут
прокомментированы далее.
Нуждающимися
в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном
месте жительства за счет средств
федерального бюджета признаются:
а)
граждане, проходившие военную службу по
контракту в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках и воинских
формированиях, имеющие общую
продолжительность военной службы 10 лет и
более в календарном исчислении, уволенные в
запас или отставку по льготным основаниям,
прибывшие и вставшие на воинский учет по
избранному постоянному месту жительства
либо оставшиеся проживать по прежнему
месту службы до получения жилья в избранном
месте жительства.
К таким гражданам
относятся также и бывшие военнослужащие
Черноморского флота Российской Федерации,
не заключавшие контракт о прохождении
военной службы в Вооруженных Силах РФ, но по
своему правовому положению приравненные к
военнослужащим, проходившим военную службу
по контракту;
б) семьи военнослужащих,
погибших (умерших) в период прохождения
военной службы.
Необходимо отметить,
что данный пункт не содержит привязанности
к исполнению указанными военнослужащими
обязанностей военной службы, указанных в
ст. 37 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе", и
ограничение устанавливается только
временными рамками поступления на военную
службу и увольнения с военной службы, в том
числе и военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву.
Началом военной
службы считается:
для граждан, не
пребывающих в запасе, призванных на военную
службу, - день убытия из военного
комиссариата субъекта Российской
Федерации к месту прохождения военной
службы;
для граждан, призванных на
военную службу из числа окончивших
государственные, муниципальные или имеющие
государственную аккредитацию по
соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования и
зачисленных в запас с присвоением
воинского звания офицера, - день убытия к
месту прохождения военной службы,
указанный в предписании военного
комиссариата;
для граждан, призванных
на военную службу непосредственно после
окончания государственных, муниципальных
или имеющих государственную аккредитацию
по соответствующим направлениям
подготовки (специальностям)
негосударственных образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, которым присвоено воинское
звание офицера, - день убытия в отпуск,
предоставляемый военным комиссариатом по
окончании указанных образовательных
учреждений;
для граждан, поступивших на
военную службу по контракту, - день
вступления в силу контракта о прохождении
военной службы;
для граждан, не
проходивших военную службу или прошедших
военную службу ранее и поступивших в
военные образовательные учреждения
профессионального образования, - дата
зачисления в указанные образовательные
учреждения.
Окончанием военной службы
считается дата исключения военнослужащего
из списков личного состава воинской части
(ст. 38 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе");
в) семьи
граждан, проходивших военную службу по
контракту и погибших (умерших) после
увольнения с военной службы по льготным
основаниям, имевших общую
продолжительность военной службы 20 лет и
более в календарном исчислении.
Необходимо отметить, что гибель (смерть)
указанных граждан не связывается с
прохождением ими военной службы, в том
числе и исполнением ими обязанностей
военной службы;
г) члены семей
военнослужащих, погибших при выполнении
задач в условиях чрезвычайного положения и
при вооруженных конфликтах.
К членам
семей относятся: супруга (супруг);
несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет,
ставшие инвалидами до достижения ими
возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет,
обучающиеся в образовательных учреждениях
по очной форме обучения; лица, находящиеся
на иждивении военнослужащих (п. 5 ст. 2
Федерального закона "О статусе
военнослужащих"). Необходимо также иметь в
виду, что на вдов (вдовцов) льгота по
обеспечению жильем за счет средств
федерального бюджета сохраняется до
вступления их в новый брак (абз. 1 п. 4 ст. 24
Закона).
Периоды выполнения
военнослужащими задач в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах оформляются приказами
командиров воинских частей, начальников
штабов, оперативных и иных групп. В
послужных списках личных дел
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, военных билетах
военнослужащих, проходящих военную службу
по призыву, производятся записи с
указанием, в каком регионе военнослужащий
выполнял задачи в условиях чрезвычайного
положения (вооруженного конфликта) и
периоды выполнения этих задач.
Перечни
воинских частей, привлекаемых для
выполнения задач в условиях чрезвычайного
положения или привлекаемых для выполнения
задач при вооруженных конфликтах, а также
периоды выполнения каждой воинской частью
таких задач в соответствии с п. 3 Приказа
Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9
определяются директивами Генерального
штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации.
В соответствии с п. 3
Постановления Правительства РФ "О порядке
установления факта выполнения
военнослужащими и иными лицами задач в
условиях чрезвычайного положения и при
вооруженных конфликтах и предоставления им
дополнительных гарантий и компенсаций" от 31
марта 1994 г. N 280 военнослужащие, выполняющие
в соответствии с ранее принятыми решениями
задачи по установлению мира и поддержанию
правопорядка в зоне грузино - осетинского
конфликта, в Приднестровском регионе
Республики Молдова, в Республике
Таджикистан и Республике Грузия, находятся
в зонах вооруженных конфликтов, а
военнослужащие, выполняющие указанные
задачи на территории Республики Северная
Осетия - Алания и Республики Ингушетия,
находятся в условиях чрезвычайного
положения.
Пунктом 5 Постановления
Правительства РФ от 28 октября 1996 г. N 1276
выполнение на территориях Республики
Северная Осетия - Алания и Республики
Ингушетия военнослужащими задач,
предусмотренных Указом Президента
Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474
"Об организации деятельности полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в Республике Северная Осетия -
Алания и Республике Ингушетия" отнесено к
выполнению задач при вооруженных
конфликтах.
Основания признания
указанных граждан нуждающимися в получении
жилых помещений или улучшении жилищных
условий перечислены в п. 7 указанных Правил.
Некоторые из них являются общими, т.е.
распространяющимися на всех граждан
независимо от принадлежности к той или иной
социальной группе, ряд других является
специальными или льготными, т.е.
применимыми только к строго определенным
категориям граждан в силу специфики их
правового статуса (например,
военнослужащие, члены их семей). И те и
другие основания требуют пояснения.
1.
Отсутствие жилой площади.
К таковым
относятся лица, не имеющие жилую площадь на
условиях бессрочного договора социального
найма (основанием для вселения является
ордер) в домах государственного и
муниципального жилищного фондов как по
месту службы, так и в другой местности. Не
может считаться обеспеченным жилой
площадью лицо, получившее право на ее
заселение на основании срочного ордера (что
предусматривается для отдельных категорий
военнослужащих Положением о квартирно -
эксплуатационной службе и квартирном
довольствии СА и ВМФ, введенного в действие
Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75), а
также пользующиеся жилой площадью по
договору коммерческого найма.
Положение о порядке обеспечения жилой
площадью в Советской Армии и Военно -
Морском Флоте (Приказ Министра обороны СССР
1975 г. N 285) относит к лицам, не имеющим жилой
площади, военнослужащих, проживающих в
общежитиях, гостиницах, в служебных
помещениях, на жилой площади, снимаемой в
порядке поднайма, и на забронированной
жилой площади.
В соответствии с п. 10
Правил не признаются нуждающимися в
получении жилых помещений, т.е.
бесквартирными, или улучшении жилищных
условий военнослужащие и граждане,
уволенные с военной службы, в случае
наличия у них в собственности
индивидуального жилого дома (квартиры) или
наличия у них забронированного жилого
помещения (благоустроенного и
соответствующего установленным нормам).
2. Наличие жилой площади на одного члена
семьи ниже предела социальной нормы общей
площади жилого помещения, устанавливаемого
законодательством Российской Федерации и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Необходимо
отметить, что данное основание признания
военнослужащих и членов их семей
нуждающимися в улучшении жилищных условий
является льготным по отношению к другим
гражданам.
Так, ст. 29 ЖК РСФСР, а также п. 7
Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений (см.:
Постановление Совета Министров РСФСР "О
порядке учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" от
31 июля 1984 г. N 335) в качестве основания
называет обеспеченность граждан жилой
площадью ниже уровня, установленного
исполнительными органами власти субъекта
Российской Федерации.
Указанный
уровень находит свое выражение в учетной
(учетно - постановочной) норме, подверженной
увеличению с ростом жилищного
строительства, установление которой
отнесено к компетенции местных органов
власти, поскольку в разных регионах в силу
ряда социально - экономических факторов
складываются неодинаковые условия и
имеются разные возможности для улучшения
жилищных условий граждан (например, в
Москве критерий нуждаемости установлен в 10
кв. м общей площади для отдельных квартир и
18 кв. м общей площади для коммунальных
квартир; в Свердловской области - имеющие
обеспеченность общей площади на одного
члена семьи не более 15 кв. м; в целом по
России она колеблется от 5 до 9 метров жилой
площади). Таким образом, общая учетная
(учетно - постановочная) норма местными
властями определяется самостоятельно.
Социальная норма площади жилья имеет
двоякое значение. Во-первых, под ней
понимается размер площади жилья,
приходящейся на одного человека, в пределах
которой осуществляется предоставление
компенсаций (субсидий) по оплате жилья и
коммунальных услуг (ст. 1 Закона РФ "Об
основах федеральной жилищной политики").
Во-вторых, социальная норма площади жилья
эквивалентна минимальному размеру
предоставления жилых помещений, который
устанавливается органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в
зависимости от достигнутого уровня
жилищной обеспеченности, состава семьи,
применяемых типов жилых помещений в домах
жилищного фонда социального использования
и других факторов (ст. 11 Закона РФ "Об
основах федеральной жилищной политики"). В
Москве норма предоставления жилья
определена как размер общей площади,
приходящейся на каждого члена семьи, в
пределах которого осуществляется
предоставление жилья по договору
социального найма, - 18 кв. м общей площади на
одного человека (социальная норма). В целом
по стране социальная норма площади жилья
(эквивалентная минимальному размеру
предоставляемой жилой площади по договору
социального найма) выше учетной (учетно -
постановочной) нормы.