Проблемы законодательного обеспечения вступления российской федерации во всемирную торговую организацию
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ
С.В.
КОМЕНДАНТОВ
Комендантов С.В., аспирант
Воронежского государственного
университета.
В настоящее время через
внешние рынки реализуется около одной
трети ВВП России, и эта доля постоянно
растет. От конъюнктуры на мировых
энергетических рынках непосредственно
зависят базовые показатели российского
бюджета, а от условий доступа на внешние
рынки - перспективы развития крупнейших
отраслей национальной экономики.
Параллельно с увеличением экспорта идет
рост объемов производства, занятости, а
значит, и рост доходов граждан, компаний,
бюджета федерации и регионов. Однако
выполнение задачи диверсификации
структуры экспорта затруднено
дискриминацией России на внешних рынках,
которая увеличивается. Таким образом,
Россия оказалась в замкнутом круге, выход
из которого возможен лишь путем
формирования предсказуемых условий
доступа на внешние рынки и участия в
мировой торговле.
В условиях изоляции
от многосторонней торговой системы решение
этой задачи осуществлялось через
заключение двусторонних торговых
соглашений с торговыми партнерами или
применение тех из них, по которым Россия
стала правопреемником СССР. По ряду причин
торгово-политического и правового
характера эта задача была выполнена лишь
частично. Двусторонние соглашения (их
насчитывается несколько сотен) технически
не могли и не могут реализовываться таким
образом, который обеспечивал бы защиту прав
российских экспортеров на внешних рынках и
адекватную защиту внутреннего рынка от
наносящего ущерб импорта.
В частности,
фактически вне рамок многостороннего
регулирования остались такие важнейшие для
России вопросы, как торговля
энергетическими товарами и услугами,
услугами по космическим коммерческим
запускам, услугами по обогащению урана и
многие другие. Россия не имела инструментов
ведения тарифных переговоров, в результате
которых наши экспортеры могли бы получать
лучшие условия доступа на внешние рынки.
Россия в отличие от членов Всемирной
торговой организации не имела и до сих пор
не имеет возможности добиваться от своих
торговых партнеров устранения нетарифных
барьеров в отношении перспективных товаров
российского экспорта, компенсаций за
ухудшение условий торговли в результате
формирования или расширения таможенных
союзов. Как следствие - российские
поставщики несут существенные
материальные потери.
Как следствие, к
началу ХХI века Россия вошла в число
наиболее дискриминируемых торговых стран.
Ущерб от мер, применяемых торговыми
партнерами России против ее товаров и
услуг, превысил 2,5 млрд. долларов в год, что
во многих случаях привело к сокращению
отечественного производства и как
следствие - занятости и налоговых
поступлений.
Назрел вопрос о вступлении
России в ВТО.
СССР настороженно
относился к ВТО. В 1946 г. СССР отклонил
предложение принять участие в Генеральном
соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) и
стал несколько позднее учредителем СЭВ,
который должен был стать "заменителем" ГАТТ
в торговле между странами
социалистического лагеря. Однако эта
функция СЭВ не обеспечила интересы ряда
соцстран в мировой торговле, которые
присоединились к ГАТТ в течение 1961 - 1970 гг.
при политической поддержке США и ЕЭС.
В
1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о
сближении с ГАТТ и получении СССР статуса
наблюдателя в нем. Такой статус был
предоставлен СССР только в 1990 г. после
преодоления жесткого сопротивления со
стороны США и других ведущих западных
стран. Россия унаследовала этот статус с 1992
г.
В 1993 г. Россия обратилась с
официальной заявкой о присоединении к
Генеральному соглашению по тарифам и
торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО. В
соответствии с процедурами была создана
Рабочая группа (РГ), в которую вошли
представители заинтересованных участников
ГАТТ. Мандат Рабочей группы
(преобразованной после учреждения
Всемирной торговой организации в РГ по
присоединению России к ВТО) состоит в
изучении торгового режима и выработке
условий участия Российской Федерации в
этой организации. В рамках Рабочей группы
ведутся переговоры о выработке условий
присоединения России к ВТО.
Переговоры
ведутся по четырем ключевым
направлениям:
1) по доступу на рынок
товаров России;
2) по доступу на рынок
услуг России,
3) по объему разрешенной
государственной поддержки сельскому
хозяйству;
4) по общим обязательствам
России ("системные вопросы").
Переговоры
ведутся на основании директив,
утверждаемых Правительством Российской
Федерации. Правительство регулярно
рассматривает ход переговоров на своих
заседаниях <*>.
--------------------------------
<*> В частности, в 2002 г. заседания
Правительства РФ по вопросам присоединения
РФ к ВТО проводились три раза, в 2003 г. -
два.
Рассмотрим состояние переговорных
процессов в различных областях.
1. Доступ
на рынок товаров
Переговоры по доступу на
рынок товаров ведутся по трем параметрам:
максимально возможный уровень таможенных
пошлин в России в год присоединения
(начальный уровень связывания), максимально
возможный уровень пошлин по истечении так
называемого переходного
(имплементационного) периода (конечный
уровень связывания) и длительность этого
переходного периода.
"Связывание"
импортного тарифа на согласованном уровне -
обязательное условие присоединения к ВТО.
Все основные торговые партнеры России
(кроме развивающихся стран) также "связали"
свой импортный тариф.
Основная цель
данных переговоров - обеспечить нормальные
конкурентные условия для российских и
иностранных товаров. Россия в процессе
переговоров стремится обеспечить
оптимальные возможности для защиты
внутреннего рынка. В интересах защиты
национальной промышленности Россия
отстаивает право "зарезервировать"
возможность применения максимального
уровня импортного тарифа (уровень
"связывания"), оставляя при этом возможность
применять на практике более низкую ставку
импортной пошлины, если это целесообразно
для поддержания конкуренции на внутреннем
рынке и защиты интересов потребителей.
Правительством РФ проводятся мероприятия,
направленные на обеспечение координации
процесса присоединения к ВТО с программами
отраслевого развития. Так, распоряжением
Правительства от 16 июля 2002 г. одобрена
"Концепция развития автомобильной
промышленности России на период до 2010 г. "
<*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ.
2002. N 29. Ст. 2991.
Действует Федеральная
целевая программа (ФЦП) "Развитие
гражданской авиационной техники России на
2002 - 2010 гг. и на период до 2015 г. " <*>. В
рамках ФЦП "Модернизация транспортной
системы России" проходит выполнение
мероприятий подпрограммы "Гражданская
авиация в 2002 - 2010 гг.". Основной целью ФЦП
"Развитие гражданской авиационной техники
России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"
является развитие производства,
переоснащение парка воздушных судов для
обеспечения пассажирских и грузовых
перевозок и авиационных работ, а также
поддержка и развитие научно-технического и
производственного потенциала
отечественной авиационной
промышленности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4107.
Распоряжением
Правительства от 5 сентября 2002 г. утвержден
"Комплекс мер по развитию металлургической
промышленности на период до 2010 г." <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 36. Ст.
3512.
Кроме того, осуществляется комплекс
мер, направленных на минимизацию возможных
негативных последствий либерализации
импортного тарифа. В их числе: селективные
меры защиты, защитные меры в случае резкого
роста импорта, антидемпинговые меры в
случае импорта по демпинговым ценам,
компенсационные меры в случае
использования запрещенных ВТО субсидий или
субсидий, причиняющих существенный ущерб
или угрозу ущерба национальной экономике.
Приведенные выше меры защиты рынка Россией
уже используются. В частности, действуют
специальные защитные пошлины на
картофельный и кукурузный крахмалы, мясо
птицы, говядины и свинины, стальных прутков
и оцинкованного проката и других
товаров.
В конце 2003 г. принят ФЗ "О
специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мерах при импорте товаров"
<*>. Данный Закон устанавливает более
эффективный порядок расследования, а также
введения и применения специальных
защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер. Согласно п. 2
Постановления Правительства РФ от 27
августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о
Министерстве экономического развития и
торговли Российской Федерации" <**>, МЭРТ
РФ является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти,
ответственным за проведение расследований,
предшествующих введению специальных
защитных, антидемпинговых или
компенсационных мер при импорте товара.
Одновременно проводится реорганизация
соответствующих служб Минэкономразвития
России с целью повышения эффективности и
сокращения сроков расследований случаев
нанесения ущерба от импорта.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст.
4851.
<**> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст.
3670.
Административные меры защиты.
Проходит реформа системы таможенного
администрирования. Принят новый Таможенный
кодекс РФ. Его действие сопровождается
реализацией комплекса мер по
совершенствованию деятельности таможенных
органов. Утверждено Положение о
Федеральной таможенной службе <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст.
3637.
Начата реализация программы
поддержки экспорта. В соответствии с
"Концепцией развития государственной
финансовой (гарантийной) поддержки
экспорта промышленной продукции" <*>
поддержка экспорта в России будет
направлена на стимулирование производства
и реализацию экспортных товаров путем
защиты экспортеров от политических и
долгосрочных коммерческих рисков и включит
в себя предоставление различных форм
государственных гарантий, предоставление
экспортных кредитов, выравнивание уровня
процентных ставок по кредитам экспортерам
и импортерам (их банкам).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 42. Ст.
4093.
Для проведения государственной
политики по поддержке и стимулированию
российского экспорта, а также контроля для
обеспечения безопасности России была
создана Федеральная служба по техническому
и экспортному контролю <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст.
3541.
2. Сельское хозяйство
Сельское
хозяйство традиционно воспринимается как
один из наиболее чувствительных секторов
для присоединяющихся к ВТО стран. До сих пор
внутри ВТО нет единой точки зрения в
отношении того, какие правила и в каком
объеме должны распространяться на торговлю
продовольствием и на государственную
поддержку сельского хозяйства.
Действующее Соглашение ВТО по сельскому
хозяйству является результатом сложного
компромисса между двумя группами
государств: стран так называемой Кернской
группы (в нее входят 15 стран), которые
выступают за максимальную либерализацию
торговли сельхозтоварами и сокращение
государственной поддержки сельского
хозяйства, и стран, придерживающихся
многофункциональной концепции развития
сельского хозяйства (прежде всего страны
ЕС, Швейцария, Япония), которые, признавая
необходимость либерализации в сельском
хозяйстве, полагают, что она должна идти
постепенно и "малыми шагами".
Соглашение
ВТО по сельскому хозяйству предусматривает
принятие обязательств по трем основным
направлениям: доступу на рынок, экспортному
субсидированию и государственной
поддержке.
Переговоры по доступу на
рынок сельскохозяйственных товаров
предполагают установление максимально
допустимых ставок ввозных таможенных
пошлин с даты присоединения к ВТО (уровней
первоначального связывания) и последующее
сокращение средней величины таможенного
тарифа в течение имплементационного
периода до согласованных уровней конечного
связывания. Для защиты наиболее
чувствительных секторов предусмотрена
возможность введения тарифных квот и
специальных защитных мер.
В ходе
переговоров российская сторона отстаивает
право установить первоначальные уровни
связывания по агропродовольственным
товарам, производимым в России, выше
действующих на данный момент ставок тарифа
с постепенным их снижением в течение
имплементационного периода до уровня,
обеспечивающего эффективную защиту
отечественных сельхозпроизводителей, но не
ниже применяемых в настоящее время.
В
соответствии с Соглашением ВТО по
сельскому хозяйству связыванию и
поэтапному сокращению подлежат и
экспортные субсидии. В текущей российской
переговорной позиции экспортные субсидии
зафиксированы на уровне 300 млн. долларов
США. Эти субсидии планируется использовать
для компенсации части стоимости
железнодорожных тарифов при экспорте
продовольствия из регионов, расположенных
вдали от инфраструктуры экспорта, прежде
всего портов.
Следует иметь в виду, что
экспортное субсидирование рассматривается
в ВТО как мера, в наибольшей степени
искажающая торговлю. Это объясняется
следующим образом: необходимость в
экспортных субсидиях возникает
исключительно из-за несовершенства
аграрной политики, стимулирующей
перепроизводство неконкурентоспособной
продукции.
Одновременно Россия
сохранит за собой право осуществлять без
ограничений меры поддержки,
классифицируемые в ВТО как меры "зеленой
корзины". Указанные меры финансируются из
государственного бюджета (а не за счет
потребителей) и не имеют целью поддержание
цен производителей (научные исследования,
подготовка кадров,
информационно-консультационное
обслуживание, маркетинговые услуги общего
характера, ветеринарные и фитосанитарные
мероприятия, распространение рыночной
информации, развитие инфраструктуры
(исключая эксплуатационные расходы),
продовольственные резервы, страхование,
экологические и региональные программы,
поддержка доходов производителей, не
связанная с объемом производства). Эти меры
оказывают минимальное искажающее
воздействие на производство и торговлю, и
вместе с тем они достаточно эффективны для
модернизации отечественного сельского
хозяйства и инфраструктуры села.
Присоединение к ВТО устанавливает
определенные параметры аграрной политики,
но именно это и отвечает российским
стратегическим интересам. В сельском
хозяйстве есть только два фактора, которые
объективно сдерживают развитие
конкурентоспособности - суровые
природно-климатические условия и
структурные проблемы землепользования
(преобладание мелких хозяйств и
фрагментация участков).
Необходимо
сформировать нормативную базу,
обеспечивающую реализацию получаемых
Россией возможностей как на уровне
Федерации, так и ее субъектов. В отличие от
обязательств по доступу на рынок и
экспортному субсидированию, относящихся к
ведению Российской Федерации,
обязательства по государственной
поддержке затрагивают полномочия
субъектов Российской Федерации и
соответственно требуют некоторой
корректировки отношений в данной сфере.