Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники финансового права
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСОВОГО ПРАВА
О.Ю. РУЧКИН
Ручкин
О.Ю., кандидат юридических наук.
В
соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ
общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если
международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.
Исходя из общего правила, закрепленного п. 4
ст. 15 Конституции РФ, в основных источниках
финансового права данная норма
продублирована, в частности, в ст. 7
Налогового кодекса РФ, ст. 4 Бюджетного
кодекса РФ, в ст. 4 Федерального закона от 10
декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле" <*>.
Приоритет норм международного договора РФ
проявляется и в сфере деятельности
Центрального банка РФ с кредитными
организациями иностранных государств. В
соответствии со ст. 9 Федерального закона от
10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)"
взаимоотношения Банка России с кредитными
организациями иностранных государств
осуществляются в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации, федеральными законами, а также с
межбанковскими соглашениями <**>.
--------------------------------
<*> Российская
газета. 2003. 17 декабря. N 253.
<**>
Российская газета. 2002. 7 мая; СЗ РФ. 2003. N 26. Ст.
2566.
Следует отметить, что в иных
источниках финансового права, в частности в
федеральных законах, регулирующих
банковскую и страховую деятельность в
Российской Федерации, принцип приоритета
норм международного договора не
закрепляется. По нашему мнению, это связано
с определенной неконкурентоспособностью
нашей банковской и страховой систем с
аналогичными финансовыми институтами
зарубежных стран, что предусматривает
регулирование обозначенных отношений
исключительно внутренним
законодательством. Тем не менее процессы
интеграции Российской Федерации в
международное экономическое пространство
способствуют появлению норм о приоритете
норм международного договора РФ. Так, в
соответствии со ст. 2 Федерального закона от
25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" на
отношения об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств распространяется
приоритет норм международного договора РФ
<*>. В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от
27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" (в
ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N
12-ФЗ) на страховые организации, являющиеся
дочерними обществами по отношению к
иностранным инвесторам (основным
организациям) государств - членов
Европейских сообществ, являющихся
сторонами Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве, учреждающего партнерство
между Российской Федерацией, с одной
стороны, и Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны
(заключено 24 июня 1994 г. Корфу) <**>, не
распространяются ограничения,
предусмотренные указанным Законом для иных
иностранных страховщиков <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст.
1802.
<**> Российская газета. 2003. 17
декабря. N 253.
<***> Соглашение между
Правительством РФ и Правительством
Австралии от 7 сентября 2000 г. "Об избежании
двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении
налогов на доходы" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст.
699.
Международные договоры могут быть как
двусторонние <*>, так и многосторонние
<**>. Для России сохранили свое действие
международные договоры, в которых
Российская Федерация является стороной в
качестве государства - правопреемника СССР.
В частности, Российская Федерация
ратифицировала соглашения об избежании
двойного налогообложения более чем с 50
странами, включая ведущие страны Западной
Европы, бывшие республики СССР, а также с
США и Японией. Интенсивно проводятся
переговоры о заключении соглашений об
избежании двойного налогообложения с рядом
стран. С 1 января 2004 г. на территории
Российской Федерации применяются шесть
новых Соглашений об избежании двойного
налогообложения, заключенных Российской
Федерацией с иностранными государствами:
Сирийской Арабской Республикой,
Австралией, Государством Кувейт,
Республикой Таджикистан, Новой Зеландией,
Республикой Исландия.
--------------------------------
<*> Конвенция о
международных переводных векселях и
международных простых векселях,
заключенная в 1988 г. в Нью-Йорке //
Международное частное право в документах:
Сборник нормативных актов. Т. I. М.: Юристъ,
1996. С. 66 - 101.
<**> Актуальные вопросы
налогового, гражданского и корпоративного
права // Налоги и финансовое право:
Приложение к N 7. 2004.
Огромное практическое
значение для обеспечения эффективного
сотрудничества России с иностранными
государствами имеют международные
договоры по налоговым вопросам, особенно
договоры об устранении двойного
налогообложения. Проблема двойного
налогообложения представляет собой
комплекс законодательно закрепленных мер
по зачету уплаченных за рубежом налогов в
счет суммы налогов, подлежащих
перечислению в бюджет, либо освобождение от
налогообложения организации в связи с тем,
что ее прибыль (доходы) обложена налогом за
рубежом.
Методы устранения двойного
налогообложения позволяют разрешать
конфликты, которые могут возникнуть в
ситуациях, когда один и тот же доход
облагается у одного и того же лица более чем
в одном государстве. Распределение права
налогообложения между договаривающимися
государствами посредством отказа от права
налогообложения, либо на основании
ситуации постоянного представительства
или постоянной базы, или государства
резиденции, либо посредством раздела прав
налогообложения между двумя государствами
позволяет устранить возникающие
конфликты.
При использовании
соглашений об устранении двойного
налогообложения применяются три основных
метода устранения: налоговый кредит,
налоговый вычет, налоговое освобождение.
Налоговый кредит представляет собой
уменьшение суммы подлежащих перечислению в
бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных
за рубежом. При данном методе устранения
двойного налогообложения налоговый кредит
предоставляется, как правило, не на всю
сумму уплаченного за рубежом налога, а
только на ту его часть, которая не превышает
максимально возможную сумму налога с такой
же суммы прибыли в стране резидентства, где
организация уплачивает налоги со всей
полученной прибыли вне зависимости от
места ее получения.
Налоговый вычет
представляет собой уменьшение суммы
совокупной налогооблагаемой прибыли
организации в государстве, в котором
компания является налоговым резидентом, на
суммы налогов, уплаченных в других
странах.
Налоговое освобождение есть
закрепляемое на межгосударственном уровне
соглашение о том, что государство, где
зарегистрирована организация, облагает
определенные виды прибыли (дохода), в том
числе зарубежные, при этом доходы,
полученные в зарубежных государствах, не
будут подлежать налогообложению в этих
других государствах.
Анализ
применяемых методов устранения двойного
налогообложения показывает, что наиболее
приемлемым и экономически обоснованным в
качестве способа устранения двойного
налогообложения для
организации-налогоплательщика является
метод налогового освобождения, что находит
свое отражение в международных договорах
об устранении двойного налогообложения,
заключенных Российской Федерацией.
В
качестве примера приведем порядок
налогообложения доходов физического лица
(налогового резидента РФ), находящегося за
пределами России менее 183 дней, например в
Испании. В настоящее время действует
Конвенция от 16 декабря 1998 г. между
Правительством РФ и Правительством
Королевства Испании об избежании двойного
налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении
налогов на доходы и капитал. Согласно п. 2 ст.
15 Конвенции вознаграждение, получаемое
резидентом РФ в отношении работы по найму,
осуществляемой в Испании, подлежит
налогообложению только в Российской
Федерации.
Практически все действующие
Соглашения об избежании двойного
налогообложения, заключенные Российской
Федерацией с иностранными государствами,
разработаны на основе принципов,
заложенных в Модели Конвенции по двойному
налогообложению дохода и капитала,
разработанной Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях
единого подхода при решении вопросов
избежания двойного налогообложения,
ясности и стандартизации в этой области.
Российская Федерация не является членом
ОЭСР. В то же время Постановлением
Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 был
одобрен проект типового Соглашения об
избежании двойного налогообложения
доходов и имущества, на основе которого
Российской Федерацией ведутся переговоры и
заключаются международные соглашения в
области избежания двойного
налогообложения. В типовом Соглашении
использованы структура, основные принципы
и способы избежания двойного
налогообложения, заключенные в Модели
Конвенции.
Необходимо отметить, что все
действующие соглашения об избежании
двойного налогообложения охватывают
только налоги на доходы и капитал, то есть
налоги, взимаемые с общей суммы доходов
(капитала) или с отдельных их элементов,
включая налоги с доходов от отчуждения
движимого или недвижимого имущества,
налоги, взимаемые с общей суммы заработной
платы, а также налоги, взимаемые с доходов
от прироста капитала. Такое ограничение
применительно к действующему в Российской
Федерации налоговому законодательству
позволяет определить перечень налогов,
уплачиваемых организациями, на которые
распространяются соглашения об избежании
двойного налогообложения, а именно: налог
на доходы физических лиц, налог на прибыль
организаций и налог на имущество
предприятий. Налоги, взимаемые с оборота
(налог с продаж), а также косвенные налоги
(НДС и акциз) не попадают в сферу действия
соглашений об избежании двойного
налогообложения. Все вышесказанное и
относящееся к устранению двойного
налогообложения имеет непосредственное
отношение к вопросам налогового
планирования при осуществлении
деятельности во внешнеэкономической
сфере.
Вместе с тем развитие и
формирование финансовых институтов в
современных условиях объективно связано с
расширением сфер деятельности, субъектного
состава участников финансовых
правоотношений и другими факторами.
Закрепленные в Конституции РФ положения о
верховенстве норм международного договора
РФ над внутренним законодательством
являются следствием последовательно
проводимой в Российской Федерации политики
интеграции в общемировые процессы, что,
безусловно, предполагает унификацию норм
как частного, так и публичного права.
Международное публичное и частное право,
2005, N 4