Статья 7. Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий. Основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам,
осуществляющим оперативно - розыскную
деятельность, сведения о:
1) признаках
подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, а
также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет
достаточных данных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела;
2) событиях
или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической
или экологической безопасности Российской
Федерации;
3) лицах, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
4)
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении
неопознанных трупов.
3. Поручения
следователя, органа дознания, указания
прокурора или определения суда по
уголовным делам, находящимся в их
производстве.
4. Запросы других органов,
осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в
настоящей статье.
5. Постановление о
применении мер безопасности в отношении
защищаемых лиц, осуществляемых
уполномоченными на то государственными
органами в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных
правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных
государств в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно -
розыскную деятельность, в пределах своих
полномочий вправе также собирать данные,
необходимые для принятия решений:
1. О
допуске к сведениям, составляющим
государственную тайну.
2. О допуске к
работам, связанным с эксплуатацией
объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей, а
также для окружающей среды.
3. О допуске
к участию в оперативно - розыскной
деятельности или о доступе к материалам,
полученным в результате ее
осуществления.
4. Об установлении или о
поддержании с лицом отношений
сотрудничества при подготовке и проведении
оперативно - розыскных мероприятий.
5. По
обеспечению безопасности органов,
осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность.
6. О выдаче разрешений на
частную детективную и охранную
деятельность.
Комментарий к статье 7
1.
Основания, перечисленные в ч. 1
комментируемой статьи, позволяют
оперативным аппаратам осуществлять любые
из числа указанных в ст. 6 Закона об ОРД
оперативно - розыскных мероприятий.
Наличие возбужденного уголовного дела -
наиболее общее основание для проведения
ОРМ. При этом не имеет значения, кем (органом
дознания или следователем) возбуждено дело
и в чьем производстве оно находится.
По
возбужденным уголовным делам, находящимся
в производстве следователя, ОРМ могут
проводиться как по его поручению (в
соответствии с п. 3 ч. 1 комментируемой
статьи), так и без такового (согласно п. 1 ч. 1).
Если уголовное дело возбуждено по факту
неочевидного преступления, то оперативные
аппараты, являясь одновременно органом
дознания, обязаны в соответствии с
требованиями ч. 1 ст. 118 и ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР
принять необходимые оперативно - розыскные
меры для установления преступника. В таких
случаях даже отсутствие поручения
следователя по находящемуся в его
производстве нераскрытому делу не должно
сковывать инициативы и активности
оперативных работников. О результатах
проводимых ОРМ по возбужденному уголовному
делу оперативные аппараты должны
уведомлять следователя.
Из смысла
комментируемой статьи вытекает
правомерность самостоятельного (т.е. без
поручения следователя) проведения ОРМ по
уголовному делу, где известно лицо,
совершившее преступление. Установление
факта совершения известным лицом
умышленного преступления можно
рассматривать в качестве достаточного
основания подозревать его в причастности к
другим преступлениям и проводить ОРМ с
целью получения необходимой проверочной
информации. Возложенная на оперативные
аппараты органов внутренних дел задача -
раскрывать преступления - не снимается с
них после установления лица, его
совершившего, и ее выполнение не может
ставиться в зависимость от решений
следователя.
2. В п. 2 ч. 1 комментируемой
статьи в качестве основания для проведения
ОРМ предусмотрено получение органами,
осуществляющими ОРД, сведений о признаках
подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, а
также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет
достаточных оснований для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела.
Под
противоправным деянием, как указано в п. 5
определения Конституционного Суда РФ от 14
июля 1998 г., в данном случае подразумевается
уголовно наказуемое деяние, т.е.
преступление.
Под ставшими известными
следует понимать сведения, поступившие в
правоохранительный орган по официально
установленным каналам от заинтересованных
лиц, а также полученные в результате
инициативной поисковой работы оперативных
аппаратов, которые облечены в
документальную форму и зарегистрированы в
установленном порядке.
Порядок приема,
регистрации и разрешения заявлений,
сообщений и другой информации о
преступлениях и происшествиях в органах
внутренних дел регламентирован Примерной
инструкцией, утвержденной Приказом МВД
СССР от 11 ноября 1990 г. N 415. В этом нормативном
документе предпринята попытка
систематизации поступающей информации о
преступлениях и происшествиях, которая
делится на две группы: заявления и
сообщения о преступлениях, являющиеся в
соответствии с уголовно - процессуальным
законом поводами к возбуждению уголовного
дела, и другая информация о преступлениях и
происшествиях.
К заявлениям и
сообщениям о преступлениях, являющимся
поводом к возбуждению уголовного дела,
относятся протоколы устных заявлений
граждан и должностных лиц, письменные
заявления и письма граждан, письменные
сообщения предприятий, учреждений,
организаций и должностных лиц, а также явки
с повинной, оформленные в соответствии с
требованиями уголовно - процессуального
закона. Эти документы регистрируются в
книге учета заявлений и сообщений о
преступлениях дежурной части органа
внутренних дел и рассматриваются в
соответствии со ст. 109 УПК. В случае
вынесения по результатам рассмотрения
таких заявлений и сообщений
процессуального решения об отказе в
возбуждении уголовного дела оперативно -
розыскные мероприятия должны быть
прекращены, поскольку исключаются
основания для их дальнейшего проведения.
Под другой информацией понимаются
сообщения, которые не являются поводами для
возбуждения уголовного дела, но требуют
проверочных действий с целью установления
признаков преступления или их отсутствия. К
такому виду информации относятся:
телефонные и иные сообщения об обращении в
лечебные учреждения граждан с травмами
криминального характера; сообщения об
утрате гражданами при криминальных
обстоятельствах документов,
удостоверяющих личность; факты
срабатывания охранной сигнализации;
публикации в средствах массовой
информации; сообщения страховых компаний о
возникновении страховых случаев в
результате совершения преступления;
оповещения об авариях, пожарах, несчастных
случаях с людьми; рапорты работников
органов внутренних дел о непосредственно
ими обнаруженных или выявленных
происшествиях; некоторые другие сообщения.
Эти сведения регистрируются в специальном
журнале учета информации, находящемся в
дежурной части органа внутренних дел, и по
ним проводится обязательная проверка, в том
числе путем осуществления оперативно -
розыскных мероприятий. Если в ходе такой
проверки обнаружатся объективные данные,
опровергающие предположение о подготовке
или совершении преступления, либо по ее
результатам будет вынесено постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела,
проведение ОРМ должно быть прекращено.
Анонимные сообщения, поступающие в органы
внутренних дел, в дежурных частях не
регистрируются, а передаются в оперативные
подразделения для проверки и использования
в пресечении и раскрытии преступлений.
Такие сообщения, если в них идет речь о
подготовке или совершении преступлений,
следует рассматривать наряду с другими в
качестве оснований для проведения
оперативно - розыскных мероприятий.
Сведения, полученные в результате
инициативной поисковой работы оперативных
аппаратов, относятся к категории иной
информации, оформляются рапортами
должностных лиц и регистрируются также в
журнале учета информации. Поисковая работа
(оперативный поиск) осуществляется на
основании ст. 118 УПК, которая возложила на
органы дознания обязанность обнаружения
преступлений и лиц, их совершивших, а также
принятия всех мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступлений.
Речь здесь идет в первую очередь о
выявлении латентных преступлений,
заявления и сообщения о которых могут не
поступить (например, о фактах незаконного
сбыта оружия, наркотиков и т.д.). Таким
образом, оперативные аппараты обязаны не
просто реагировать на поступающие к ним
сигналы, но и вести активный инициативный
поиск сведений о признаках маскируемой и
скрываемой преступной деятельности.
Одной из разновидностей сведений о
признаках преступной деятельности
является конфиденциальная информация,
получаемая от лиц, оказывающих содействие
органам, осуществляющим ОРД. Эта информация
также регистрируется в специальных
журналах, докладывается руководителям
оперативных аппаратов и проверяется в
порядке, установленном ведомственными
нормативными актами.
Поступление в
правоохранительный орган первичных
сведений о признаках преступной
деятельности или их выявление в
инициативном порядке зачастую не требует
применения сразу всего комплекса
оперативно - розыскных мероприятий,
указанных в ст. 6 комментируемого Закона, а
обусловливает необходимость проведения
лишь отдельных мероприятий проверочного
характера, таких как опрос, наведение
справок, сбор образцов для сравнительного
исследования и некоторых других, не
затрагивающих конституционных прав
граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров и неприкосновенность жилища.
Оперативно - розыскные мероприятия, в
наибольшей степени ограничивающие
конституционные права граждан, как правило,
проводятся по делам оперативного учета,
которые заводятся при наличии достаточных
оснований подозревать лицо в подготовке
или совершении преступлений (см.
комментарий к ст. 10).
3. Сведения о
событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической
или экологической безопасности Российской
Федерации, являются основанием для
проведения оперативно - розыскных
мероприятий ФСБ, ФСГО, СВР и органами
пограничной службы в соответствии с
возложенными на них задачами (см.
комментарий к ст. 13).
4. Розыск лиц,
скрывшихся от следствия и суда и
уклоняющихся от уголовного наказания,
определен законодателем в качестве одной
из задач оперативно - розыскной
деятельности (см. комментарий к ст. 2).
Основанием для проведения оперативно -
розыскных мероприятий в целях решения этой
задачи следует рассматривать, в первую
очередь, постановление органа дознания,
следователя или судьи о розыске
обвиняемого, которое выносится в
соответствии со ст. 196 УПК после
приостановления производства по
уголовному делу. Рассмотрение такого
постановления в качестве основания для
проведения ОРМ логически вытекает и из
содержания п. п. 1 и 3 ч. 1 комментируемой
статьи.
В соответствии с Инструкцией об
организации и тактике розыскной работы
органов внутренних дел, утвержденной
Приказом МВД РФ от 5 мая 1993 г., при получении
материалов об объявлении обвиняемого
(подсудимого) в розыск сотрудник
оперативного подразделения должен
провести первоначальные проверочные
действия, включающие в себя: информирование
личного состава о личности и приметах
скрывшегося лица; проверку его по
оперативно - справочным учетам ОВД; опрос
родственников и других граждан, знающих
разыскиваемого, и некоторые другие. После
проведения первоначальной проверки, но не
позднее 10 суток с момента поступления
сведений о необходимости проведения
розыска, оперативный аппарат обязан
завести розыскное дело и все остальные
мероприятия по розыску проводить согласно
плану работы по этому делу.
Сведения о
лицах, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда или уклоняющихся от
уголовного наказания, являющиеся
основанием для проведения ОРМ, могут
содержаться в ориентировках и розыскных
заданиях, поступивших из других органов
внутренних дел. Розыскные ориентировки
направляются в органы внутренних дел, на
территории обслуживания которых вероятно
появление разыскиваемых лиц, но неизвестны
конкретные адреса и связи. Они передаются
по каналам телетайпной либо почтовой связи,
доводятся до сведения всего личного
состава и хранятся в дежурных частях.
Ответы на розыскные ориентировки, как
правило, не составляются. Розыскные задания
направляются в органы внутренних дел, на
территории обслуживания которых, по
имеющимся данным, разыскиваемый имеет
конкретные связи и где наиболее вероятно
его появление. Исполнение розыскных
заданий организуется немедленно по их
получении. Ответы инициатору розыска
направляются не позднее 10 суток с момента
получения задания. При невозможности
выполнения розыскного задания в указанные
сроки инициатору розыска дается
предварительный ответ, в котором
сообщается, какие меры приняты, их
результаты, что будет предприниматься, в
какой период исполнение будет завершено и
направлен окончательный ответ.
Сведения о разыскиваемых лицах могут быть
получены из оперативно - справочных учетов,
на которые они ставятся с момента заведения
розыскного дела. Если при проверке
конкретного гражданина по учетам органов
внутренних дел будет установлен факт его
объявления в розыск, то это следует
рассматривать как основание для проведения
в отношении его оперативно - розыскных
мероприятий.
Сведения о разыскиваемых
лицах могут быть получены также из
конфиденциальных источников, однако в
таких случаях информация требует проверки
другими способами, и основания проведения
ОРМ возникают при условии ее
подтверждения.
5. Поступление сведений о
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении
неопознанных трупов выделено
законодателем в качестве отдельного
основания проведения ОРМ.
Без вести
пропавшим считается лицо, исчезнувшее
внезапно, без видимых к тому причин,
местонахождение и судьба которого остаются
неизвестными. Сведения о безвестном
исчезновении поступают, как правило, от
граждан либо должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций. Заявления и
сообщения о безвестном исчезновении
регистрируются в книге учета заявлений
дежурной части органа внутренних дел, а их
проверка поручается сотрудникам
оперативных аппаратов, которые могут
осуществлять необходимые оперативно -
розыскные меры.
При проведении ОРМ на
основании заявлений о безвестном
исчезновении граждан решается двуединая
задача, заключающаяся, во-первых, в
установлении местонахождения лица и,
во-вторых, в проверке версии о криминальном
характере исчезновения. В связи с этим
оперативно - розыскные мероприятия могут
проводиться