Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.Б.
НОВОКШОНОВ
Новокшонов Игорь Борисович
Специалист в области административного
права, таможенного права, правового
регулирования внешнеэкономической
деятельности. Аспирант кафедры
административного права Московской
государственной юридической академии
(МГЮА).
Родился 17 января 1973 г. в Москве. В
1995 г. окончил МГЮА.
В 1995 - 1996 гг. работал
главным специалистом Управления
госрегистрации ведомственных нормативных
актов Минюста России (советник юстиции 2
класса); в 1996 - 1998 гг. - главным инспектором
Правового управления ГТК России (советник
таможенной службы III ранга); преподавал
административное право в МГЮА; в настоящее
время - старший юрисконсульт ЗАО
"Международная ассоциация по правовым и
налоговым вопросам" (ЗАО
"И.Л.Т.С.").
Внешнеэкономическая
деятельность - существенный фактор
социально - экономического развития
общества. Если внешняя торговля
стимулирует развитие экспортного
производства и экспорта наукоемкой
продукции, получаемой на основе применения
передовых технологий глубокой переработки
сырья, обеспечивает импорт продукции,
необходимой для структурно -
технологической перестройки экономики
страны, а также первоочередное
удовлетворение жизненно важных
потребностей страны и ее населения, то
можно говорить о ее положительном
воздействии на состояние национальной
экономики и эффективности.
После
крушения в начале 90-х годов советской
государственной монополии внешней
торговли зарождающиеся
предпринимательские структуры, равно как
государство и его внешнеторговые
ведомства, оказались в совершенно новом для
них положении. Первым был разрешен
свободный самостоятельный выход на внешние
рынки, который на начальном этапе к тому же
практически не контролировался и не
регулировался государством. При этом,
однако, было совершенно очевидно, что,
отказавшись от монополии на внешнюю
торговлю, государство, тем не менее, не
утратило своих интересов во
внешнеэкономической сфере. Но в условиях
рыночной экономики регулирование
указанной сферы должно осуществляться
иными методами и способами.
Наиболее
четко указанные методы были сформулированы
в Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности" <*>, который устанавливает,
что "государственная внешнеторговая
политика осуществляется посредством
применения экономического и
административного методов регулирования
внешнеторговой деятельности" (ст. 12), и
уточняет, что она воздействует "посредством
таможенно - тарифного регулирования
(применения импортного и экспортного
таможенных тарифов) и нетарифного
регулирования (в частности, путем
квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности... Не
допускаются иные методы государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности..." (ст. 13).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.
3923.
Таможенно - тарифное регулирование
представляет собой комплекс мер (методов),
основанных на использовании ценового
фактора воздействия на внешнеторговый
оборот.
Таможенный тариф - свод ставок
таможенных пошлин и одна из основных
составляющих таможенного законодательства
любого государства с рыночной
экономикой.
В истории России, как,
впрочем, и в истории других государств,
таможенно - тарифное регулирование
развивалось на фоне постоянной борьбы
между протекционистским и фритредерским
<*> подходами к регулированию
внешнеэкономической деятельности. Первый
направлен на создание наиболее
благоприятных условий для развития
отечественного производства и внутреннего
рынка. Его основные цели достигаются путем
установления высокого уровня таможенного
обложения на импортируемые товары, в то
время как второй предполагает минимальный
уровень таможенных пошлин и направлен на
всемерное поощрение ввоза иностранных
товаров на внутренний рынок страны. К.Н.
Лодыженский еще в прошлом веке очень точно
отметил, что "на таможенном тарифе рельефно
отражается то направление, которого
держится правительство в своих отношениях
к внешней торговле и к тесно связанной с нею
внутренней производительности" <**>.
--------------------------------
<*> От англ. "free trade" -
свободная торговля.
<**> Лодыженский
К.Н. История русского Таможенного тарифа. -
Санкт - Петербург, 1887 . С. 111.
В настоящее
время действует Таможенный тариф
Российской Федерации, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 27
декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре,
применяемой при осуществлении
внешнеэкономической деятельности, и о
таможенном тарифе Российской Федерации"
<*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ.
1997. N 8. Ст. 943.
В основу структуры
российского импортного Таможенного тарифа
положен широко применяемый в мире принцип
"тарифной эскалации" - повышения ставок
пошлин по мере роста степени обработки
продукции (сырье и материалы - 0 - 5%,
полуфабрикаты и комплектующие - 5 - 15%,
готовые изделия - 15 - 30%).
Ставки
таможенных пошлин в Таможенном тарифе
систематизированы в соответствии с
товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
ТН ВЭД содержит единый систематизированный
перечень наименований, описаний и кодов
товаров и основывается на международной
Гармонизированной системе описания и
кодирования товаров. ТН ВЭД является
необходимой предпосылкой и условием не
только тарифного регулирования, но и в
целом для нормального осуществления
внешней торговли. В настоящее время в
России используется Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности
Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД
СНГ), принятая государствами - участниками
СНГ путем подписания соответствующего
Соглашения от 3 ноября 1995 г. в г. Москве <*>.
В соответствии с указанным Соглашением
ведение ТН ВЭД СНГ возложено на российскую
таможенную службу.
--------------------------------
<*> Бюллетень международных договоров.
1996. N 3. С. 6.
Ставки таможенных пошлин,
установленные Таможенным тарифом РФ,
являются базовыми и действуют в отношении
товаров, происходящих из стран, в торгово -
политических отношениях с которыми Россия
предоставляет режим наиболее
благоприятствуемой нации (более 130
государств).
Ставки в размере 75% базовых
применяются к товарам, происходящим из
развивающихся стран - пользователей
национальной схемы преференций.
Не
взимаются таможенные пошлины с товаров,
происходящих из наименее развитых стран.
К товарам, ввозимым из стран, в торгово -
политических отношениях с которыми не
предусмотрен режим наиболее
благоприятствуемой нации, либо страна
происхождения которых не установлена,
применяются ставки таможенных пошлин,
превышающие базовые в два раза.
Законом
РФ "О таможенном тарифе" <*> (ст. 4)
предусмотрены следующие виды пошлин:
--------------------------------
<*> Ведомости
Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
- адвалорные (ad
valoren), начисляемые в процентах к таможенной
стоимости облагаемых товаров;
-
специфические, начисляемые в установленном
размере за единицу облагаемых товаров;
-
комбинированные, сочетающие оба названных
вида таможенного обложения.
Наряду с
указанными видами пошлин Закон
предусмотрел еще несколько видов пошлин,
наиболее ярко указывающих на регулирующую
роль таможенного налогообложения. Речь
идет о сезонных пошлинах, которые могут
устанавливаться Правительством РФ "для
оперативного регулирования ввоза и вывоза
товаров" и срок действия которых не может
превышать 6 месяцев в году (ст. 6), а также
ряде чисто "защитных" пошлин, названных
особыми. К последним относятся:
специальные пошлины, применяемые в
качестве защитной меры, если товары
ввозятся в Россию в количествах и на
условиях, наносящих или угрожающих нанести
ущерб отечественным производителям
подобных или непосредственно
конкурирующих товаров, а также как ответная
мера на дискриминационные и иные действия,
ущемляющие интересы России, со стороны
других государств и их союзов;
антидемпинговые пошлины, применяющиеся в
случаях ввоза на таможенную территорию
России товаров, по цене более низкой, чем их
нормальная стоимость в стране вывоза в
момент этого ввоза, если такой ввоз наносит
или угрожает нанести материальный ущерб
отечественным производителям подобных
товаров либо препятствует организации или
расширению производства подобных товаров в
России;
компенсационные пошлины,
применяемые в случаях ввоза товаров, при
производстве или вывозе которых прямо или
косвенно использовались субсидии, если
такой ввоз наносит или угрожает нанести
материальный ущерб отечественным
производителям подобных товаров либо
препятствует организации или расширению
производства подобных товаров в России.
Применению особых видов пошлин
предшествует расследование, проводимое в
соответствии с законодательством <*>.
--------------------------------
<*> Порядок
проведения расследования, предшествующего
введению защитных мер, утвержденный МВЭС
России 21 декабря 1995 г. // Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств
РФ. 1996. N 3.
Эффективное использование
защитных мер в отношении импортных товаров
сегодня для России - это условие выживания
национальной экономики.
Такое
положение обусловлено двумя факторами.
Во-первых, сами российские товары на
мировых рынках становятся объектом
интенсивного применения к ним защитных мер
со стороны развитых западных стран. "Одной
из самых острых проблем в отношении России
и ЕС является антидемпинг. В настоящее
время против российских товаров (удобрения,
ферросплавы, металлы и пр.) в ЕС возбуждено 12
антидемпинговых процедур, которые
практически закрыли рынок ЕС для
отечественных экспортеров. Ежегодный ущерб
ориентировочно составляет 200 млн. долл."
<*>.
--------------------------------
<*> Шишаев
А.И. Правовой режим доступа российских
товаров на рынок Европейского союза. //
Юридический мир. 1998. N 7. С. 24.
Еще один
пример, теперь уже из практики США: Комиссия
по международной торговле США определила
возможность нанесения национальной
промышленности ущерба в связи с двукратным
увеличением (до 450 тысяч тонн в год) поставок
листовой углеродистой стали производства
Магнитогорского, Орско - Халиловского,
Череповецкого металлургических комбинатов
(всего 12 производителей). Временная
антидемпинговая пошлина на толстый лист
Череповецкого комбината была установлена в
размере 61,23%, а на продукцию остальных
производителей 185% <*>.
--------------------------------
<*> Сегодня. 1997. 8
июля.
Помимо очевидных материальных
потерь отечественных экспортеров, подобная
политика западных стран блокирует развитие
российской экспортно - ориентированной
обрабатывающей промышленности,
способствуя закреплению за Россией
исключительно сырьевой специализации в
международном разделении труда и
международной торговле.
Во-вторых, те же
западные страны активно субсидируют
собственных производителей (в первую
очередь в сельском хозяйстве и текстильной
промышленности), облегчая им интервенцию на
российский внутренний рынок. Как отмечает
известный специалист по экономике
мирохозяйственных связей американец П.
Линдерт: "Почти никогда государство не
учитывает интересы других стран в такой
степени, как свои собственные. В
большинстве случаев они просто
игнорируются" <*>.
--------------------------------
<*> Линдерт П.
Экономика мирохозяйственных связей. - М., 1992.
С. 16.
В итоге, по последним "докризисным"
оценкам, доля как продовольственных, так и
непродовольственных иностранных товаров в
розничном товарообороте России уже
приближалась к 60%. В такой ситуации
внутренний рынок может оказаться
окончательно потерянным для отечественной
промышленности и сельского хозяйства.
Конечно, финансово - экономический кризис
осени 1998 года несколько снизил объемы
импорта, однако вряд ли кто-либо решится
признать подобные кризисы эффективным
способом регулирования ввоза зарубежных
товаров.
Важнейшей идеологической
основой для формирования современной
отечественной внешнеэкономической
политики, направленной на преодоление
указанных негативных последствий, явилась
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст.
5909.
В названном документе отмечается, что
во внешнеэкономической сфере национальные
интересы России заключаются в установлении
для российских производителей таких
экономических связей, которые бы
обеспечили реализацию интересов
российских предприятий, способствовали
повышению конкурентоспособности
отечественной продукции, эффективности
производства и экономическому росту.
В
условиях либерализации внешней торговли
необходимо защищать интересы
отечественных производителей на внешнем
рынке. Государство должно решительно
добиваться устранения дискриминационных
ограничений на ввоз российской продукции в
развитые страны Запада, не допускать
навязывания России политических решений,
наносящих ее гражданам и предприятиям
экономический или моральный ущерб.
Правовые основы государственной
внешнеторговой защитной политики были
определены Федеральным законом "О мерах по
защите экономических интересов Российской
Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст.
1798.
Указанный Закон на основе
международной практики и конвенционных
норм, развивая положения Закона "О
таможенном тарифе", включил
предусмотренные им специальные,
антидемпинговые и компенсационные пошлины
(наряду с административными процедурами) в
арсенал мер по защите экономических
интересов России.
Кроме того, создан
специальный государственный орган,
вырабатывающий политику таможенно -
тарифного регулирования, включая
применение защитных мер. Образование
подобных специализированных структур
является общей практикой развитых стран.
Например, кроме уже упоминавшейся
американской Комиссии по международной
торговле, подобный орган существует и в
Японии еще с 20-х годов. Таможенным кодексом
СССР 1991 года <*> также предполагалось в
целях разработки предложений по вопросам
таможенно - тарифного регулирования
образовать при Таможенном комитете СССР
Таможенно - тарифный совет (ст. 3). Основные
задачи Таможенно - тарифного совета были
установлены статьей 4 Закона СССР "О
таможенном тарифе" <**>.
--------------------------------
<*> Ведомости
Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР. 1991. N 17. Ст. 484.
<**> Ведомости Съезда народных депутатов
СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 17. Ст.
486.
В настоящее время создана Комиссия
Правительства РФ по защитным мерам во
внешней торговле и таможенно - тарифной
политике, Положение о которой утверждено
Постановлением