СУДЕБНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.К.
САРКИСОВ
Саркисов А.К., кандидат
юридических наук, доцент кафедры
уголовно-правовых дисциплин Всероссийской
государственной налоговой
академии.
Рассмотрение вопроса
социального конфликта в сфере налоговых
отношений судами с позиций права требует
разработки и принятия определенного
понятийного аппарата, который согласует
правовые категории с категориями общей
конфликтологии. Принципиальная
возможность использования такого
понятийного аппарата подтверждается,
например, следующим мнением высших
судебных органов Российской Федерации: "При
уяснении для целей налогообложения
значения института, понятия или термина
гражданского, семейного или другой отрасли
законодательства суд при рассмотрении
спора не применяет положения
соответствующей отрасли законодательства
только в том случае, когда в
законодательстве о налогах и сборах
содержится специальное определение
данного института, понятия или термина для
целей налогообложения" <*>.
--------------------------------
<*> Постановление
Пленума Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О
некоторых вопросах, связанных с введением в
действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" // Финансовая газета.
1999. N 29.
Прямое участие государства
происходит в социальных конфликтах (где оно
выступает в качестве суверенного субъекта
системы общественных отношений) или при
участии его в конфликтах посредством
органов государственной власти и
управления (правоохранительных, судебных,
налоговых и т.д.). Появление государства на
какой-либо стадии конфликта, когда
определились первоначальные участники
конфликта, не делает государство неким
"третьим лицом", так как государство
обязательно либо встает на сторону одного
из первоначальных участников, либо
объявляет действия всех участников
неправомерными и по-своему определяет
течение и завершение конфликта.
Потенциальное участие государства
определяется системой установленных им
правовых норм. Если участники конфликта
нарушают или неправильно применяют нормы
права, система норм предполагает
обязательное вмешательство государства в
конфликт.
Социальный конфликт в самом
общем плане можно определить как способ
взаимодействия социальных субъектов
(индивидов, социальных групп и общностей,
обществ и государств) при несовпадении,
полном или частичном, их интересов, желаний
и потребностей, взглядов, целей или средств
их достижения, обусловленном различием их
социальных статусов и ролей и основанном на
автономии воль, в процессе столкновения
(инцидента) и противоборства участников
конфликта, завершающегося определенными
последствиями как для этих субъектов, так и
для общества или его части.
При изучении
налогового конфликта необходимо соотнести
понятия субъекта налогового права,
субъекта (участника, стороны) налоговых
правоотношений, а также участника
налоговых отношений с понятием участника
налогового конфликта.
К участникам
налогового конфликта могут быть отнесены:
организации и физические лица,
признаваемые налогоплательщиками и
плательщиками сборов (ст. 19 НК РФ); налоговые
агенты - лица, на которых возложены
обязанности по исчислению, удержанию у
налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)
налогов (ст. 24 НК РФ); сборщики налогов и (или)
сборов (ст. 25 НК РФ); банки (ст. 86 НК РФ) и иные
кредитные организации; законные (ст. 27 НК РФ)
или уполномоченные (ст. 29 НК РФ)
представители и должностные лица
налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, сборщиков налогов и
сборов, банков и кредитных организаций;
государство (в лице органов
законодательной и исполнительной власти
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, в том числе налоговых
органов (ст. 30 НК РФ), таможенных органов (ст.
34 НК РФ), финансовых органов (ст. 34.2 НК РФ),
органов внутренних дел (ст. 36 НК РФ),
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления, судебных органов,
иных органов, участвующих в конфликте);
должностные лица органов государственной
власти; третьи лица, имеющие свой интерес в
возникновении или разрешении конфликта
либо его последствиях (в том числе
иностранные государства и их субъекты).
Сосредоточив внимание на нормах
материального и процессуального
налогового права, можно выделить налоговые
конфликты в рамках конституционного,
административного, уголовного,
информационного, процессуального <*>
(административно-процессуального,
судебно-процессуального,
арбитражно-процессуального), а также
международного права.
--------------------------------
<*> Автор
придерживается мнения, что в юридическом
процессе не только разрешаются конфликты,
возникшие до процесса, но и рождаются
собственно процессуальные, так как
"содержанием процессуальных налоговых
отношений является волевое взаимодействие
участников отношений" (Староверова О.В.
Процессуальное налоговое правоотношение:
понятие и характерные особенности // Закон и
право. 2004. N 8. С. 27). См. также: Карасева М.В.
Налоговый процесс - новое явление в праве //
Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 53 - 61.
Итак, на
основании вышеизложенного мы можем
определить объект и предмет правовых
конфликтологических исследований в сфере
налоговых отношений.
Прогнозирование
возможных налоговых конфликтов и выработка
превентивных мер по предотвращению и
разрешению конфликтов имеет особое
значение на уровне нормотворчества, ведь
предпосылками к конфликтам могут являться
те или иные нормы права. Поэтому, "создавая
налогово-правовую норму, государство
стремится не только оценить уже
существующие отношения, действия
участников отношений, но и сформировать
предпосылки развития налоговых отношений.
Само существование налогово-правовой нормы
должно не только воздействовать на
поведение субъектов, но и определять его
цели и мотивы" <*>.
--------------------------------
<*> Кучерявенко Н.П.
Понятие и структура налогово-правовой
нормы // Финансовое право. 2004. N 6. С. 4.
Так, в
соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ, налоги и сборы
не могут иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя из
социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
В силу п. 7 той же статьи все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов). В Постановлении
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28
февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах
применения части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" подтверждено, что
"при рассмотрении налоговых споров,
основанных на различном толковании
налоговыми органами и налогоплательщиками
норм законодательства о налогах и сборах,
судам необходимо оценивать определенность
соответствующей нормы" <*>.
--------------------------------
<*> Экономика и
жизнь. 2001. N 13.
При рассмотрении понятий,
относящихся к структуре правосознания
отдельной личности, нельзя не упомянуть
известные юридической психологии понятия
иррациональности и отчуждения личности.
В конфликтологических исследованиях особо
подчеркивается тот факт, что социальный
конфликт не всегда представляет собой
некоторое логически объяснимое
противоречие между людьми, рационально
отстаивающими свои интересы. Социальный
конфликт не всегда подчиняется строгой
логической реконструкции и часто нагружен
неустранимой иррациональной составляющей.
Теории, объясняющие действия людей,
продиктованные иррациональностью
человеческой психики, послужили основой
так называемой математической теории игр
итальянского исследователя Вильфредо
Парето (1848 - 1923 гг.), которая строится на
принципе поиска в неантагонистических
конфликтах компромиссных решений. Так, в
том или ином конфликте нескольких лиц,
преследующих невзаимоисключающие цели, не
самой плохой стратегией их совместного
поведения будет та, которая не может быть
отвергнута на основании невыгодности для
всех сторон. Такие стратегии называются
"оптимальными по Парето". Следование этому
принципу не позволяет найти наилучшего
варианта решения конфликтной проблемы. Но
выбор "неоптимальной по Парето" совместной
стратегии означает недоиспользование
участниками конфликта имеющихся у них
договорных возможностей.
Каждый
конфликт ведется людьми, будь то
налогоплательщик - физическое лицо,
представитель налогоплательщика -
организации или налогового агента -
организации либо должностное лицо
государственного органа и т.д. В интересах
как участников того или иного налогового
конфликта, так и в целом общества и
государства правоприменительным органам
необходимо находить взаимопонимание не
только по вопросам существа конфликта, его
причин и движущих сил, способов его
разрешения и преодоления его негативных
последствий, но в первую очередь (и в этих
целях) при согласовании понятий,
позволяющих правильно характеризовать
конфликт и вести осмысленный диалог между
налогоплательщиком и государством.
Российский судья, 2005, N 7