Некоторые вопросы регулирования внешнеторговой деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Н. КОЗЫРИН
А.Н. Козырин, профессор, доктор юридических наук.
Государственная внешнеторговая политика осуществляется с помощью методов таможенно - тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования внешнеторговой деятельности. Иные методы или различного рода ограничения во внешней торговле не допускаются (ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ). При этом закрепляется приоритет экономических мер, т.е. государство стремится регулировать внешнюю торговлю не административными запретами и ограничениями, а вводя благоприятные экономические условия для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально - экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику, создаются менее выгодные экономические условия.
Административные меры (квотирование, лицензирование) могут использоваться только в том случае, если экономические меры (импортный и экспортный таможенный тариф) не дают желаемых результатов.
Кризис, охвативший экономику во второй половине 1998 г., не мог не сказаться на внешнеторговой политике в целом и, в первую очередь, на законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный тариф: возвращение экспортных пошлин
Экспортные пошлины - это разновидность таможенных пошлин, взимаемых с товаров и транспортных средств при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" (от 21.05.93 N 5003-1) экспортные (вывозные) таможенные пошлины были отнесены к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В Постановлении Верховного Совета РФ (п. 3) от 21.05.93 "О введении в действие Закона РФ "О таможенном тарифе" предлагалось ограничить срок применения вывозных пошлин до 01.01.96. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься (более того - на них приходилось больше половины всех таможенных платежей!). Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации... в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины". Однако уже 01.04.96 Постановлением Правительства РФ N 479 вывозные таможенные пошлины со всех видов товаров были отменены.
Такое решение Правительства РФ преследовало в качестве одной из основных целей приведение российского законодательства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к национальным законодательствам Всемирной торговой организацией (ВТО).
Но уже в январе 1999 г. Правительство РФ восстановило вывозные пошлины на целый ряд товаров в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности (Постановления Правительства РФ "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации" от 04.01.99 N 17 и "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников СНГ" от 11.01.99 N 45). Эти ставки будут действовать полгода, затем Правительство намерено вновь вернуться к вопросу о дальнейшей судьбе экспортных пошлин.
Одни товары (кокс, уголь ретортный, каменноугольный газ, смолы, некоторые виды нефти и нефтепродуктов, битум, медь и медные полуфабрикаты и изделия, никель и т.д.) облагаются адвалорными вывозными пошлинами, ставки которых устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров. По другим товарам (топочные мазуты) применяются специфические ставки экспортных пошлин, т.е. ставки, исчисляемые в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. Наконец, на некоторые товары (природный газ, лесоматериалы, отходы и лом цветных металлов и др.) действуют комбинированные ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.
Для расчета экспортной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Порядок ее определения утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1461.
Таможенную стоимость вывозимых товаров рассчитывают на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В эту стоимость включают также следующие расходы, понесенные покупателем, но не входящие в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
1) комиссионные и брокерские вознаграждения;
2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
4) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг:
сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;
инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;
вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;
инженерная проработка, опытно - конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;
5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
6) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В тех случаях, когда сделка купли - продажи отсутствует (бартерная торговля) или невозможно использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости (например, участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми), эту стоимость определяют либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца - экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров <*> с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
--------------------------------
<*> В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми по основным идентификационным признакам (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель).
Однородными признаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.
Расчет экспортной пошлины по адвалорной ставке не сложен. Поясним ее расчет по специфической и комбинированной ставкам.
Например, за пределы таможенной территории Российской Федерации вывозят 40 т топочного мазута (код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности - 271000710). Ставка таможенной пошлины - 10 евро за 1 т.
Экспортную таможенную пошлину (ЭП) исчисляют по формуле:
ЭП = Т x Ст евро x К евро/Кв,
где Т - количество вывозимого товара; Ст евро - ставка вывозной таможенной пошлины в евро за единицу товара; К евро - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации; Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.
В нашем примере на 15.01.99, дату принятия таможенной декларации, курс евро составлял 25,00 руб., а американского доллара (в этой валюте указана таможенная стоимость вывозимого мазута) - 21,45 руб.
Экспортная пошлина в этом случае равна:
40 x 10 x 25,00 : 21,45 = 466,20 долл. США.
Для расчета экспортной пошлины по комбинированной ставке сначала определяют таможенную пошлину по адвалорной ставке, а затем - по специфической. Большая из этих двух величин и будет экспортной таможенной пошлиной, подлежащей уплате.
Импортный тариф-99
Приоритеты в области таможенно - тарифного регулирования импорта на 1999 г. установлены исходя из создавшейся кризисной ситуации в финансово - экономической сфере. Они направлены на:
- "смягчение" тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, оказывающего антиинфляционное и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности;
- переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством РФ;
- расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных пошлин, что позволяет, среди прочего, значительно сократить потери таможенных платежей от умышленного искажения таможенной стоимости декларируемых товаров.
Среди нововведений в области таможенно - тарифного регулирования особо следует упомянуть Постановление Правительства РФ "О введении дополнительной импортной пошлины" от 17.07.98 N 791. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" Правительство РФ приняло предложение ЦБ РФ о введении мер по поддержанию равновесия платежного баланса Российской Федерации и ввело дополнительную импортную пошлину в размере 3% на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из всех стран, за исключением товаров, происходящих из государств - участников соглашений о таможенном союзе.
Изменения в порядке валютного контроля
внешнеторговой деятельности
Федеральным законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29.12.98 N 192-ФЗ были внесены изменения (ст. 20) в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1, в соответствии с которыми переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций, отныне будут считаться текущими валютными операциями только в том случае, когда такое кредитование внешнеторговых операций осуществляется на срок до 90 дней (напомним, что ранее этот срок был вдвое больше - до 180 дней). Соответственно, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) должны быть отнесены к валютным операциям, для совершения которых необходимо специальное разрешение. Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа по внешнеторговому контракту на срок более 90 дней определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
Особое внимание органы, осуществляющие таможенно - банковский контроль, уделяют срокам зачисления экспортной валютной выручки.
В связи с этим ГТК России и ЦБ РФ подготовили совместное письмо "Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров" от 23.09.98 N 01-42/19930 и N 242-Т. Отмечая тенденцию к учащению случаев непоступления валютной выручки на счета экспортеров в сроки, заявленные при таможенном оформлении экспортируемых товаров, руководители ГТК России и ЦБ РФ еще раз обратили внимание участников внешнеэкономической деятельности на то, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации является обязательным условием осуществления экспортных операций (ч. 1 ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"; п. 8 Указа Президента Российской Федерации "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14.06.92 N 629; п. 7 Указа Президента Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"). Незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета, открытые в уполномоченных банках, в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенно - банковского контроля (прежде всего в паспорте сделки), независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил. Статьей 273 ТК РФ за такое правонарушение предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с применением дополнительного альтернативного взыскания в виде конфискации таких товаров, взыскания их стоимости, отзыва лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, экспортеры могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" за нарушение требований, предъявляемых к составлению отчетности и представлению информации (штраф в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке).
В письме ГТК России и ЦБ РФ от 01.10.98 N 01-23/20506 и N 266-Т предусмотрен ряд дополнительных мер по усилению контроля за своевременной и полной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров.
В частности, руководители ЦБ РФ и ГТК России приняли решение об активизации совместных проверок соблюдения экспортерами и уполномоченными банками сроков возврата валютной выручки от экспортных поставок, уделив при этом первоочередное внимание вопросам репатриации валютной выручки от экспорта природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов. В этих целях создаются специальные рабочие группы, объединяющие специалистов региональных таможенных управлений и территориальных учреждений ЦБ РФ.
Другое важное

Круче векселя бумаги нет  »
Комментарии к законам »
Читайте также