Статья 20. основания для прекращения права пользования недрами. право пользования недрами прекращается:

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17-1 настоящего Закона.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Комментарий к статье 20
В комментируемой норме законодателем предусмотрены два варианта прекращения права пользования недрами: полностью либо частично. Часть первая ст. 20 содержит основания, по которым право пользования недрами прекращается полностью. Часть вторая ст. 20 определяет основания, по которым право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
Статьи 8, 407 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей и основания их прекращения. Согласно этим нормам гражданские права и обязанности возникают и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают или прекращают гражданские права и обязанности.
При получении лицензии недропользователь берет на себя обязательство в установленный срок закончить все работы, связанные с горнодобывающей деятельностью. Согласно ст. ст. 192, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно быть выполнено в определенный срок, и, соответственно, это влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий - прекращение права пользования недрами. Вследствие определенных действий граждан или юридических лиц - отказ владельца лицензии от права пользования недрами - также прекращается право пользования недрами. В лицензии могут быть зафиксированы определенные условия, с наступлением которых прекращается право пользования недрами. Это могут быть ликвидация юридического лица либо издание акта государственного органа, в результате которого дальнейшая реализация права пользования конкретным участком недр становится затруднительной или невозможной; завершение горнодобывающих работ до срока, определенного в лицензии, и т.д.
В случае переоформления лицензии, согласно ст. 17-1, ч. 1, когда при реорганизации предприятия прежнему пользователю недр не принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия, право пользования недрами также прекращается.
Часть вторая статьи 20 закрепляет основания досрочного прекращения, приостановления либо ограничения права пользования недрами. Эти основания подразделяются на основания субъективного (по вине недропользователя либо по его инициативе) и объективного характера (форс-мажорные и иные обстоятельства).
Пункты 1, 4 можно объединить в группу оснований прекращения права пользования недрами объективного характера, а пункты 2, 3, 5, 7 - в группу оснований субъективного характера.
Статья 24 Закона Российской Федерации "О недрах" определяет основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. П. 7 части 5 вышеуказанной статьи предусматривает возможность запрещения ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных веществ, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил. Поэтому в части 2 комментируемой статьи основанием досрочного прекращения, приостановления либо ограничения права пользования недрами является возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Подтопление шахты, нарушение устойчивости нефтяной платформы на море в силу определенных природных процессов, возникновение других чрезвычайных обстоятельств природного характера либо ведение военных действий на территории деятельности субъекта права недропользования также является основанием принудительного ограничения либо приостановления права пользования недрами.
Существенные условия лицензии закреплены в ст. 12 Закона Российской Федерации "О недрах". Если недропользователь нарушил границы земельного либо горного отвода, уровень добычи минерального сырья либо не уложился в сроки начала работ (подготовка технического проекта, выход на проектную мощность, предоставление геологической информации и т.д.), вовремя не осуществил платежи, взимаемые при пользовании недрами, то орган, предоставивший лицензию, вправе досрочно прекратить, приостановить либо ограничить право пользования недрами до устранения нарушения.
Правила пользования недрами включают в себя соблюдение требований по безопасному ведению работ; порядка разработки месторождений полезных ископаемых, первичной переработки минерального сырья; условий застройки площадей залегания полезных ископаемых; условий землепользования площадей залегания полезных ископаемых; требований экологического законодательства и др. Систематическое нарушение этих правил означает, что пользователь недр не выполняет природоохранных мероприятий; застройку площадей ведет с нарушением правил технической и экологической безопасности; не соблюдает технологические схемы переработки минерального сырья; разработку месторождений ведет с нарушением утвержденных технических проектов и т.д. Вышеперечисленные обстоятельства служат основанием для досрочного прекращения, приостановления либо ограничения права пользования недрами.
То же самое относится и к соблюдению сроков пользования недрами. Лицензия, которую получает недропользователь, содержит данные (согласно ст. 12 Закона) о сроках начала работ, сроках представления технико-экономического обоснования, сроках подготовки проектов рекультивации нарушенных земель, ликвидации или консервации горных выработок.
Например, если недропользователь получил совмещенную лицензию (на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых), но в течение 5 лет, отведенных на геологическое изучение недр, не приступил к данному виду работ, орган, предоставивший эту лицензию, вправе ограничить, приостановить либо досрочно прекратить право недропользования.
Согласно Положению "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр" <*> при ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу, т.е. прекращается право пользования недрами. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случаях:
--------------------------------
<*> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 775; Сборник нормативных актов и документов в двух томах "Лицензирование отдельных видов деятельности" // М.: Изд-во "Спарта", 1995. Т. 2. С. 315.
представления владельцем лицензии соответствующего заявления:
несоблюдения лицензиатом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих выполнение лицензируемых работ;
нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
ликвидации юридического лица, которому была выдана лицензия, или внесения в его устав изменений, влияющих на возможность выполнения лицензионных условий.
Если недропользователь не согласен с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, он вправе обжаловать это решение в административном или, согласно п. п. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, в судебном порядке.
Как показывают контрольные проверки, проводящиеся органами госгеоконтроля, на практике имеются многочисленные случаи невыполнения условий лицензий, а также попытки их незаконной переуступки <*>. В то же время лишить лицензии недобросовестных недропользователей не так-то просто. Попыткой как-то переломить ситуацию явилось издание Приказа министра природных ресурсов Российской Федерации В. Орлова 25 августа 1997 г. N 139 "О проверке реализации выданных лицензий на право пользования недрами". Как следует из преамбулы, в целом по стране в 1996 году при проверке лишь пяти процентов общего числа объектов недропользования выявлено 2,5 тысячи фактов нарушения стандартов рационального использования, изучения и охраны недр, по которым 1574 предприятиям - нарушителям направлены предписания, 228 лицензий изъято, еще по 532 лицензиям должен быть поставлен вопрос об изъятии в связи с длительной задержкой сроков начала работ.
--------------------------------
<*> Вереземский С. Пароль - "лицензия", отзыв - "не готов"! // Нефть и капитал. 1997. N 11. С. 23.
Однако это по большей части относится к лицензиям на право добычи общераспространенных полезных ископаемых. По данным А. Стругова, начальника нормативно-правового управления Минприроды Российской Федерации, если из общего числа выданных за 1993 - 1996 годы 24,5 тысяч лицензий было аннулировано 367 (1,5%), то из 2147 лицензий (менее 10% общего числа), предусматривающих геологическое изучение, разведку и разработку месторождений нефти и газа, было изъято лишь 32 лицензии.
Но такой скромный показатель, к сожалению, не является критерием благополучия в недропользовании по нефтегазовым объектам. Напротив, геологоразведочные и нефтегазопромысловые предприятия, почти повсеместно нарушающие установленные в лицензиях сроки, технологии и объемы производства работ на месторождениях, ссылаясь на объективные экономические трудности, продолжают работать. А государственные геологические комитеты, фиксирующие нарушения, как правило, решаются требовать отзыва лицензий только по тем месторождениям, где давно минули установленные сроки начала работ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации слабо подключаются к процессу проверки лицензионных соглашений и принятию мер по активизации работы недропользователей либо по изъятию в установленном порядке лицензий у недропользователей, грубо нарушающих условия соглашений.
Прекращение действия лицензии на действующем промысле (если возникает реальная угроза жизни и здоровью работников без вины недропользователя или в результате чрезвычайных обстоятельств), согласно Закону Российской Федерации "О недрах", обязывает государство нести расходы по консервации и ликвидации предприятия, в то время как застраховавший свое имущество недропользователь не несет особых потерь. В этом случае территориальное подразделение Минприроды Российской Федерации не заинтересовано в отзыве лицензии, т.к. это повлечет непредусмотренные расходы.
Кроме того, для неисполнения условий лицензии вовсе не обязательно вступать в противоречие с законодательно установленными правилами пользования недрами. Положение о порядке лицензирования пользования недрами (п. 15.11) дает недропользователю такую "свободу выбора", что доказать предумышленный характер его действий становится почти невозможно. Срок действия лицензии на разработку месторождений составляет, как правило, 20 лет, и при "изменении условий, связанных с реализацией минерального сырья", владелец лицензии может временно приостановить работы, законсервировать и даже ликвидировать горнодобывающее предприятие, хотя время консервации включается в общий срок лицензии. Справедливости ради надо заметить, что при затягивании периода консервации или при нарушении его условий, которые могут привести к порче месторождения, недропользователю все-таки грозит потеря лицензии.
Сегодня реально и без лишних затрат осуществить отзыв лицензии можно, пожалуй, только на основании п. 5 ч. 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", когда пользователь в течение установленного в лицензии срока не приступил в пользованию недрами в предусмотренных объемах. В этих случаях легче всего доказать нарушение, но главное, нет необходимости решать вопрос о финансировании консервации промыслов и компенсации бывшему недропользователю стоимости оборудования, которое нельзя снять со скважин, не нанося ущерба месторождению.
Таково мнение о сложившейся ситуации в области прекращения права пользования недрами ряда специалистов.

К тексту закона »
Читайте также