Как связаться с уполномоченным по правам человека

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
А. АНАНЬИН
А. Ананьин, редактор отдела.
Убедительно прошу вас сообщить адрес, рабочие телефоны, другую информацию об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и его компетенции.
Заранее благодарен, юрисконсульт, А.Лукашов (Москва).
С 1998 года эту должность занимает Олег Орестович Миронов, профессор, доктор юридических наук, академик Академии социальных наук, экс - депутат Государственной Думы от Энгельского одномандатного избирательного округа Саратовской области. Его деятельность, права, обязанности, гарантии их свободного осуществления регламентируются Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 г.
Где располагается Уполномоченный?
Согласно ст. 42 Федерального конституционного закона местом постоянного нахождения Уполномоченного является Москва. А если еще точнее, он сам и его аппарат располагаются по адресу: 103084, Москва, ул. Мясницкая, 47. Телефон для справок: (095) 2073969.
Кто может обратиться к Уполномоченному с жалобой?
Граждане Российской Федерации и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 15).
Какие жалобы рассматривает Уполномоченный?
Жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ч. 1 ст. 16).
Какие жалобы Уполномоченный не рассматривает?
Это жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Как оформить жалобу?
Она должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (ст. 17). Подчеркнем, жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной (ст. 18).
Как доставить жалобу Уполномоченному?
Лучше всего по почте. Если же заявитель находится в Москве, можно занести ее по указанному ранее адресу и сдать сотруднику аппарата. Следует иметь в виду, что в силу объемности документов, которые должны прилагаться к жалобе, необходимости внимательно вникнуть в суть проблемы, проконсультироваться со специалистами и т.д. Уполномоченный не ведет личного приема заявителей.
Может ли подать жалобу отбывающий наказание в виде лишения свободы?
Безусловно. Это может сделать любое лицо, находящееся в местах принудительного содержания. Администрация таких мест обязана в течение 24 часов, без просмотра (!) направить жалобу Уполномоченному (ст. 19).
Имеет ли Уполномоченный право отказать в принятии жалобы к рассмотрению?
Получив жалобу, он имеет право: принять ее к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Он не подлежит обжалованию (ст. 20). Подача жалобы Уполномоченному в субъекте Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению.
Может ли Уполномоченный принимать какие-либо меры по собственной инициативе?
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особе общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции (ст. 21).
Что имеет право предпринять Уполномоченный по итогам рассмотрения жалобы?
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя и в случае установления факта нарушения его прав принять меры в пределах своей компетенции. В частности, он вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного, уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 29). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить ему в письменной форме.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 26.02.1997 N 1-ФКЗ
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997)
Российская юстиция, N 5, 1999

Условия реализации права на обращение за судебной защитой  »
Комментарии к законам »
Читайте также