ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С.К. ОСИПОВ
Осипов Сергей
Константинович
Заместитель
руководителя Центрального регионального
центра Федеральной службы России по
валютному и экспортному контролю.
Родился 7 июня 1958 г. в Москве. В 1980 г. окончил
факультет международных экономических
отношений МГИМО МИД СССР.
1980 - 1984 гг. -
старший экономист Торгпредства СССР в
Анголе; 1984 - 1987 гг. - эксперт, старший эксперт
Управления торговли со странами Африки
Минвнешторга СССР; 1987 - 1989 гг. - старший
эксперт Главного управления экономических
связей со странами Африки и Латинской
Америки МВЭС СССР; 1989 - 1993 гг. - начальник
экономического отдела Торгпредства СССР
(РФ) в Мозамбике; 1993 - 1995 гг. - главный
специалист, начальник отдела Африки МВЭС
России; с марта 1995 г. и по настоящее время -
заместитель руководителя ЦРЦ ВЭК России.
Отдельные статьи по внешнеэкономической
тематике публиковались в
специализированных периодических
изданиях, включая журнал "Внешняя торговля
СССР".
Государство, устанавливая нормы
права, регулирующие валютные отношения,
определяет ответственность хозяйствующих
субъектов за нарушение содержащихся в этих
нормах требований. В свете изменений,
которые были внесены в российское
законодательство после валютно -
финансового кризиса 1998 г., обоснованно
ставится вопрос о необходимости
совершенствования действующего в этой
сфере правового механизма
государственного принуждения.
В данном
контексте определенный интерес может
представлять анализ соответствующих
положений национального валютного
законодательства и административно -
судебной практики их применения, в том
числе с точки зрения их исторической
эволюции.
В рамках государственной
валютной монополии, введенной первыми
декретами советской власти и действовавшей
в течение почти 70 лет, право на совершение
сделок с валютными ценностями на
территории СССР предоставлялось
ограниченному кругу государственных
ведомств и организаций при фактически
полном запрете на участие в них советских
граждан. При этом вся организационно -
правовая система управления валютными
отношениями была построена таким образом,
что возможность несанкционированного
участия в них юридических лиц абсолютно
исключалась.
Соответственно,
субъектами нарушений правил о валютных
операциях являлись только физические лица
(как должностные, так и частные), а сами
нарушения рассматривались, в первую
очередь, как уголовные преступления.
При этом ответственность за нарушение
правил о валютных операциях в советском
уголовном законодательстве
последовательно ужесточалась, вплоть до
введения в начале 60-х годов исключительной
меры наказания - смертной казни - за
спекуляцию валютными ценностями или
ценными бумагами в виде промысла или в
крупных размерах, а равно нарушение правил
о валютных операциях лицом, ранее
осужденным за такие же преступления (Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля
1961 г. "Об усилении уголовной
ответственности за нарушение правил о
валютных операциях" <*> и Закон РСФСР от 25
июля 1962 г. "О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс РСФСР"
<**>).
--------------------------------
<*>
Ведомости ВС СССР. 1961. N 27. Ст. 291.
<**>
Ведомости ВС РСФСР. 1962. N 29. Ст. 449.
Однако
применение даже самых суровых мер
наказания не остановило прогрессирующий
рост нарушений валютного законодательства,
что в определенной степени подтвердило
назревшую необходимость смягчения
действовавших в данной области
ограничений.
Возможность совершения
гражданами сделок с валютными ценностями
была законодательно закреплена Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 30
ноября 1976 г. "О сделках с валютными
ценностями на территории СССР" <*>,
установившим случаи, в которых разрешалось
участие физических лиц в валютных
операциях: дарение валютных ценностей
близким родственникам, завещание и
приобретение по праву наследования
валютных ценностей, сделки купли - продажи,
обмена и дарения в целях
коллекционирования единичных экземпляров
монет, а также расчеты в иностранной валюте
и иными валютными ценностями при оплате
товаров и услуг в уполномоченных магазинах
и организациях.
--------------------------------
<*> Ведомости ВС СССР. 1976. N 49. Ст. 712.
Тем
же Указом сделки с валютными ценностями, не
соответствующие его требованиям,
признавались недействительными, и особо
оговаривалось, что скупка, продажа и обмен
валютных ценностей либо использование их в
качестве средства платежа, совершенные в
нарушение установленных правил обращения
валютных ценностей, влекут за собой
административную или уголовную
ответственность в соответствии с
законодательством СССР.
Административная ответственность в виде
денежных штрафов с конфискацией валюты и
платежных документов была установлена за
незаконные валютные операции в небольших
размерах - до 25 рублей (Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. "Об
ответственности за незаконные операции с
иностранной валютой и платежными
документами" и постановление о порядке его
применения от той же даты <*>).
--------------------------------
<*> Ведомости ВС
СССР. 1976. N 49. Ст. 713 - 714.
Кроме того, Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3
февраля 1977 г. <*> из УК РСФСР была
исключена статья 154.2, предусматривавшая
уголовную ответственность за повторные
незаконные операции в небольших размерах с
иностранной валютой или ценными
бумагами.
--------------------------------
<*>
Ведомости ВС РСФСР. 1977. N 6. Ст. 129.
В то же
время согласно Постановлению Пленума
Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. N 3
<*>, посвященному обзору судебной
практики по уголовным делам о нарушении
правил о валютных операциях, такие
нарушения, а также спекуляция валютными
ценностями продолжали рассматриваться как
посягательство на валютную монополию
Советского государства и относились к
категории тяжких преступлений.
--------------------------------
<*> Бюллетень
Верховного Суда СССР. 1980. N 3. С. 17 -
21.
Содержащиеся в указанном
Постановлении толкования действовавшего
валютного законодательства могут быть
полезны и при анализе современной
правоприменительной практики в данной
области.
Пленум, в частности,
разграничил основания признания сделок в
одних случаях недействительными, в других -
незаконными, отметив, что
недействительными являлись разрешенные
законодательством валютные сделки, которые
совершались гражданами в нарушение порядка
их осуществления, установленного
уполномоченными на то государственными
органами, включая Минфин СССР.
Нарушением же правил о валютных операциях,
вследствие которого наступала
административная или уголовная
ответственность, т.е. незаконными сделками
признавались лишь незаконная скупка,
продажа и обмен валютных ценностей либо
использование их в качестве средства
платежа, если они совершены на территории
СССР.
Все иные сделки с валютными
ценностями не образовывали состава
преступления, предусмотренного статьей 88
УК РСФСР и соответствующими статьями УК
других союзных республик.
Пленум особо
обратил внимание судов на то, что в
соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. "О
сделках с валютными ценностями на
территории СССР" уголовная ответственность
наступала лишь за незаконные операции с
валютными ценностями, совершенные на
территории СССР, поэтому, например,
незаконные сделки граждан с советскими
деньгами за границей не образовывали
состава преступления, предусмотренного
статьей 88 УК РСФСР и соответствующими
статьями УК других союзных республик.
В
Постановлении Пленума подчеркивалась
необходимость соблюдения судами
требований закона о применении к
осужденным за нарушение правил о валютных
операциях и спекуляцию валютными
ценностями дополнительной меры наказания в
виде конфискации имущества и обязательной
конфискации валютных ценностей.
В тех
случаях, когда по воле собственника
валютные ценности стали объектом
преступной сделки, таковые подлежали
обращению в доход государства, даже если
собственник по каким-либо основаниям не был
привлечен к уголовной ответственности.
После отмены уголовной ответственности за
повторные незаконные сделки с валютными
ценностями в небольших размерах они стали
подпадать под признаки административного
правонарушения.
В соответствии со
статьей 153 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях (КоАП
РСФСР), принятого 20 июня 1984 г., незаконная
скупка, продажа, обмен или использование в
качестве средства платежа иностранной
валюты, платежных документов в иностранной
валюте или банковских платежных документов
в рублях, приобретаемых за иностранную
валюту с правом обращения их в такую валюту,
в том числе спекуляция этими ценностями,
если стоимость предмета незаконной
операции не превышает 25 рублей, влечет
наложение штрафа в размере до 100 рублей с
конфискацией валюты и платежных
документов. Те же действия, совершенные
повторно в течение года после наложения
административного взыскания, влекут
наложение штрафа в размере до 200 рублей с
конфискацией валюты и платежных
документов.
Начавшийся со второй
половины 80-х годов переход от
государственной валютной монополии к
валютному регулированию был
законодательно закреплен в Законе СССР от 1
марта 1991 г. "О валютном регулировании" <*>,
статья 21 которого предусматривала
гражданско - правовую, административную и
уголовную ответственность виновных в
нарушении положений валютного
законодательства. При этом какие-либо
конкретные санкции самим Законом не
устанавливались.
--------------------------------
<*> Известия. 1991. 12 марта.
В отличие от
упомянутых положений Указа от 30 ноября 1976 г.
Закон СССР "О валютном регулировании"
предусматривал недействительность только
совершенных в нарушение установленного
Госбанком СССР порядка сделок с
использованием валюты СССР и расчетов в
рублях.
Ликвидация государственной
монополии внешней торговли и тесно
связанной с ней валютной монополии привела
к стремительному расширению круга
хозяйствующих субъектов, занятых в сфере
внешнеэкономических связей и валютных
операций. Из-за отсутствия у большинства из
них опыта такой деятельности, а также
прямых злоупотреблений этот объективно
необходимый процесс сопровождался
неоправданными потерями для национальной
экономики. В результате бесконтрольного и
ничем не компенсировавшегося вывоза из
страны валютных и материальных ресурсов
валютно - финансовое положение России стало
критическим, что потребовало усиления
валютного контроля и установления
административной ответственности за
нарушение положений формирующегося
валютного законодательства.
При
определенной преемственности правовых
норм в части валютного регулирования в
принятом 9 октября 1992 г. Законе "О валютном
регулировании и валютном контроле" <*> по
сравнению с упомянутым выше союзным
Законом значительно более подробную
регламентацию получили вопросы валютного
контроля и ответственности за нарушение
валютного законодательства. В отличие от
советского периода основными субъектами
такой ответственности стали юридические
лица.
--------------------------------
<*>
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 14 резиденты,
включая уполномоченные банки, и
нерезиденты, нарушившие положения статей 2 -
8 Закона, несут ответственность в виде
взыскания в доход государства всего
полученного по недействительным в силу
того же Закона сделкам или необоснованно
приобретенного не по сделке, а в результате
незаконных действий.
Необходимо
отметить, что Закон "О валютном
регулировании и валютном контроле"
устанавливает недействительность как всех
сделок, заключенных в нарушение его
положений (п. 4 ст. 2 Закона), так и особо -
сделок купли - продажи иностранной валюты,
заключенных в нарушение его положений,
регламентирующих порядок их осуществления
(п. 3 ст. 4).
Согласно пункту 2 статьи 14
Закона резиденты, включая уполномоченные
банки, и нерезиденты за отсутствие учета
валютных операций, ведение учета валютных
операций с нарушением установленного
порядка, непредставление или
несвоевременное представление органам и
агентам валютного контроля документов и
информации несут ответственность в виде
штрафов в пределах суммы, которая не была
учтена, была учтена ненадлежащим образом
или по которой документация и информация не
были представлены в установленном порядке.
При этом предусмотрено, что порядок
привлечения к ответственности в таких
случаях устанавливается Банком России в
соответствии с законами РФ.
Пунктом 3
статьи 14 Закона установлено, что при
повторном нарушении указанных в ней
положений, а также за невыполнение или
ненадлежащее выполнение предписаний
органов валютного контроля резиденты,
включая уполномоченные банки, и
нерезиденты несут ответственность в
виде:
- взыскания в доход государства
сумм, указанных в пункте 1 статьи 14 Закона, а
также штрафов в пределах пятикратного
размера этих сумм, осуществляемого Банком
России в соответствии с законами РФ;
-
приостановления действия или лишения
резидентов, включая уполномоченные банки,
или нерезидентов выданных органами
валютного контроля лицензий и
разрешений;
- других санкций,
установленных законодательством РФ.
В
соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона
взыскание упомянутых в этой статье сумм
штрафов и иных санкций производится
органами валютного контроля, в том числе по
представлению агентов валютного контроля,
с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с
физических лиц - в судебном.
Таким
образом, основными видами материальных
санкций, предусмотренных Законом "О
валютном регулировании и валютном
контроле" за нарушение валютного
законодательства, являются взыскание всего
полученного по недействительным сделкам
или в результате незаконных действий, а
также штрафы за несоблюдение
установленного порядка учета валютных
операций.
При этом если положения
Закона о взыскании всего полученного по
недействительным сделкам и в результате
незаконных действий являются нормами
прямого действия, то порядок привлечения к
ответственности за нарушения в сфере учета
подлежит установлению Банком России.
Поскольку абсолютное большинство
хозяйствующих субъектов - юридические лица,
суммы штрафов и иных санкций, с которых
подлежат взысканию в бесспорном порядке,
случаи инициативного обращения органов
валютного контроля в судебные инстанции
являются скорее исключением, чем
правилом.
В свою очередь резиденты и
нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные
операции, а также нерезиденты,
осуществляющие операции с российской
валютой и ценными бумагами в российской
валюте, имеют право согласно пункту 1 "б"
статьи 13 указанного Закона обжаловать
действия агентов валютного контроля
соответствующим органам валютного
контроля, а также действия органов
валютного контроля в порядке,
установленном законодательством РФ.
Помимо административного порядка
обжалования действий