Влияние арбитражной практики на совершенствование законодательства
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В.
ЯКОВЛЕВ
В. Яковлев, председатель Высшего
Арбитражного Суда РФ, доктор юридических
наук, профессор.
В прошлом году был введен
в действие новый Закон о банкротстве.
Подобный акт является абсолютно
необходимым элементом рыночной экономики.
Но по нашему Закону о банкротстве можно
возбудить, независимо от пропорции долгов и
активов предприятия, процедуру банкротства
практически против любого участника
экономических отношений с автоматическим,
по существу, введением предусмотренных
Законом процедур, назначением арбитражных
управляющих и т.д. При этом многие важнейшие
вопросы на собраниях конкурсных кредиторов
решаются без участия государства как
кредитора. Закон быстро, на наших глазах,
был приспособлен для нового передела
собственности, в том числе с использованием
таких отработанных способов, как скупка за
бесценок долгов с целью сосредоточения в
одних руках прав кредиторов.
Резко
обострилась борьба вокруг кандидатов в
арбитражные управляющие. Это стало чуть ли
не основной проблемой данной категории дел.
Через управляющих происходит захват
управления чужим капиталом, в том числе и
своих конкурентов. Арбитражные суды
вследствие этого оказались в эпицентре
весьма напряженных процессов, и вокруг них
и их председателей в ряде мест возникло
ранее никогда не наблюдавшееся
напряжение.
Нельзя считать
случайностью резкое увеличение числа дел о
банкротстве. Если в 1996 году на рассмотрение
арбитражных судов поступило около 4 тыс.
дел, в 1997 году - около 6 тыс. дел о
банкротстве, то в 1998 году - около 13 тыс. дел,
т.е. произошел рост больше чем в 2 раза.
Причем очень часто эти требования
предъявляются в отношении крупнейших,
градообразующих предприятий.
Арбитражными судами по банкротству принято
к своему рассмотрению 8337 дел, в основном по
введению процедуры наблюдения, принято
около 5 тыс. решений о введении конкурсного
производства по несостоятельности
(банкротству). Из 2 тыс. с лишним процедур
внешнего управления лишь 69 закончились
восстановлением платежеспособности. Эти
процедуры внешнего управления, к сожалению,
в наших условиях оказываются весьма
малоэффективными.
На 1 января 1999 г. в
арбитражных судах на рассмотрении
находилось около 10 тыс. дел о банкротстве,
из них - 62,6% - это дела, связанные с открытием
конкурсного производства, т.е. дела, по
которым соответствующее предприятие
признали банкротом. Положение с этой
категорией дел вызывает большое
беспокойство. Высший Арбитражный Суд РФ
направил соответствующие предложения о
внесении изменений в Закон о банкротстве в
Правительство. Сейчас в Государственной
Думе на рассмотрении находятся два
законопроекта: "Об особенностях
банкротства естественных монополий в ТЭК" и
"Об особенностях банкротства применительно
к организациям оборонно - промышленного
комплекса".
Как предлагается решать эти
вопросы, например, в отношении предприятий
оборонно - промышленного комплекса?
Организация считается неспособной
удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам и исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязанности
не исполнены в течение 6 месяцев с момента
наступления даты исполнения и сумма
кредиторской задолженности превышает
балансовую стоимость имущества должника,
включая его права требования по
обязательствам. Заявление о признании
организации - должника банкротом
принимается арбитражным судом, если
требование в совокупности составляет не
менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты
труда. Таким образом, в законопроекте
совершенно другие критерии, нежели те,
которые применяются сейчас по действующему
Закону. Хотелось бы надеяться, что
Государственная Дума, Совет Федерации эти
два закона примут быстро, без особых
задержек, что внесет существенные
изменения в практику деятельности
арбитражных судов. Хотя можно было бы
рассматривать этот вопрос и шире, имея в
виду внесение изменений в Закон о
банкротстве в целом, а не только в отношении
двух категорий предприятий. Тем более что в
настоящее время мы получаем огромное
количество предложений из судов по
совершенствованию Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Постараемся все эти предложения обобщить и
использовать их в нашей дальнейшей работе,
в том числе во взаимодействии с
Государственной Думой и Советом
Федерации.
Эффективность отправления
правосудия в системе арбитражных судов
зависит в немалой степени от качества
применяемых законодательных актов.
Конечно, законодательство должно постоянно
совершенствоваться. Законодательное
управление Высшего Арбитражного Суда за
прошлый год подготовило 150 заключений на
законопроекты (в основном, конечно,
касающихся деятельности арбитражных
судов). Мы активно участвовали в работе над
проектами таких важнейших законов, как
первая часть Налогового кодекса, Бюджетный
кодекс, законопроекты в сфере
таможенного,
транспортного
законодательства, и т.д. Продолжается
работа, и она вошла уже в решающую стадию,
над проектом нового Арбитражного кодекса,
который мы намерены внести в
Государственную Думу в июле 1999 г. Имеется в
виду ускорение процедур рассмотрения
отдельных категорий дел, наиболее простых,
решение вопроса о секретаре судебного
заседания и т.д.
Уже накоплен большой
опыт применения законов "Об исполнительном
производстве", "О судебных приставах".
Обнаружилось довольно много изъянов в этих
законах, касающихся сроков исполнения,
обжалования постановлений, действий
судебных приставов - исполнителей,
оснований для прекращения исполнительного
производства, порядка и последствий
заключения мирового соглашения и т.д.
Материалы нашей судебной практики
использованы при подготовке замечаний и
предложений к проектам федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об исполнительном
производстве" и "О судебных приставах".
Такой проект внесен Президентом Российской
Федерации в Государственную Думу.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации старается развивать
международные связи, которые дают очень
много для совершенствования
законодательства, практики, для
рассмотрения споров с применением
положений международного частного права и
т.д. Так, в прошлом году 375 судей и
специалистов арбитражных судов приняли
участие в международных семинарах и
конференциях.
В марте 1998 г. Российская
Федерация активно участвовала в проведении
международной конференции в Париже. Эта
конференция работала под эгидой
Организации экономического сотрудничества
и развития. На ней присутствовали
руководители и эксперты стран Совета
Европы, известные ученые и юристы Франции,
Германии, США, Великобритании, Голландии,
Канады, Италии, Всемирного банка и
Европейского банка реконструкции и
развития и т.д.
Весьма продуктивными
оказались наши встречи с экспертами Совета
Европы в процессе работы над новым
вариантом нашего Арбитражного
процессуального кодекса. Мы установили
контакты и обменивались официальными
визитами с Верховным судом Китайской
Народной Республики, заключили
соответствующее соглашение с Верховным
судом Государства Израиль, подписали
документ о сотрудничестве с
соответствующими судебными органами
Канады и т.д. Все это помогает работе по
подготовке предложений о
совершенствовании законодательства.
Хотелось бы остановиться на некоторых
основных проблемах и задачах, которые
необходимо решать в ближайшее время.
Прежде всего это совершенствование нашего
процессуального законодательства. Мы
являемся членами Совета Европы, на нас
распространяется юрисдикция Европейского
Суда по правам человека. Там уже находится
несколько тысяч заявлений граждан нашей
страны. Думается, среди них есть и
предприниматели.
Конечно, Европейский
Суд по правам человека не будет отменять
наши решения, давать какие-то указания по
поводу совершенствования нашего
законодательства. Но он будет в необходимых
случаях в своих решениях констатировать,
что нарушаются какие-то права и не
обеспечивается эффективная судебная
защита каких-то конкретных прав, в том числе
в сфере предпринимательской деятельности,
и налагать за эти нарушения в порядке
возмещения материального и морального
вреда соответствующие суммы штрафов на
наше Российской государство.
Это само
по себе способно поставить страну в
достаточно сложное моральное положение. А
решения Европейского Суда выполняются
обязательно. Не было ни одного случая, когда
какое-то государство не выполнило решение
Европейского Суда. Нам по существу
предстоит пройти этот профессиональный
экзамен. И совершенно ясно, что задача на
сегодняшний день состоит в том, чтобы
внимательнейшим образом проанализировать
наше процессуальное законодательство и
практику и привести их в соответствие с
европейскими стандартами.
Известно, что
имеется примерно 90 модельных решений
Европейского Суда, которые касаются
судебной деятельности. Думается, надо их
все проанализировать и сопоставить наше
законодательство и практику с этими
европейскими моделями и попытаться
избавиться от всякого рода уязвимостей и
недостатков. Многое можно исправить до
того, как будут внесены изменения в наш
Арбитражный процессуальный кодекс, - просто
путем правильного толкования и применения
действующего Арбитражного процессуального
кодекса.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ
"О
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
Российская
юстиция, N 6, 1999