Кто защитит налогоплательщика?

О. ДЫГАЙ, Н. БАБАНИНА
О. Дыгай, аудитор аудиторской фирмы ООО "Юринформ - аудит".
Н. Бабанина, юрист юридической фирмы ЗАО "Юринформ В".
777777. Как с физического лица (предпринимателя без образования юридического лица) взыскивается недоимка по подоходному налогу, штраф за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, сумма сокрытого дохода и штраф в размере той же суммы?
Достаточно для этого решения начальника ГНИ, или ГНИ необходимо обратиться за таким решением в арбитражный суд? Рассматривает ли арбитражный суд при этом правомерность решения ГНИ? С какого момента на штрафы начисляются пеня (с момента составления акта, с момента вынесения решения начальником ГНИ или с момента вступления решения арбитражного суда)?

До 1 января 1999 г., то есть до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ, на налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 возлагалась ответственность в виде:
1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения (в том числе - подоходного налога) и штрафа в размере той же суммы;
2) штрафа за каждое из следующих нарушений:
- за отсутствие объекта налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекших за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период - в размере 10% доначисленных сумм налога;
- за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, - в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;
3) взыскания пеней с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится с физических лиц в судебном порядке путем обращения взыскания на полученные ими доходы, а в случае отсутствия доходов - на имущество этих лиц.
Срок исковой давности по претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен ст. 24 вышеназванного Закона и составляет три года.
Российское законодательство предоставляет налогоплательщику два способа защиты: в административном или судебном порядке. При этом право выбора того или иного способа защиты принадлежит налогоплательщику, т.е. он вправе использовать процедуру оспаривания решения налоговой инспекции "по подчиненности" вплоть до Госналогслужбы РФ или сразу обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой инспекции, проводившей проверку его финансово - хозяйственной деятельности и принявшей решение о взыскании финансовых санкций.
Сложившаяся судебно - арбитражная практика исходит из того, что эти способы не исключают друг друга. На любой стадии административного обжалования налогоплательщик вправе отказаться от данного способа защиты и обратиться в арбитражный суд. Как показывает статистика, судебные органы чаще, чем налоговые, признают недействительными решения ГНИ.
В настоящее время (то есть после вступления в силу НК РФ) налоговым законодательством (НК РФ) изменены основания и порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершенные ими налоговые правонарушения. Сразу же необходимо отметить, что положения НК РФ в соответствии со ст. 8 Закона о введении в действие части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения в действие части первой НК РФ, то есть после 1 января 1999 г.
Так, основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности является в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговое правонарушение, то есть виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика. НК РФ установлен перечень налоговых правонарушений, который является исчерпывающим. Среди налоговых правонарушений названы, в частности, такие, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) и другие. За совершение налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа, размер которого установлен в статье о правонарушении (п. 2 ст. 114 НК РФ).
Согласно ст. 101 НК РФ привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения может руководитель (заместитель руководителя) налогового органа своим решением (постановлением), которое выносится в течение десяти дней по результатам рассмотрения материалов (акта) камеральной или выездной проверки, выявившей нарушение налогового законодательства. (Камеральной проверкой ст. 88 НК РФ признает проверку, проводимую по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.) На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений (п. 3 ст. 101 НК РФ).
При неуплате в добровольном порядке сумм налоговых санкций налоговый орган в соответствии со ст. 104 НК РФ обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика. При неуплате в добровольном порядке сумм налога и пени взыскание с физического лица производится согласно ст. 45 НК РФ в судебном порядке. Рассмотрение таких дел (с участием предпринимателя без образования юридического лица) происходит в арбитражном суде (ст. 22 АПК РФ). При рассмотрении таких исковых заявлений суд анализирует в равной мере все материалы дела, в том числе и акты налогового органа, а при вынесении решения опирается только на законодательство, поскольку суд исходит из принципа равенства сторон и иных участвующих в деле лиц перед законом и судом (ст. 6 АПК РФ) и принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5 АПК РФ).
В любом случае в соответствии со ст. 108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога. А согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Причем сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке. При этом рассмотрение таких исковых заявлений происходит на тех же принципах, что были указаны выше.
Начисление пеней на штрафы, являющиеся санкцией за нарушение налогового законодательства, законодательством не предусмотрено, поскольку пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ является мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а не налоговой санкции.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N 147-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Бизнес-адвокат, N 11, 1999

Комментарии к законам »
Читайте также