Прерванный опыт: к истории судебного конституционного надзора в ссср (российский судья, 2005, n 7)

НАДЗОРА В СССР (1924 - 1933 ГГ.)
М.А. МИТЮКОВ
Митюков М.А., кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Выработанная в 1925 г. в Верховном Суде СССР концепция совершенствования конституционного надзора предопределила на ряд последующих лет дискуссии по этой проблеме и развитие законодательства. Первые штрихи этой концепции обозначаются и в литературе середины 20-х годов. Так, В.К. Дябло пропагандирует идею расширения инициативы Верховного Суда по конституционному надзору и изменений в его структуре "для быстрого разрешения конституционных вопросов" <*>.
--------------------------------
<*> Дябло В.К. Конституционный контроль законов за границей и в СССР // Советское право. 1925. N 3(15). С. 92.
В июле 1926 г. в развитие ранее выдвинутого предложения о предварительном конституционном надзоре за законопроектами А.Н. Винокуров обращается в Совнарком СССР с постановкой вопроса о предоставлении Председателю Верховного Суда СССР совещательного голоса на заседании Правительства, что позволило бы последнему "давать заключения по законопроектам", восходящим на утверждение СНК СССР с точки зрения их согласованности с Конституцией СССР". "Эти заключения, - по идее автора, - не будучи обязательными для СНК СССР, тем не менее, выражая мнение руководителя органа, на который возложен общий надзор за законностью, могут иметь важное значение для дальнейшего движения того или иного законопроекта, а также "выявить в полной мере инициативу по осуществлению функций Верхсуда по общему надзору за законностью" <*>.
--------------------------------
<*> См.: ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 9. Л. 35, 36 - 36 об.
Серьезным оппонентом проектам Верховного Суда СССР о расширении его полномочий, в том числе в сфере конституционного надзора, выступила Прокуратура Верховного Суда СССР, ссылаясь на то, что их реализация превратит Верховный Суд из экспертно-консультативного аппарата в "самостоятельно действующий орган" <*>. Критика касалась и расширения возможностей Верховного Суда СССР в разъяснении и толковании общесоюзного законодательства. Но 23 ноября 1926 г. Президиум ЦИК СССР "признал необходимым, впредь до образования Прокуратуры Союза ССР, отнести к компетенции Верховного Суда Союза ССР толкование общесоюзного законодательства" и предложил ближайшему Пленуму Верховного Суда представить проект соответствующего постановления на утверждение <**>. Такой проект был представлен в начале февраля 1927 г. в Президиум ЦИК. Им предусматривалось дополнить Положение о Верховном Суде СССР нормой о толковании этим судом общесоюзного законодательства по предложению Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, по запросам центральных органов и отдельных наркоматов СССР, по представлениям Председателя Верховного Суда СССР, центральных исполнительных комитетов, прокуроров и председателей верховных судов союзных республик. Постановлением Верховного Суда СССР по вопросам толкования придавался обязательный характер, но они в течение двух недель могли быть опротестованы названными органами и должностными лицами в Президиум ЦИК <***>.
--------------------------------
<*> См.: Винокуров А.Н. Президиуму ЦИК СССР. Объяснение по поводу протеста Прокурора Верхсуда СССР по отчету Верховного Суда СССР за 1925 г. (25 мая 1926 г.) // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 8. Л. 189 - 194.
<**> Интересно, что это постановление Президиум ЦИК принял по ходатайству Всесоюзного акционерного общества "Шерсть" о распространении на территории г. Жерки общесоюзного законодательства (см.: ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 13. Л.26, Д. 18. Л. 75).
<***> См.: Протокол N 5 XIII пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР от 27 января 1927 г. (§ 7) // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 1. Д. 22. Л. 10 об - 11; Оп. 10. Д. 13. Л. 25; Винокуров А.Н. Докладная записка в Президиум ЦИК СССР "По вопросу об отнесении к компетенции Верховного Суда Союза ССР толкования общесоюзного законодательства" (5 февраля 1927 г.) // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 13. Л. 24 - 24 об.
Однако вопрос о дополнении Положения о Верховном Суде СССР нормой о толковании общесоюзного законодательства и на этот раз, как и в 1923 г., не был законодательно решен в соответствии с уже складывающейся практикой и был передан в Комиссию Президиума ЦИК Союза ССР <*>, образованную 3 декабря 1926 г. для разработки проекта постановления об изменениях и дополнениях Положения о Верховном Суде СССР <**>.
--------------------------------
<*> Протокол N 2 заседания Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1927 г. (п. 4) // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д.18. Л. 77, 81.
<**> Эта комиссия с 18 июня 1927 года действовала в составе: Курский Д.И. (предс.), Пахомов Н.И., Киселев А.С., Тер-Габриелян С.М.; Винокуров А.Н., Красиков П.А. (см.: ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 13. Л. 240). В связи с назначением Д.И. Курского представителем СССР в Италии с 11 февраля 1928 г. Комиссию возглавил Н.И. Пахомов (см.: ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 6. Д. 1. Л. 123).
В эту Комиссию в декабре 1926 г. также переданы предложения Верховного Суда СССР о дополнениях и изменениях Положения о нем, сводящиеся к: 1) расширению инициативы Верховного Суда СССР в даче разъяснений и толкования общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик; 2) предоставлению ему права по собственной инициативе опротестовывать в Президиуме ЦИК СССР постановления центральных исполнительных комитетов и совнаркомов союзных республик в случае противоречия их Конституции СССР; 3) предоставлению права давать заключения и разъяснения по вопросам, вносимым в Верховный Суд центральными органами Союза и союзных республик; 4) образованию Президиума Верховного Суда СССР и др. <*>. Президиумом ЦИК СССР вопрос был поставлен не только об изменении и дополнении Положения о Верховном Суде СССР, но и об унификации всего законодательства о нем и Прокуратуре Верховного Суда СССР <**>. Последнее обуславливалось тем, что за годы существования Верховного Суда СССР было издано 16 актов, изменяющих и дополняющих Положение о нем <***>.
--------------------------------
<*> См.: Отчет о деятельности Верховного Суда СССР за 1926 г. // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 1. Д. 21. Л. 20; Деятельность Верховного Суда СССР за 1926 г. // Вестник Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верхсуда СССР. 1927. N 2(5). С. 39.
<**> См.: Винокуров А.Н. Об изменении и дополнении Положения о Верхсуде Союза ССР // Вестник Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верхсуда СССР. 1927. N 2. С. 3 - 7.
<***> См.: Лебединский В. Новое Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре // Советское строительство. 1929. N 10. С. 48.
Обсуждение предложений Верховного Суда СССР, подготовка и утверждение нового законодательного акта о нем проходили в весьма ожесточенной борьбе и затянулись более чем на два года <*>. За это время произошли серьезные изменения в стране: сворачивалась политика НЭПа, был взят курс на "реконструкцию народного хозяйства" и индустриализацию. В политической сфере завершалось оформление административно-командной системы. Все эти и многие другие обстоятельства сказались на остроте дискуссии о полномочиях Верховного Суда СССР.
--------------------------------
<*> Хотя проект нового Положения о Верховном Суде СССР уже был готов в июне 1927 г., тогда Верховный Суд СССР направил в Секретариат Президиума ЦИК СССР сравнительный текст нового проекта с действующими законодательными актами о Верховном Суде СССР (см.: ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 13. Л. 237).
Много возражений вызвало предложение о предоставлении Верховному Суду СССР права по своей инициативе опротестовывать не согласованные с общесоюзной Конституцией постановления и решения высших органов власти союзных республик. Противники этого утверждали, что такое право принадлежит лишь Президиуму ЦИК, который в случае юридической сложности вопроса может потребовать заключение от Верховного Суда СССР. Предоставление же последнему права по собственной инициативе опротестовывать постановления центральных исполнительных комитетов и совнаркомов союзных республик в Президиум ЦИК СССР "повело бы к передаче контроля над верховными органами союзных республик Верховному Суду" и к превращению их в органы, подчиненные этому суду, что поколебало бы их авторитет и значение как институтов, избираемых съездами советов и перед ним ответственных. Но А.Н. Винокуров обосновывал, что указанное расширение компетенции Верховного Суда не умаляет авторитет верховных органов союзных республик и не посягает на их права. Верховный Суд СССР лишь устанавливает факт нарушения Конституции Союза или общесоюзного законодательства и делает об этом представление Президиуму ЦИК СССР, который уже принимает решение о приостановлении или отмене неконституционных актов союзных республик.
Имелись оппоненты и другим предложениям Верховного Суда, касающимся конституционного надзора. В частности, выдвигались контраргументы расширению инициативы Верховного Суда СССР в проверке конституционности центральных органов и наркоматов СССР, союзного Совнаркома <*>.
--------------------------------
<*> См.: Винокуров А.Н. Указ. соч. С. 5 - 6.
Н.В. Крыленко полагал, что вопрос о пределах компетенции Верховного Суда СССР - "один из сложнейших и труднейших вопросов для разрешения" ввиду "неясности основного задания, которому должен отвечать Верховный Суд Союза". Он полагал, что сторонники расширения компетенции Верховного Суда хотят: 1) превратить его "во всеобщего толкователя всякого общесоюзного законодательства, а не только законодательства, имеющего отношение к судебной практике верховных судов союзных республик; 2) предоставить Верховному Суду свободную инициативу в области общесоюзного законодательства, т.е. превратить его в директивный наркомат юстиции общесоюзного масштаба; 3) возложить на Верховный Суд не только конституционный, но и общий надзор за закономерностью действий всех центральных органов власти, т.е. превратить его в орган коллективной прокуратуры...". Такой подход к расширению полномочий Верховного Суда не удовлетворял Н.В. Крыленко, поскольку превращал суд "в автономный, облеченный правом законодательной инициативы и толкования законов наркомат, наблюдающий за исполнением закона на территории всего Союза орган, лишь изредка разрешающий судебные споры". Но в то же время этот оппонент выступал за четкое разграничение конституционного и общего надзора за законностью, полагая, что "из всех намеченных функций лишь конституционные функции Верховного Суда не могут и не должны быть ни в малейшей степени уменьшены... конституционный надзор прокуратуры Союза должен быть ограничен обязательностью для последней раньше, чем входить в ЦИК Союза с представлением о нарушениях Конституции, входить с ним в пленарное заседание Верховного Суда Союза" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Крыленко Н.В. Суд и право в СССР. Часть 1. Основы судоустройства. М.; Л., 1927. С. 127 - 130.
В течение 1927 - начала 1928 гг. Комиссия Президиума ЦИК СССР по выработке Положения о Верховном Суде СССР обсудила предложения и многочисленные замечания к этому проекту. Прокуратура Верховного Суда СССР представила в Комиссию отдельный проект Положения о себе <*> и обозначила позицию по поводу компетенции Верховного Суда СССР. По интересующему нас предмету исследования она полагала, что Верховный Суд должен являться "органом предварительного рассмотрения вопросов конституционного (общего и судебного) надзора, подлежащих обязательному разрешению Президиумом ЦИК СССР, поскольку соответствующие вопросы вносятся на его рассмотрение правомочными на то органами Союза ССР и союзных республик", а также "органом толкования общесоюзного законодательства по вопросам административной практики Союза ССР и союзных республик, а равно разъяснений того же законодательства по вопросам, возникающим в судебной практике СССР и союзных республик...".
--------------------------------
<*> См.: ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 6. Д. 1. Л. 1.
Против расширения прав Верховного Суда СССР в области конституционного надзора выступили и некоторые союзные республики. УССР утверждала, что проект Положения "устанавливает универсальный общий надзор за законностью, осуществляемый в области административной и судебной, что явно противоречит статье 43 Конституции". Об этом же говорилось в замечаниях Туркменской ССР <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сводная таблица замечаний к проекту Положения о Верховном Суде СССР (19 июня - 9 сентября 1927 г.) // ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 6. Д. 1. Л. 41 - 45.
Верховный Суд СССР, наоборот, ссылаясь на необходимость "рационализации судебного аппарата", стал настаивать на том, чтобы "расширение его компетенции и инициативы" было дополнено признанием "за постановлениями Верховного Суда СССР по общему и судебному надзору решающего значения без внесения их предварительно на утверждение Президиума ЦИК Союза, с правом СНКа и СТО Союза ССР, Прокурора Верховного Суда СССР, ЦИКов союзных республик последующего их опротестования в Президиуме ЦИК СССР, в случае несогласия с ними". Это обосновывалось тем, что предшествующая практика свидетельствует о подавляющем утверждении Президиумом ЦИК СССР постановлений Верховного Суда по вопросам конституционного надзора. Поэтому признание за ними решающего значения "упростило бы и ускорило процедуру общего и судебного надзора... а вместе с тем подняло бы авторитет Верховного Суда Союза" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Представление Председателя Верховного Суда Союза ССР (к проекту Положения о Верховном Суде и Прокуратуре Верховного Суда в редакции Комиссии Президиума ЦИК СССР (16 февраля 1928 г.) // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 15. Л. 24 - 24 об.
16 февраля 1928 г. Комиссия Президиума ЦИК СССР завершила работу по разработке проектов положений о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, приняв решение объединить их в один документ. На этом заседании было отвергнуто предложение А.Н. Винокурова об участии Председателя Верховного Суда СССР в заседаниях СНК СССР с правом совещательного голоса <*>.
--------------------------------
<*> См.: Протокол N 6 заседания Комиссии Президиума ЦИК СССР по разработке проекта Положения о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР от 16 февраля 1928 г. // ГА РФ. Ф. 9474. Оп. 10. Д. 15. Л. 25 - 27.
Точка зрения Верховного Суда СССР на этом этапе по ряду позиций взяла верх. Практически в его редакции, за некоторыми исключениями, Комиссией внесен в Президиум ЦИК СССР проект Положения о Верховном Суде и Прокуратуре Верховного Суда СССР, который 25 февраля 1928 г. в основе был утвержден и передан СНК СССР и одновременно на заключение союзных республик.
Проект исходил из необходимости расширения прав Верховного Суда СССР. Ему предоставлялась возможность по собственной

Комментарии к законам »
Читайте также