Особенности несостоятельности
(БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ
ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА <*>
В.В.
ВИТРЯНСКИЙ
--------------------------------
<*>
Комментарий к Федеральному закону от 24.06.99 N
122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий топливно - энергетического
комплекса".
В.В. Витрянский, доктор
юридических наук.
С 1 июля 1999 г. вступил в
действие Федеральный закон "Об
особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий топливно - энергетического
комплекса", принятый Государственной Думой
4 июня 1999 г. <*>
--------------------------------
<*> См. с. 64. Далее - Закон об особенностях
банкротства субъектов ТЭК,
Закон.
Принятие такого законодательного
акта предусматривалось Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве)"
(ст. 189). Необходимость установления на
законодательном уровне специальных правил,
регулирующих особенности банкротства
субъектов естественных монополий,
диктуется их особым положением среди
участников имущественного оборота:
субъекты естественных монополий действуют
в тех сферах товарного рынка, где
отсутствует конкуренция
товаропроизводителей, и в этом смысле они
являются незаменимыми. Применение к ним
"общей мерки" банкротства наравне с другими
участниками имущественного оборота, в том
числе в части критериев и признаков
несостоятельности, может привести к
катастрофическим последствиям в целом для
российской экономики.
Новым Законом
охватываются правоотношения, связанные с
несостоятельностью (банкротством)
должников в наиболее важных сферах
деятельности субъектов естественных
монополий: транспортировка нефти и
нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам; транспортировка газа по
трубопроводам; услуги по передаче
электрической и тепловой энергии,
объединяемых понятием "естественная
монополия в топливно - энергетическом
комплексе" (далее - ТЭК).
Вместе с тем
Закон об особенностях банкротства
субъектов ТЭК выходит за рамки круга
субъектов естественных монополий ТЭК,
определенные Федеральным законом "О
естественных монополиях" <*> (ст. 3 - 4), и
распространяет свое действие на другие
организации ТЭК, при условии, что их
основная деятельность связана с
производством электрической, тепловой
энергии и добычей природного газа, при
осуществлении которой сумма выручки от
реализации производимых товаров, работ,
услуг превышает 70 процентов от общей суммы
выручки. Другое обязательное условие -
наличие у этих организаций имущества,
обеспечивающего непрерывный
производственный процесс снабжения
потребителей топливно - энергетическими
ресурсами (так называемый единый
производственно - технологический
комплекс). А применение каких-либо процедур
банкротства в отношении атомных
электростанций вовсе исключено.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст.
3426.
Основные особенности
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий ТЭК,
предусмотренные законом и имеющие значение
для арбитражно - судебной практики по
разрешению соответствующих споров,
касаются критериев и признаков
банкротства, требований к арбитражным
управляющим, оснований возбуждения дел о
банкротстве должников и порядка их
рассмотрения, проведения процедур
несостоятельности. Следует также
подчеркнуть, что установленные Законом об
особенностях банкротства субъектов ТЭК
специальные правила, регламентирующие
указанные особенности несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий, имеют приоритет над
соответствующими нормами Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)",
который подлежит применению в субсидиарном
порядке.
Критерии и признаки
несостоятельности
Как известно, по
общему правилу, касающемуся всех категорий
должников - юридических лиц, организация
(юридическое лицо) считается неспособной
удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам или исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязанности
не исполнены в течение трех месяцев с
наступления даты их исполнения. В основе
понятия "банкротство" лежит презумпция,
согласно которой участник имущественного
оборота (юридическое лицо), не оплачивающий
полученные им от контрагентов товары,
работы, услуги, а также не уплачивающий
налоги и иные обязательные платежи в
течение определенного срока (более трех
месяцев), не способен погасить свои
обязательства перед кредиторами (п. 2 ст. 3
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)").
Закон об особенностях
банкротства субъектов ТЭК исходит из иных
критериев несостоятельности: должник
считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не
исполнены им в течение шести месяцев с
момента наступления даты их исполнения и
сумма кредиторской задолженности
превышает балансовую стоимость имущества
должника, в том числе права требования (ст.
2).
Таким образом, в отношении этой
категории должников восстановлено
действие принципа "неоплатности", когда в
основе несостоятельности лежит превышение
кредиторской задолженности над имуществом
должника. Учитывая, что соотношение
дебиторской и кредиторской задолженности у
субъектов естественных монополий, как
правило, складывается не в пользу
последней, можно с большой степенью
вероятности предположить, что судебные
дела о банкротстве таких должников станут
редким явлением.
Однако нельзя не
видеть и "оборотную сторону медали":
длительное время не расплачиваясь с
кредиторами и не испытывая при этом страха
приближающегося банкротства, должник может
попасть в ситуацию, когда исполнение
судебных решений по искам кредиторов о
взыскании задолженности потребует
обращения взыскания на имущество, в том
числе входящее в единый производственно -
технологический комплекс субъекта
естественной монополии (трубопроводы,
энергоустановки, турбины и т.п.), при
отсутствии возможности получить
"спасательный круг" в виде одной из
реабилитационных процедур
несостоятельности (например, внешнего
управления).
В целях избежания такой
опасности в свое время предлагалось при
определении наличия (или отсутствия)
критериев банкротства сравнивать сумму
кредиторской задолженности не со всем
имуществом субъекта естественной
монополии, а с той его частью, которая не
входит в состав единого производственно -
технологического комплекса. К сожалению,
это положение "выпало" из законопроекта на
одной из стадий его принятия. Быть может,
некоторой компенсацией (довольно слабой)
этой потери послужит норма, согласно
которой, в случае если на основании решения
суда обращено (?!) взыскание на имущество
субъекта естественной монополии, входящее
в состав единого производственно -
технологического комплекса, руководитель
должника в течение десяти дней с момента
получения решения суда об обращении
взыскания на указанное имущество обязан
обратиться в арбитражный суд с заявлением о
банкротстве должника (п. 1 ст. 3
Закона).
Процессуальные
особенности
Прежде всего необходимо
отметить, что Закон об особенностях
банкротства субъектов ТЭК (ст. 6)
значительно поднял порог
подведомственности дел о банкротстве этой
категории должников: заявление о признании
должника банкротом может быть принято
арбитражным судом лишь в том случае, если
требования к должнику в совокупности
составляют не менее пятидесяти тысяч
минимальных размеров оплаты труда и
указанные требования не погашены в течение
шести месяцев.
Значительно ужесточены и
требования, предъявляемые к кредиторам,
инициирующим дело о банкротстве субъекта
естественной монополии в арбитражном суде:
кредитор, обращающийся в арбитражный суд с
заявлением о банкротстве должника, должен
приложить к своему заявлению либо решение
суда о взыскании соответствующей
задолженности, либо доказательства,
свидетельствующие о признании его
требований должником (например,
положительный ответ на претензию), либо
документы с исполнительной надписью
нотариуса. Иными словами, кредитор должен
доказать, что он, действуя добросовестно,
пытался получить с должника задолженность
в обычном порядке, а теперь обращается с
заявлением о банкротстве должника, имея к
нему обоснованные, установленные судом или
подтвержденные бесспорными документами
требования.
Расширен круг лиц,
участвующих в деле о банкротстве должника -
субъекта естественной монополии ТЭК: в их
число вошли орган управления топливно -
энергетическим комплексом, а также органы
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и местного самоуправления по
месту нахождения должника (ст. 7 Закона).
Закон о банкротстве субъектов ТЭК придает
определенное правовое значение действиям
должника по обжалованию актов
соответствующих органов исполнительной
власти в части утверждения тарифов (цен) на
электрическую и тепловую энергию, газ, на
перекачку нефти и транспортировку газа,
предшествовавшим возбуждению дела о
банкротстве, а также величине дебиторской
задолженности со стороны потребителей,
снабжение которых в соответствии с
законодательством не подлежит ограничению
или прекращению либо осуществляется в
обязательном порядке. Сведения о
соответствующих исках и о размере
задолженности таких потребителей должны
включаться должником в отзыв на заявление
кредитора о банкротстве должника (ст. 9).
Дело в том, что в соответствии со статьей 6
Федерального закона "О естественных
монополиях" к субъектам естественных
монополий применяются специальные методы
регулирования их деятельности, суть
которых как раз и состоит в установлении
тарифов (цен) на производимые ими товары,
работы и услуги, а также в определении
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и потребителей, в отношении
которых не допускается ухудшение их
обеспечения топливно - энергетическими
ресурсами ниже определенного минимального
уровня. Данное обстоятельство безусловно
подлежит учету при рассмотрении дел о
банкротстве субъектов естественных
монополий ТЭК.
В связи с этим становится
понятным положение, содержащееся в пункте 2
статьи 10 Закона об особенностях
банкротства субъектов ТЭК, согласно
которому в случае, если должником (до
принятия заявления о его банкротстве
арбитражным судом) было подано исковое
заявление в суд, арбитражный суд о
признании недействительным акта органа
исполнительной власти, установившего
заниженные тарифы (цены) на товары, работы
или услуги субъекта естественной
монополии, производство по делу о
банкротстве подлежит приостановлению до
принятия соответствующего судебного акта
по указанному исковому заявлению.
После
принятия такого судебного акта
производство по делу о банкротстве должно
быть возобновлено. Однако необходимо
учитывать, что признание акта органа
исполнительной власти недействительным
может служить дополнительным к указанным в
статье 51 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)"
основанием принятия решения об отказе в
признании должника банкротом. Такое
решение принимается арбитражным судом, в
частности, если им будет установлено, что
причиной неплатежеспособности субъекта
естественной монополии послужили
неправильно установленные тарифы (цены) на
его товары, работы, услуги (ст. 11
Закона).
Особые требования к арбитражным
управляющим
Как уже отмечалось, Закон об
особенностях банкротства субъектов ТЭК
предъявляет дополнительные требования к
кандидатурам арбитражных управляющих по
делам о банкротстве соответствующих
должников.
Арбитражным управляющим
(временным, внешним, конкурсным) может быть
назначено только такое физическое лицо,
которое имеет опыт работы в
соответствующих организациях топливно -
энергетического комплекса.
Кроме того,
необходимо учитывать, что по делу о
банкротстве субъекта естественной
монополии ТЭК управляющий действует на
основании не только лицензии арбитражного
управляющего, но и аттестата, выданного
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти в области ТЭК.
Таким образом, круг лиц, которые могут быть
назначены арбитражными управляющими,
ограничен профессионалами, имеющими
специальную подготовку. Этот круг еще более
сужается, когда речь идет о назначении
внешнего управляющего для осуществления
мер по восстановлению платежеспособности
должника в рамках процедуры внешнего
управления. Теперь подбор кандидатуры
внешнего управляющего и его представление
арбитражному суду возложены на федеральный
орган исполнительной власти в области ТЭК,
уполномоченный Правительством Российской
Федерации (ст. 15 Закона). Указанной
кандидатуре отдается безусловный
приоритет: общий порядок назначения
внешних управляющих, где преимуществом
пользуется кандидатура, одобренная
собранием кредиторов (ст. 71 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"),
может быть применен только в том случае,
если кандидатура внешнего управляющего не
представлена соответствующим федеральным
органом власти.
Особенности проведения
отдельных
процедур
банкротства
Содержащиеся в Законе об
особенностях банкротства субъектов ТЭК
специальные правила в той или иной степени
касаются всех процедур банкротства, за
исключением мирового соглашения.
В
отношении процедуры наблюдения
законодатель посчитал необходимым
ужесточить требования, предъявляемые к
порядку принятия первым собранием
кредиторов решения об обращении в
арбитражный суд с ходатайством о признании
должника банкротом. Для принятия такого
решения собранию необходимо набрать три
четверти от общего числа голосов
кредиторов. Кроме того, несмотря на наличие
такого решения собрания кредиторов,
представление органами исполнительной
власти и местного самоуправления
ходатайства о введении внешнего управления
делает для арбитражного суда обязательным
принятие определения о введении внешнего
управления (ст. 12 Закона).
Применительно
к таким процедурам, как внешнее управление
и конкурсное производство, специальные
правила, установленные Законом, направлены
главным образом на обеспечение сохранности
и целостности имущества субъекта
естественной монополии ТЭК, составляющего
его единый производственно -
технологический комплекс. Этим целям, в
частности, служат положения,
ограничивающие полномочия внешнего
управляющего по распоряжению имуществом
должника в период внешнего управления:
последний ни при каких условиях не вправе
отчуждать имущество, входящее в единый
производственно - технологический комплекс
должника. Более того, не допускаются
перепрофилирование или закрытие
производства, связанного с
функционированием единого производственно
- технологического комплекса, а также любые
иные меры по восстановлению
платежеспособности должника, не отвечающие
требованиям его безопасного
функционирования (статьи 17 и 19 Закона).
Сделки по отчуждению имущества должника -
субъекта естественной монополии ТЭК,
входящего в состав единого производственно
- технологического комплекса, совершенные
после возбуждения дела о банкротстве (в