Пятьдесят грамм за гибдд!
И. КУЗЬМИН, А. КУЗЬМИН
И. Кузьмин,
юрист.
А. Кузьмин, кандидат медицинских
наук.
У нас нет сухого закона для
водителей на дорогах. Употребление
алкоголя за рулем не запрещено, а, как на
Западе, ограничено.
Не вступая в конфликт
с законом водитель в зависимости от своего
веса имеет право выпить до 50 и более граммов
чистого спирта или соответствующее
количество его в составе спиртных напитков.
Однако правовой нигилизм и медицинское
невежество позволяют незаконно привлекать
водителей к административной
ответственности за употребление
алкоголя.
Итак, почему у нас нет сухого
закона для водителей, почему выпивка за
рулем не запрещена, а ограничена?
Дело в
самом законодательстве. Отношение
водителей к алкоголю определяют Правила
дорожного движения. Они устанавливают
правовую норму, дают ее четкую формулировку
(п. 2.7). Юридическая ответственность за ее
нарушение предусмотрена административным
законодательством.
В названных
документах дается понятие "алкогольного
опьянения". Однако определение содержания
его в Правилах дорожного движения
отсутствует. Благодаря этому
административная практика игнорирует
общеизвестные медицинские факты и
отождествляет алкогольное опьянение и
употребление алкоголя в малых дозах,
недостаточных для опьянения.
Подмена
понятий, уравнивание их между собой создают
иллюзию сухого закона на дорогах. Однако
водительских прав лишают реально не только
за вождение в состоянии опьянения, но даже
за кружку или стакан пива. Между тем
пол-литра пива, скажем "Жигулевского", может
вызвать опьянение только у водителя при
весе его менее 30 килограммов.
По
медицинским нормативам (Временная
инструкция о порядке медицинского
освидетельствования для установления
факта употребления алкоголя и состояния
опьянения Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г.
N 06-14/33-14; Медицинское освидетельствование
для установления факта употребления
алкоголя и состояния опьянения. Инструкция
Минздрава СССР от 2 сентября 1999 г. N 06-14/33-14),
при освидетельствовании подозреваемого в
правонарушении вследствие употребления
спиртных напитков врач обязан установить
одно из следующих состояний:
- трезв,
признаков употребления алкоголя нет;
-
установлен факт употребления алкоголя,
признаки опьянения не выявлены;
-
алкогольное опьянение;
- алкогольная
кома;
- состояние одурманивания,
вызванное наркотическими или другими
веществами;
- трезв, имеются признаки
нарушения функционального состояния,
требующие отстранения от работы с
источником повышенной опасности по
состоянию здоровья. Поскольку водителю
запрещено управлять транспортным
средством только в состоянии алкогольного
опьянения, постольку вождение под влиянием
малых доз, недостаточных даже для легкого
опьянения, является правомерным действием,
а не правонарушением.
Приведенные
данные свидетельствуют, что опьянение - не
единственное, а лишь одно из проявлений
острой алкогольной интоксикации. Именно
опьянение, а не сам факт употребления
алкоголя, выделяет и признает опасным при
вождении законодатель. Похмельное
состояние также не включено в правовую
норму. Лица, находящиеся в похмельном
состоянии, когда интоксикация организма
обусловлена не самим алкоголем, а
продуктами его неполного распада, по
медицинским нормативам признаются
трезвыми. Они не подлежат
административному наказанию, а должны быть
отстранены от вождения по состоянию
здоровья. Между тем они нередко, как и
употреблявшие алкоголь в малых,
недостаточных для опьянения дозах,
незаконно попадают в категорию
правонарушителей.
Таким образом, у нас
нет на дорогах сухого закона, и
ненаказуемое употребление алкоголя для
водителей ограничено той дозой, превышение
которой вызывает опьянение. Пока действует
нынешнее законодательство, для водителей
нет проблемы - пить или не пить за рулем. Это
личное дело каждого водителя. Есть лишь
проблема: сколько выпить, чтобы при
переборе своей нормы, сев за руль, не
вступить в конфликт с законом. Как и на
Западе, водители должны уметь сами
рассчитать свою допустимую законом норму
выпивки.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.10.1993
N 1090
"О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО ДОПУСКУ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К
ЭКСПЛУАТАЦИИ И
ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ")
"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ
УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
И СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ"
(утв. Минздравом
СССР 02.09.1988 N 06-14/33-14)
Бизнес-адвокат, N 16,
1999