Два года действия уголовного кодекса рф: достижения и просчеты

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ <*>
А. НАУМОВ
-------------------------------
<*> Тезисы доклада на заседании Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия 24 июня 1999 г.
А. Наумов, заместитель директора Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
Цели и задачи разработки нового Уголовного кодекса и их реализация в его тексте. Как известно, в 1996 году в России принят новый Уголовный кодекс, который был введен в действие с 1 января 1997 г. Новое время потребовало создания Уголовного кодекса, основанного на новых исходных принципах, на отказе от старой и признании новой идеологии - приоритета общечеловеческих ценностей относительно всех других, в том числе классовых и национальных, решительного поворота к проблеме уголовно - правовой охраны прав и свобод человека как основополагающей идее уголовного законодательства, соответствию уголовно - правовых запретов рыночной экономике. При всей невероятной трудности законодателю в значительной мере удалось реализовать задуманное в тексте нового УК (в этом и следует видеть его "плюсы").
Реализация наиболее принципиальных новелл УК РФ в правоприменительной практике (по материалам статистики органов внутренних дел и судебной статистики). За основу взято статистическое "бытие" таких новелл, как: нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности и за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; нормы об ответственности за экологические преступления; некоторые нормы о преступлениях, являющихся проявлением организованной преступности. Известно, что многие практические работники правоохранительных органов резко критически оценивают указанные нормы в основном по причине того, что, по их мнению, они "не работают" (предмет доказывания по таким делам трудно доказуем; несовершенная конструкция диспозиций статей позволяет уходить от ответственности лицам, совершающим эти преступления; чрезмерное занижение санкций за экономические преступления неоправданно снижает их опасность). Однако материалы статистики органов внутренних дел и судебной статистики (при всей очевидной приблизительности первых) позволяют усомниться в справедливости таких оценок.
Так, в 1997 году органами внутренних дел зарегистрировано 19060 преступлений в сфере экономической деятельности, а осуждено за них 22242 человека. Эти же данные за 1998 год: 24865 преступлений и 29254 человека (превышение числа осужденных над количеством зарегистрированных деяний объясняется не только групповой преступностью, но и тем, что в числе рассмотренных судами в 1997 году дел об этих преступлениях оказались и дела, переданные еще в 1996 году, совершенные хотя и во время действия УК РСФСР, но переквалифицированные на статьи УК РФ, а в числе рассмотренных в 1998 году - и переданные в 1997 году). В 1997 году органами внутренних дел зарегистрировано 1333 преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а осуждено 96 человек; в 1998 году - соответственно 2817 преступлений и 145 человек. В числе осужденных - лица, совершившие такие преступления, как незаконная банковская деятельность, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и иных платежных документов, преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп и другие "новые" экономические преступления.
Таким образом, налицо явная тенденция как к росту числа регистрируемых преступлений этого вида, так и количества осужденных за их совершение (мы не связываем ее лишь с ростом числа этих преступлений как таковых). Это свидетельствует о том, что правоохранительные органы приобретают необходимый опыт уголовно - правовой оценки (квалификации) соответствующих преступных деяний (чему способствовало и доктринальное толкование уголовно - правовых норм об ответственности за названные преступления). Отсутствие же громких уголовных дел коррупционного плана, в которых замешана российская политическая элита (связанных, например, с приватизацией гигантских объектов, предоставлением сверхльготных экспортных, таможенных и иных льгот), обусловлено не недостатками нового УК, а отсутствием политической воли первых лиц государства и зависимостью от нее правоохранительных органов.
Едва ли не полностью новыми в УК РФ являются нормы об ответственности за экологические преступления. Трудности в квалификации этих посягательств связаны в основном с бланкетным способом конструирования диспозиций статей. Тем не менее данные статистики свидетельствуют о том, что и эти нормы нельзя признать "неработающими". Так, в 1997 году органами внутренних дел зарегистрировано 6441 такое преступление, из них раскрыто 5185, а осуждены - 2724 человека; аналогичные данные за 1998 год выглядят следующим образом: 7721, 6002, 3533.
Правоохранительные органы начинают приобретать опыт и в квалификации деяний, являющихся проявлением организованной преступности. Так, органами внутренних дел в 1997 году зарегистрировано 28497 преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами; в 1998 году - 28688. В 1997 году органами предварительного следствия раскрыто 132 "заказных" убийства, в 1998 - 152. Часть дел о таких преступлениях "выдерживает" и процессуально - доказательственные требования судебного рассмотрения и обвинительного приговора. Например, если за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенных организованной группой в 1997 году, осуждено 16 человек, то в 1998 - 58.
Необходимо еще раз сделать оговорку насчет того, что приведенные статистические данные не связываются напрямую с истинным состоянием и динамикой рассматриваемых преступлений (латентность преступности по известным причинам в России была всегда достаточно высока). Значение статистических показателей в другом. Они, как отмечалось, свидетельствуют о том, что как органы дознания и предварительного следствия, так и суды более или менее успешно приобретают опыт в "распознавании" многих, неизвестных прежнему уголовному законодательству, преступлений. А это означает, что при всех издержках нового Уголовного кодекса большинство его новелл существуют не только на бумаге, не только как "плод" законодателя, но являются не "мертвыми", а действующими.
Характеристика законопроектных работ в направлении изменений и дополнений УК РФ (по материалам Комитета по законодательству Государственной Думы и Главного государственного правового управления Администрации Президента Российской Федерации). Сразу же после введения в действие нового УК началась (а в дальнейшем интенсивно наращивалась) работа по подготовке законопроектов, направленных на внесение в него изменений и дополнений (их инициаторами обычно выступают депутаты Государственной Думы и законодательных собраний субъектов Федерации, руководители исполнительной власти субъектов Федерации, федеральные ведомства). Так, в 1997 - 1998 гг. в Государственную Думу официально внесено около 50 законопроектов, касающихся более 120 (т.е. примерно трети) статей Уголовного кодекса (включая их изменение и дополнение Кодекса новыми статьями). Из них 6 стали действующими законами (затрагивающими 16 статей УК); некоторые (их единицы) - отклонены Советом Федерации или Президентом; небольшая часть - приняты в первом чтении; над остальными продолжается работа в комитетах Государственной Думы и заинтересованных ведомствах (с помощью экспертов - представителей юридической науки и правоохранительных органов).
Большая часть законопроектов направлена на внесение изменений и дополнений в Особенную часть УК. Ввиду того, что они касаются многих статей едва ли не всех ее разделов и глав, пытаться осуществить какую-либо предметную (по объекту уголовно - правовой охраны) классификацию предполагаемых новелл представляется малоэффективным. Можно выделить их вполне четкую характеристику по следующим (весьма немногочисленным и устойчивым) аспектам: попытка заполнить пробелы в уголовно - правовой охране соответствующих интересов и общественных отношений (как действительные, так, к сожалению, в большей части и мнимые); преувеличенная надежда на уголовный закон как на средство эффективного разрешения многих (если не любых) социально важных проблем (при этом не учитываются регулятивные и охранительные возможности других отраслей права); ужесточение санкций многих уголовно - правовых норм (в известном смысле данная характеристика законотворческого процесса не является самостоятельной, а выступает проявлением или разновидностью предыдущей).
Новый УК и проблемы наказания. Обобщение судебной практики свидетельствует о том, что ряд новелл УК, относящихся к данной проблеме, следует признать вполне работающими. Это нормы об увеличении минимальных и максимальных сроков лишения свободы, назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, назначении наказания за неоконченное преступление и совершенное в соучастии и некоторые другие.
Вместе с тем надежды на реализацию некоторых новелл принципиального характера, к сожалению, не оправдались. На первое место здесь следует поставить нормы УК о таких новых видах наказания, как арест и ограничение свободы. В соответствии с Федеральным законом от 13 июня 1996 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" нормы об этих видах наказания должны быть введены в действие не позднее 2001 года. Однако неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в стране, не способствует выполнению таких планов. В одном из законопроектов, подготовленных Правительством РФ, сроки переносятся на восемь лет (т.е. до 2009 года). И вряд ли данное обстоятельство можно отнести к просчетам разработчиков Кодекса (трудно было предположить, что объявленная экономическая реформа будет осуществляться столь неудачно).
Другой проблемой является реализация уголовно - правовых штрафных санкций. Предполагалось, что они станут определенной альтернативой наказаниям, связанным с лишением свободы (по преступлениям небольшой тяжести и менее тяжким). Однако при общей тенденции к росту наказаний в виде штрафа принципиальных изменений в этом плане не произошло.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации по стабилизации положения в учреждениях уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" справедливо ставится задача существенной корректировки карательной политики в сторону ее смягчения по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. Это необходимо для существенного сокращения числа осужденных и арестованных ввиду неспособности уголовно - исполнительной системы содержать нынешнее число осужденных и арестованных на сколь-нибудь удовлетворительном уровне. В проекте содержится ряд разумных, на наш взгляд, предложений и по внесению изменений в УК РФ.
Проблемы совершенствования УК в связи с новой криминологической ситуацией. Статистика органов внутренних дел фиксирует рост числа отдельных видов преступлений и преступности в целом. При этом предупредительное значение (как в смысле общей, так и частной превенции) Кодекса обычно оценивается невысоко. Однако, чтобы оценить ситуацию более или менее объективно, следует сделать некоторые уточнения. Во-первых, вывод о росте преступности основан прежде всего на данных регистрации преступлений. А они зависят от тех же органов внутренних дел. Думается, что последние "всплески" преступности связаны именно с тем, что впервые руководство этих органов (например, в бытность С. Степашина министром внутренних дел) категорически заявило о том, что отныне станут регистрироваться все совершенные преступления. Разумеется, полностью эти указания не будут выполнены никогда. И дело здесь не только в том, что некоторые преступления объективно могут оставаться вне поля зрения органов внутренних дел (к примеру, насильственную смерть "бомжа" может никто и не заметить). Как бы громко руководители органов внутренних дел не объявляли о бескомпромиссности на этот счет своего ведомства, его статистика по-прежнему останется ведомственной. И в самом деле, кому из руководителей региональных органов внутренних дел (например, области, города, района) окажется "по нутру" фиксация роста числа преступлений (да и других правонарушений) на подведомственной ему территории. Если мы хотим сделать уголовную статистику объективной, то для этого существует единственный (как это настойчиво предлагается криминологической наукой) выход, - сделать ее вневедомственной, т.е. вывести из структуры Министерства внутренних дел.
Тем не менее с возросшей регистрацией преступлений необходимо считаться. Иначе правоохранительная система (суды, органы дознания и предварительного следствия) просто не выдержит, т.е. будет не в состоянии "переварить" регистрируемую преступность. В связи с этим вновь неизбежно возникает вопрос о декриминализации определенных видов преступлений небольшой тяжести. Наиболее ощутимую пользу можно ожидать от законодательного повышения максимального размера административно - наказуемого мелкого хищения чужого имущества (хотя бы в два - три раза), что приведет к декриминализации деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 158 (кража), ч. 1 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата) УК. Вряд ли имеет смысл говорить о справедливости наказания, если за кражу коробки конфет виновный может быть приговорен к лишению свободы на срок до трех лет. И такая декриминализация возможна без внесения изменений в Уголовный кодекс (достаточно изменить лишь ст. 49 Кодекса об административных правонарушениях). Разумеется, этим не исчерпываются резервы декриминализации (на наш взгляд, стоит вести речь о декриминализации деяний, предусмотренных, например, ч. 1 ст. 168, ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 175, ч. 1 ст. 191, ст. 192, ч. 1 ст. 200 УК РФ, путем отнесения их к административным проступкам).
Перспектива совершенствования Уголовного кодекса как отражение процессов стабильности и динамизма уголовного законодательства. В период разработки и обсуждения проектов нового УК, которые легли в основу принятого законодателем текста, высказывались предложения "не спешить" с разработкой и принятием Кодекса, чтобы сделать его "долговечным" (чтобы он просуществовал хотя бы столько же, сколько прежний). Такие предложения сомнительны. Во-первых, реформирование общества обязательно предполагало создание нового Кодекса. Во-вторых, Кодекс, принимаемый во время проведения реформ, объективно не способен стать стабильным. Реформирование общества - процесс длительный, и он изначально предполагает дальнейшее совершенствование Кодекса, внесение в него изменений и дополнений (последнее объективно - это и есть своеобразные "минусы" или "дефекты" Кодекса). Противоречие между стабильностью и динамизмом уголовного закона в принципе неразрешимо. С одной стороны, он должен быть стабильным, так как обеспечивает определенность и устойчивость уголовно - правового регулирования и является основой законности. С другой стороны, динамизм позволяет учитывать происходящие в обществе изменения. Разумное сочетание этих двух моментов - основной источник развития права (в том числе и уголовного). Сейчас ход законопроектных работ характеризуется явным перекосом в сторону динамизма, т.е. причиняет ущерб стабильности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.06.1996 N 64-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Российская юстиция, N 9, 1999

Критерии и условия освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки  »
Комментарии к законам »
Читайте также