Возможные жалобы россии и наоборот - стран-членов при эвентуальном вступлении россии в вто
ПРИ ЭВЕНТУАЛЬНОМ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В
ВТО
Т.В. ВАХАНИЯ
Деятельность ВТО
охватывает фактически все сферы
международной торговли на основе более
пятидесяти основных правовых актов,
вошедших в так называемый пакет соглашений
Уругвайского раунда (1986 - 1994 гг.)
многосторонних торговых переговоров
государств - участников ГАТТ <*>.
--------------------------------
<*> Григорян С.А.
Всемирная Торговая Организация и Россия:
правовые аспекты. Ростов н/Д, 2000. С. 5
В
отличие от первоначального Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947),
Соглашение о создании Всемирной торговой
организации (Соглашение о ВТО) охватывает
значительно более широкий круг вопросов о
торговле. Он распространяется не только на
торговлю, но и охватывает услуги,
интеллектуальную собственность,
государственные закупки, инвестиционные
соглашения и т.д.
Для специалистов может
представлять интерес информация о жалобах
на нарушения соглашений ВТО.
Данные о
количестве предполагаемых нарушений
соглашений ВТО, явившихся основаниями для
подачи членами ВТО жалоб в период с 1 января
1995 г. по 1 марта 2000 г., приведены в приложении
N 3, из которого следует, что чаще всего
нарушались положения ГАТТ-1994, Соглашения по
сельскому хозяйству, Соглашения о
субсидиях и компенсационных мерах,
Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ-1994
(Соглашения об антидемпинговой практике),
Соглашения по процедурам лицензирования
импорта. Кроме того, по две жалобы были
поданы в связи со спорами по Соглашению об
учреждении ВТО и ДРС.
Данные о количестве
предполагаемых нарушений соглашений
ВТО, явившихся основаниями для подачи
членами ВТО жалоб
(в период с 1 января 1995
г. по 1 марта 2000 г.)
<*>
--------------------------------
<*> Данные
взяты из: Фролов В.Ф. Всемирная торговая
организация..., 77. Разрешение споров между
странами - членами ВТО (Договоренность о
правилах и процедурах регулирования
разрешения споров. СПб., 2002. С.
77).
-----------------------------------------T------------------¬
¦Наименование соглашения ВТО
¦Количество ¦
¦
¦предполагаемых ¦
¦
¦нарушений ¦
¦
¦соглашения ВТО, ¦
¦
¦по которым поданы ¦
¦
¦жалобы ¦
+----------------------------------------+------------------+
¦1.
Многосторонние торговые соглашения - ¦
¦
¦ многосторонние соглашения
¦ ¦
¦ по торговле товарами;
¦ ¦
¦- Генеральное
соглашение по тарифам ¦ ¦
¦
и торговле 1994 г. ¦ 120 ¦
¦- Соглашение по сельскому хозяйству ¦
37 ¦
¦- Соглашение о применении
санитарных ¦ ¦
¦ и
фитосанитарных мер ¦ 15 ¦
¦- Соглашение по текстилю и одежде ¦
11 ¦
¦- Соглашение по техническим
барьерам ¦ ¦
¦ и в торговле
¦ 18 ¦
¦- Соглашение по
принимаемым ¦ ¦
¦ в
отношении инвестиций мерам, ¦
¦
¦ затрагивающим торговлю ¦
18 ¦
¦- Соглашение о выполнении
¦ ¦
¦ статьи VI ГАТТ-1994
¦ 25 ¦
¦- Соглашение о
выполнении ¦ ¦
¦
статьи VII ГАТТ-1994 ¦ 3 ¦
¦- Соглашение по предотгрузочному ¦
¦
¦ контролю ¦ -
¦
¦- Соглашение о правилах
происхождения ¦ 3 ¦
¦-
Соглашение по процедурам ¦
¦
¦ лицензирования импорта ¦
22 ¦
¦- Соглашение о субсидиях
¦ ¦
¦ и компенсационных
мерах ¦ 31 ¦
¦- Соглашение
о защитных мерах ¦ 6 ¦
¦-
Генеральное соглашение ¦
¦
¦ о торговле услугами ¦ 9
¦
¦- Соглашение по торговым
аспектам ¦ ¦
¦ прав на
объекты интеллектуальной ¦ ¦
¦ собственности ¦
¦
+----------------------------------------+------------------+
¦2. Торговые соглашение с ограниченным ¦
¦
¦ числом участников
¦ ¦
¦- Соглашение по торговле
¦ ¦
¦ гражданской
авиатехникой ¦ 20 ¦
¦-
Соглашение о государственных ¦
¦
¦ закупках ¦ 4
¦
L----------------------------------------+-------------------
В
числе действий, предпринятых членами ВТО и
на которые поданы жалобы, такие, как:
-
предоставление членами ВТО субсидий,
которые нарушают положения
соответствующих соглашений ВТО, в т.ч.
запрещенных экспортных субсидий, субсидий
импортерам продукции, произведенной
отечественными предприятиями, субсидий,
предоставляемых по государственным
программам развития конкретных отраслей
промышленности;
- запрещение импорта
или введение ограничений на импорт
конкретных товаров;
- установление
антидемпинговых, компенсационных или
специальных защитных пошлин;
-
лицензирование импорта товаров;
-
запрещение или ограничение экспорта
конкретных товаров;
- принятие членом
ВТО законов, некоторые положения которых не
соответствуют конкретным соглашениям
ВТО;
- введение национальных стандартов,
которые могут рассматриваться как
технические барьеры в торговле;
-
принятие региональными и местными органами
власти мер, не соответствующих положениям
конкретных соглашений ВТО;
- применение
льготного налогообложения товаров
отечественного производства по сравнению с
импортируемыми товарами и др.
Жалобы
направлялись в связи с определенными
действиями, которые предпринимались
конкретными членами ВТО по отношению к
товарам. Наибольшее количество жалоб
связано с сельскохозяйственной продукцией
(около 30% всех жалоб): мясом (говядиной,
бараниной, мясом птицы) и мясопродуктами,
зерном, молоком и молочными продуктами
(маслом, плавлеными сырами), шкурами и
кожами. Затем следуют текстиль и швейные
изделия, автомобили, спиртные напитки,
продукция металлургической
промышленности, химические товары,
электроника (телевизоры, компьютеры и др.),
обувь, бумага, бензин, стройматериалы и
др.;
- услугам. В их числе издательская
деятельность, дистрибьюторские услуги,
строительство (аэропортов) и др.;
-
правам на объекты интеллектуальной
собственности. Значительное количество
жалоб связано с отсутствием в ряде членов
ВТО патентной охраны фармацевтических
продуктов и химических продуктов для
сельского хозяйства. Жалобы касаются также
несоответствия сроков патентной охраны
требованиям Соглашения по ТРИПС, вопросов
использования звуковых записей и др.
<*>.
Член ВТО подает жалобу в случае,
если он предполагает, что другой член ВТО
(члены ВТО) нарушил конкретные положения
соответствующих соглашений ВТО. При этом
одна жалоба может подаваться в связи с
нарушениями положений как одного, так и
нескольких соглашений.
Трудно ответить
на вопрос, на какие действия стран ВТО могут
быть поданы жалобы Россией и, наоборот,
странами-членами ВТО в случае вступления
России в ВТО.
В принципе все
вышеуказанные действия могут иметь
место.
Прежде всего вступление России в
ВТО должно быть обставлено с минимальными
потерями (это касается уступок со стороны
России в ВТО и обеспечения льгот для
переходного периода).
Но все же можно
ожидать, что будут споры, связанные с
антидемпинговыми расследованиями и
другими защитными мерами в отношении
российских товаров. В российской
литературе указывается на неблагоприятную
ситуации для России в этом вопросе <*>.
Ущерб России от антидемпинговых
расследований в Европе. Ежегодная сумма
ущерба, причиняемого России в результате
антидемпинговых расследований, составляет
1,3 млрд. долларов.
Протекционистские
меры ЕС против российских товаров. По
состоянию на август 2002 г. доступ российских
товаров в ЕС ограничивали более 20
запретительных мер, из них 14 -
антидемпинговые. Все меры вводились в
одностороннем порядке, поскольку
российские экспортеры не могли в полной
мере защитить свои интересы в силу
отсутствия у России на тот период рыночного
статуса <*>.
Повышенные пошлины на
импорт российских автомобилей на Украине.
Межведомственная комиссия по
международной торговле Украины в 2002 г.
приняла решение о введении с 30 июля пошлин
на импорт российских автомобилей в размере
31,7% от таможенной стоимости, мотивируя это
тем, что импорт является бесконтрольным и
создает угрозу отечественным
производителям. Комиссия начала
расследование по заявлению двух украинских
предприятий: Луцкого автомобильного завода
и украинско-южнокорейского предприятия
АвтоЗАЗ - Daewoo.
Компания
"Автоинвестстрой" в августе 2002 г. подала иск
в хозяйственный суд Киева с требованием
отменить решение Комиссии ("Коммерсантъ", 26
августа 2002 г.).
Количество
антидемпинговых мер против российских
товаров. По состоянию на сентябрь 2002 г. в
странах мира было введено, по оценкам МЭРТ,
порядка 90 ограничений в сфере торговли, в
том числе 14 антидемпинговых мер в ЕС, 10 - в
США. Общий ущерб от этих ограничений
составляет 1,5 - 2,5 млрд. долларов в год (в том
числе от мер в ЕС - 200 - 250 млн. долларов в год;
от мер в США - 700 - 750 млн. долларов в год)
<*>.
Защитные меры в США против
российского аммиака (минеральных
удобрений). В конце сентября 2002 г.
Министерство торговли США приняло
предварительное решение о введении
защитных пошлин в отношении
карбамидно-аммиачной смеси (КАС)
российского производства.
Просьба
(жалоба) о введении защитных пошлин на
российскую КАС была подана в Минторг США в
апреле 2002 г. Комитетом по торговле азотными
смесями США, а также компаниями Terra Industries, CF
Industries и Mississipi Chemicals Corp. Объем импорта КАС в
США из России возрос в 2001 г. почти на 40% и
превысил 650 тысяч тонн.
КАС поставляется
"Невинномысским азотом", входящим в группу
"ЕвроХим", и другими производителями. На КАС
"Невинномысского азота" пошлина должна была
составить 138%, других производителей - 233%.
Такое решение Министерства торговли носит
рекомендательный характер для органа,
который принимает окончательное решение, -
Комиссии по международной торговле (USITC).
Российский "ЕвроХим" и Минторг США провели в
ноябре 2002 г. переговоры о приостановке
антидемпингового расследования и
применения повышенных пошлин. В связи с
признанием за Россией рыночного статуса
российские экспортеры, по словам
представителя Минторга США, "не будут
ставиться в исключительное положение".
При подготовке соответствующего
соглашения между российским
производителем и представителем Минторга
США "ЕвроХим" внес два предложения:
-
положить в основу приостановительного
соглашения согласованную формулу для
расчета рыночных ценовых параметров,
применяемых при импорте минеральных
удобрений в США (с учетом и объема
экспорта);
- провести дополнительные
переговоры с Минторгом США и петиционерами
для заключения комплексного договора по
условиям экспорта. Это означало, что
российский холдинг продемонстрировал
готовность принять на себя обязательства
по ограничению поставок КАС в США,
установить квоты на поставку этого
удобрения, а в случае превышения квот -
поставлять его по фиксированной цене,
которая будет рассчитываться в зависимости
от объема поставок <*>.
Антидемпинговые меры в отношении
российского цемента на Украине. В марте 2002
г. правительство Украины по просьбе
концерна "Укрцемент" провело
антидемпинговое расследование в отношении
российских поставщиков цемента. По его
результатам на поставки российского
цемента на четыре месяца были введены
временные пошлины в размере 41%.
В
октябре 2002 г. решением Межведомственной
комиссии по международной торговле на
Украине было введено квотирование импорта
российского цемента сроком на четыре года.
Решение Комиссии вступило в силу после
публикации в газете "Правительственный
курьер".
Квота установлена в размере 30%
от объема цемента в 550 тысяч тонн,
поставленного в 2001 г. (т.е. 150 тысяч тонн
цемента всех марок). Причем одна компания не
имеет права поставлять более 60% от общего
объема квоты.
От квотирования в первую
очередь пострадает Белгородский цементный
завод, ежегодно экспортирующий на Украину
до 400 тысяч тонн цемента.
Специалисты
полагают, что введение квоты пролоббировал
французский производитель цемента -
холдинг Lafarge и, возможно, мировые цементные
холдинги Heidelberg и Holcim, участвующие в
капитале большинства цементных заводов на
Украине. Одновременно на Украине были
запрещены без специальных разрешений
операции с давальческим сырьем <*>.
Мексика: защитные меры против российских
удобрений. В октябре 2002 г. Министерство
торговли Мексики ввело на период до октября
2003 г. защитные меры в отношении ввоза
карбамида (удобрений) из России и США.
Минимальная импортная цена повышается со 120
до 160 долларов за тонну. Эта мера была
введена в интересах мексиканской компании
Agromex Fertilizantes S.А. de С.V. В 2001 г. потребление
карбамида в Мексике составило 1,3 млн. тонн.
Основные российские поставщики -
новомосковская акционерная компания "Азот",
"Невинномысский азот", "Тольяттиазот"
<*>.
Ответные меры России в сфере
международной торговли. В последние годы
Россия активно учится применять ответные
меры на введение дискриминационных
ограничений против российских товаров.
Фактически речь идет об использовании
одного из инструментов ВТО - праве на
компенсацию пострадавшей стороне в случае
ухудшения торгового режима.
С 1992 по 2002
гг. число ограничительных мер против
российских экспортеров возросло с 13 до 130.
Размер потерь от этого для России составил
в 2001 году 4 млрд. долларов, а в 2002 г. - еще
больше.
Эксперты указывают на слишком
мягкую позицию российской стороны
применительно к фактам торговых
ограничений в отношении российских
товаров. Первым успехом в этом направлении
стало введение "симметричного" (равного по
сумме и чувствительности) ограничения на
поставки сельхозпродукции из Венгрии в
июле 2001 г., которая до этого установила
импортные барьеры для российских
минеральных удобрений. В 2002 г. ответные меры
стали превращаться в нормальный торговый
инструмент в российской внешней политике.
Россия провела удачный "размен" с Китаем:
для российских экспортеров стальной
продукции Китай по итогам антидемпингового
расследования выделил более чем
достаточные квоты, а Россия отказалась
вводить спецпошлину на поставки китайского
кремния <*>.
Трудно ответить на
вопрос: на какие действия стран ВТО могут
быть поданы жалобы Россией и, наоборот,
странами - членами ВТО в случае вступления
России в ВТО?
Прежде всего вступление
России в ВТО должно быть обставлено с
минимальными потерями (это касается
уступок со стороны России в ВТО и
обеспечения льгот для переходного
периода).
Можно ожидать споры, связанные
с антидемпинговыми расследованиями и
другими защитными мерами в отношении
российских товаров.
Международное
публичное и частное право, 2005, N 4