Возможные жалобы россии и наоборот - стран-членов при эвентуальном вступлении россии в вто

ПРИ ЭВЕНТУАЛЬНОМ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО
Т.В. ВАХАНИЯ
Деятельность ВТО охватывает фактически все сферы международной торговли на основе более пятидесяти основных правовых актов, вошедших в так называемый пакет соглашений Уругвайского раунда (1986 - 1994 гг.) многосторонних торговых переговоров государств - участников ГАТТ <*>.
--------------------------------
<*> Григорян С.А. Всемирная Торговая Организация и Россия: правовые аспекты. Ростов н/Д, 2000. С. 5
В отличие от первоначального Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), Соглашение о создании Всемирной торговой организации (Соглашение о ВТО) охватывает значительно более широкий круг вопросов о торговле. Он распространяется не только на торговлю, но и охватывает услуги, интеллектуальную собственность, государственные закупки, инвестиционные соглашения и т.д.
Для специалистов может представлять интерес информация о жалобах на нарушения соглашений ВТО.
Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г., приведены в приложении N 3, из которого следует, что чаще всего нарушались положения ГАТТ-1994, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ-1994 (Соглашения об антидемпинговой практике), Соглашения по процедурам лицензирования импорта. Кроме того, по две жалобы были поданы в связи со спорами по Соглашению об учреждении ВТО и ДРС.
Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений
ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб
(в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г.) <*>
--------------------------------
<*> Данные взяты из: Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация..., 77. Разрешение споров между странами - членами ВТО (Договоренность о правилах и процедурах регулирования разрешения споров. СПб., 2002. С. 77).
-----------------------------------------T------------------¬
¦Наименование соглашения ВТО ¦Количество ¦
¦ ¦предполагаемых ¦
¦ ¦нарушений ¦
¦ ¦соглашения ВТО, ¦
¦ ¦по которым поданы ¦
¦ ¦жалобы ¦
+----------------------------------------+------------------+
¦1. Многосторонние торговые соглашения - ¦ ¦
¦ многосторонние соглашения ¦ ¦
¦ по торговле товарами; ¦ ¦
¦- Генеральное соглашение по тарифам ¦ ¦
¦ и торговле 1994 г. ¦ 120 ¦
¦- Соглашение по сельскому хозяйству ¦ 37 ¦
¦- Соглашение о применении санитарных ¦ ¦
¦ и фитосанитарных мер ¦ 15 ¦
¦- Соглашение по текстилю и одежде ¦ 11 ¦
¦- Соглашение по техническим барьерам ¦ ¦
¦ и в торговле ¦ 18 ¦
¦- Соглашение по принимаемым ¦ ¦
¦ в отношении инвестиций мерам, ¦ ¦
¦ затрагивающим торговлю ¦ 18 ¦
¦- Соглашение о выполнении ¦ ¦
¦ статьи VI ГАТТ-1994 ¦ 25 ¦
¦- Соглашение о выполнении ¦ ¦
¦ статьи VII ГАТТ-1994 ¦ 3 ¦
¦- Соглашение по предотгрузочному ¦ ¦
¦ контролю ¦ - ¦
¦- Соглашение о правилах происхождения ¦ 3 ¦
¦- Соглашение по процедурам ¦ ¦
¦ лицензирования импорта ¦ 22 ¦
¦- Соглашение о субсидиях ¦ ¦
¦ и компенсационных мерах ¦ 31 ¦
¦- Соглашение о защитных мерах ¦ 6 ¦
¦- Генеральное соглашение ¦ ¦
¦ о торговле услугами ¦ 9 ¦
¦- Соглашение по торговым аспектам ¦ ¦
¦ прав на объекты интеллектуальной ¦ ¦
¦ собственности ¦ ¦
+----------------------------------------+------------------+
¦2. Торговые соглашение с ограниченным ¦ ¦
¦ числом участников ¦ ¦
¦- Соглашение по торговле ¦ ¦
¦ гражданской авиатехникой ¦ 20 ¦
¦- Соглашение о государственных ¦ ¦
¦ закупках ¦ 4 ¦
L----------------------------------------+-------------------
В числе действий, предпринятых членами ВТО и на которые поданы жалобы, такие, как:
- предоставление членами ВТО субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО, в т.ч. запрещенных экспортных субсидий, субсидий импортерам продукции, произведенной отечественными предприятиями, субсидий, предоставляемых по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности;
- запрещение импорта или введение ограничений на импорт конкретных товаров;
- установление антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин;
- лицензирование импорта товаров;
- запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров;
- принятие членом ВТО законов, некоторые положения которых не соответствуют конкретным соглашениям ВТО;
- введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле;
- принятие региональными и местными органами власти мер, не соответствующих положениям конкретных соглашений ВТО;
- применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортируемыми товарами и др.
Жалобы направлялись в связи с определенными действиями, которые предпринимались конкретными членами ВТО по отношению к товарам. Наибольшее количество жалоб связано с сельскохозяйственной продукцией (около 30% всех жалоб): мясом (говядиной, бараниной, мясом птицы) и мясопродуктами, зерном, молоком и молочными продуктами (маслом, плавлеными сырами), шкурами и кожами. Затем следуют текстиль и швейные изделия, автомобили, спиртные напитки, продукция металлургической промышленности, химические товары, электроника (телевизоры, компьютеры и др.), обувь, бумага, бензин, стройматериалы и др.;
- услугам. В их числе издательская деятельность, дистрибьюторские услуги, строительство (аэропортов) и др.;
- правам на объекты интеллектуальной собственности. Значительное количество жалоб связано с отсутствием в ряде членов ВТО патентной охраны фармацевтических продуктов и химических продуктов для сельского хозяйства. Жалобы касаются также несоответствия сроков патентной охраны требованиям Соглашения по ТРИПС, вопросов использования звуковых записей и др. <*>.
Член ВТО подает жалобу в случае, если он предполагает, что другой член ВТО (члены ВТО) нарушил конкретные положения соответствующих соглашений ВТО. При этом одна жалоба может подаваться в связи с нарушениями положений как одного, так и нескольких соглашений.
Трудно ответить на вопрос, на какие действия стран ВТО могут быть поданы жалобы Россией и, наоборот, странами-членами ВТО в случае вступления России в ВТО.
В принципе все вышеуказанные действия могут иметь место.
Прежде всего вступление России в ВТО должно быть обставлено с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода).
Но все же можно ожидать, что будут споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров. В российской литературе указывается на неблагоприятную ситуации для России в этом вопросе <*>.
Ущерб России от антидемпинговых расследований в Европе. Ежегодная сумма ущерба, причиняемого России в результате антидемпинговых расследований, составляет 1,3 млрд. долларов.
Протекционистские меры ЕС против российских товаров. По состоянию на август 2002 г. доступ российских товаров в ЕС ограничивали более 20 запретительных мер, из них 14 - антидемпинговые. Все меры вводились в одностороннем порядке, поскольку российские экспортеры не могли в полной мере защитить свои интересы в силу отсутствия у России на тот период рыночного статуса <*>.
Повышенные пошлины на импорт российских автомобилей на Украине. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в 2002 г. приняла решение о введении с 30 июля пошлин на импорт российских автомобилей в размере 31,7% от таможенной стоимости, мотивируя это тем, что импорт является бесконтрольным и создает угрозу отечественным производителям. Комиссия начала расследование по заявлению двух украинских предприятий: Луцкого автомобильного завода и украинско-южнокорейского предприятия АвтоЗАЗ - Daewoo.
Компания "Автоинвестстрой" в августе 2002 г. подала иск в хозяйственный суд Киева с требованием отменить решение Комиссии ("Коммерсантъ", 26 августа 2002 г.).
Количество антидемпинговых мер против российских товаров. По состоянию на сентябрь 2002 г. в странах мира было введено, по оценкам МЭРТ, порядка 90 ограничений в сфере торговли, в том числе 14 антидемпинговых мер в ЕС, 10 - в США. Общий ущерб от этих ограничений составляет 1,5 - 2,5 млрд. долларов в год (в том числе от мер в ЕС - 200 - 250 млн. долларов в год; от мер в США - 700 - 750 млн. долларов в год) <*>.
Защитные меры в США против российского аммиака (минеральных удобрений). В конце сентября 2002 г. Министерство торговли США приняло предварительное решение о введении защитных пошлин в отношении карбамидно-аммиачной смеси (КАС) российского производства.
Просьба (жалоба) о введении защитных пошлин на российскую КАС была подана в Минторг США в апреле 2002 г. Комитетом по торговле азотными смесями США, а также компаниями Terra Industries, CF Industries и Mississipi Chemicals Corp. Объем импорта КАС в США из России возрос в 2001 г. почти на 40% и превысил 650 тысяч тонн.
КАС поставляется "Невинномысским азотом", входящим в группу "ЕвроХим", и другими производителями. На КАС "Невинномысского азота" пошлина должна была составить 138%, других производителей - 233%.
Такое решение Министерства торговли носит рекомендательный характер для органа, который принимает окончательное решение, - Комиссии по международной торговле (USITC). Российский "ЕвроХим" и Минторг США провели в ноябре 2002 г. переговоры о приостановке антидемпингового расследования и применения повышенных пошлин. В связи с признанием за Россией рыночного статуса российские экспортеры, по словам представителя Минторга США, "не будут ставиться в исключительное положение".
При подготовке соответствующего соглашения между российским производителем и представителем Минторга США "ЕвроХим" внес два предложения:
- положить в основу приостановительного соглашения согласованную формулу для расчета рыночных ценовых параметров, применяемых при импорте минеральных удобрений в США (с учетом и объема экспорта);
- провести дополнительные переговоры с Минторгом США и петиционерами для заключения комплексного договора по условиям экспорта. Это означало, что российский холдинг продемонстрировал готовность принять на себя обязательства по ограничению поставок КАС в США, установить квоты на поставку этого удобрения, а в случае превышения квот - поставлять его по фиксированной цене, которая будет рассчитываться в зависимости от объема поставок <*>.
Антидемпинговые меры в отношении российского цемента на Украине. В марте 2002 г. правительство Украины по просьбе концерна "Укрцемент" провело антидемпинговое расследование в отношении российских поставщиков цемента. По его результатам на поставки российского цемента на четыре месяца были введены временные пошлины в размере 41%.
В октябре 2002 г. решением Межведомственной комиссии по международной торговле на Украине было введено квотирование импорта российского цемента сроком на четыре года. Решение Комиссии вступило в силу после публикации в газете "Правительственный курьер".
Квота установлена в размере 30% от объема цемента в 550 тысяч тонн, поставленного в 2001 г. (т.е. 150 тысяч тонн цемента всех марок). Причем одна компания не имеет права поставлять более 60% от общего объема квоты.
От квотирования в первую очередь пострадает Белгородский цементный завод, ежегодно экспортирующий на Украину до 400 тысяч тонн цемента.
Специалисты полагают, что введение квоты пролоббировал французский производитель цемента - холдинг Lafarge и, возможно, мировые цементные холдинги Heidelberg и Holcim, участвующие в капитале большинства цементных заводов на Украине. Одновременно на Украине были запрещены без специальных разрешений операции с давальческим сырьем <*>.
Мексика: защитные меры против российских удобрений. В октябре 2002 г. Министерство торговли Мексики ввело на период до октября 2003 г. защитные меры в отношении ввоза карбамида (удобрений) из России и США. Минимальная импортная цена повышается со 120 до 160 долларов за тонну. Эта мера была введена в интересах мексиканской компании Agromex Fertilizantes S.А. de С.V. В 2001 г. потребление карбамида в Мексике составило 1,3 млн. тонн. Основные российские поставщики - новомосковская акционерная компания "Азот", "Невинномысский азот", "Тольяттиазот" <*>.
Ответные меры России в сфере международной торговли. В последние годы Россия активно учится применять ответные меры на введение дискриминационных ограничений против российских товаров. Фактически речь идет об использовании одного из инструментов ВТО - праве на компенсацию пострадавшей стороне в случае ухудшения торгового режима.
С 1992 по 2002 гг. число ограничительных мер против российских экспортеров возросло с 13 до 130. Размер потерь от этого для России составил в 2001 году 4 млрд. долларов, а в 2002 г. - еще больше.
Эксперты указывают на слишком мягкую позицию российской стороны применительно к фактам торговых ограничений в отношении российских товаров. Первым успехом в этом направлении стало введение "симметричного" (равного по сумме и чувствительности) ограничения на поставки сельхозпродукции из Венгрии в июле 2001 г., которая до этого установила импортные барьеры для российских минеральных удобрений. В 2002 г. ответные меры стали превращаться в нормальный торговый инструмент в российской внешней политике. Россия провела удачный "размен" с Китаем: для российских экспортеров стальной продукции Китай по итогам антидемпингового расследования выделил более чем достаточные квоты, а Россия отказалась вводить спецпошлину на поставки китайского кремния <*>.
Трудно ответить на вопрос: на какие действия стран ВТО могут быть поданы жалобы Россией и, наоборот, странами - членами ВТО в случае вступления России в ВТО?
Прежде всего вступление России в ВТО должно быть обставлено с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода).
Можно ожидать споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров.
Международное публичное и частное право, 2005, N 4

Опыт практической реализации положений новой концепции правовой политики в республике казахстан  »
Комментарии к законам »
Читайте также