Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (право и экономика, nn 11, 12, 1999; nn 1, 3, 5, 7, 8, 2000)
/"Право и экономика", N 11, 1999/
А.П. КОРОТКОВ,
О.Б. ГУСЕВ, Б.Д. ЗАВИДОВ, И.А. ПОПОВ
Коротков
Анатолий Павлович
Первый зам.
начальника Главного следственного
управления Генеральной прокуратуры
РФ.
Гусев Олег Борисович
Президент
Общества содействия защите прав
налогоплательщиков, руководитель
"Юридического бюро Олега Гусева". Сфера
научных интересов: уголовное право,
экономические преступления.
Родился 19
августа 1964 г. в Москве. В 1986 г. окончил
Военный институт Министерства обороны. С 1986
г. по 1992 г. работал в правоохранительных
органах; с 1992 г. занимается частной
юридической практикой.
Завидов Борис
Дмитриевич
Кандидат юридических наук,
специалист по гражданскому и
хозяйственному законодательству, по
вопросам транспорта и дорожно -
транспортных происшествий.
Родился 9
июля 1948 г. в г. Пинске Брестской области. В 1975
г. окончил Харьковский юридический
институт. Работал стажером городской
прокуратуры, следователем, помощником
прокурора, адвокатом, преподавателем
гражданского права в коммерческой
академии, начальником юридического отдела
многопрофильной московской фирмы, ст.
научным сотрудником НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка Генеральной
прокуратуры РФ. В настоящее время - прокурор
Главного следственного управления
Генеральной прокуратуры РФ. Член Союза
журналистов России.
Автор более 150
различных работ (брошюры и книги), в том
числе за 1998 г. имеет 51 публикацию.
Попов
Иван Алексеевич
Доктор юридических
наук, заместитель начальника управления
Следственного комитета при МВД России,
полковник юстиции.
Родился 23 декабря 1951
г. В начале своей служебной карьеры работал
участковым инспектором Ленинского РОВД г.
Владивостока (в органах внутренних дел с 1972
г.).
В 1992 г. защитил диссертацию на
соискание ученой степени кандидата
юридических наук, а в 1998 г. - доктора
юридических наук. Имеет почти 25-летний опыт
практической и организационно -
управленческой деятельности в органах
предварительного следствия в системе МВД
России.
Автор около 40 работ по
процессуальным, уголовно - правовым и
криминалистическим вопросам расследования
преступлений.
Если проанализировать
уголовные кодексы 1922, 1926, 1960 и 1996 гг., то
можно заметить тенденцию увеличения числа
бланкетных норм. Именно наличие
многочисленных отсылочных норм от
диспозиций УК РФ к нормам гражданского,
финансового, таможенного и налогового
законодательства сегодня усложняет
правоприменение. "Нормативные акты" в виде
приложений к Уголовному кодексу в
переходный период рыночной экономики
отличаются своеобразной
противоречивостью, нестабильностью,
невысоким уровнем правовой культуры и
законодательной техники. И это объясняется
целым рядом причин.
Во-первых,
законодатель слишком поспешно попытался
осуществить "капитализацию социализма"
путем максимального охвата правовым
регулированием наибольшего числа
общественных правоотношений, зачастую без
достаточных к тому пока экономических
обоснований.
Во-вторых, принятие
законов в России осуществляется не только в
сложных экономических, но и противоречивых
политических условиях. Наличие в Госдуме
большого количества блоков, партий и
течений, поиск компромисса при
конструировании правовых норм,
лоббирование интересов финансовых
олигархов отдельными депутатскими
группами в противовес интересам
большинства депутатов, непрерывная смена
правительства в стране - не слишком
благоприятная обстановка для
законотворческой деятельности.
В-третьих, законы принимаются
бессистемно.
В-четвертых, несмотря на
обильное законотворчество, законодатель не
успевает охватывать правовым
регулированием бурно развивающиеся
рыночные отношения, принимающие такие
формы, которые он не предвидел и не мог
предвидеть.
Итак, подводя итог причинам
несовершенства некоторых уголовно -
правовых норм, бланкетно взаимосвязанных с
другими отраслями права, подчеркнем, что
преступления, предусмотренные главами 22 и 23
УК РФ, являются также труднодоступными для
правоприменения, так как носят на себе
отпечаток "переходного" периода в
экономике, еще не апробированного на
практике. В этой связи заметим, что,
например, глава 23, состоящая из четырех
статей (201 - 204), - абсолютная новелла
современного уголовного права России.
Учитывая повышенный интерес
правоприменителей к разделу VIII УК РФ, и в
особенности к главам 22 и 23, рассмотрим
некоторые проблемы уголовно - правовой
квалификации преступлений в сфере
экономики, их
правоприменения.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Глава 22 УК
РФ)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В
СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под
"экономической деятельностью" чаще всего
понимается "отрасль". Поэтому, говоря об
"экономической деятельности", как правило,
имеют в виду определенную сферу приложения
сил: горнодобывающая,
сельскохозяйственная, промышленная,
торговая, деятельность в области импорта,
экспорта и т.д.
Однако любая
экономическая деятельность немыслима без
экономической свободы - наличия
санкционированного и гарантированного
государством правового режима, - которая
как раз и гарантируется статьей 8
Конституции РФ. Это единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности. В то же время
не допускается экономическая деятельность,
направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию (ст. 34
Конституции РФ).
"Преступления в сфере
экономической деятельности" - самая большая
глава в новом Уголовном кодексе, включающая
32 статьи, в которых содержится описание 37
преступлений. Это разные преступления,
отличающиеся друг от друга признаками
объективной стороны, характером
общественной опасности и степенью тяжести.
С учетом квалифицированных видов из числа
преступлений в сфере экономической
деятельности (60 составов) 21 относится к
числу преступлений небольшой тяжести (в
девяти случаях предусмотренные за
совершение этих преступлений наказания не
связаны с лишением свободы), 20 - средней
тяжести, 16 преступлений являются тяжкими, а
3 - особо тяжкими <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В.
Экономические преступления. - СПб.: Юр. центр
ПРЕСС, 1999. С. 52.
Объективная сторона данных
преступлений представляет собой
общественно опасное деяние (действие и (или)
бездействие), состоящее в нарушении
установленного порядка экономической
деятельности. При этом порядок ведения
экономической деятельности
регламентируется в основном не в
диспозициях статей главы 22 УК РФ, а в
федеральных законах, прежде всего в ГК РФ,
других законодательно - нормативных актах,
что еще раз подтверждает бланкетный
характер подавляющего числа статей всего
раздела VIII УК РФ.
Общественная
опасность преступлений в сфере
экономической деятельности заключается в
том, что в результате данных посягательств
причиняется существенный ущерб не только
экономическим интересам государства, но и
всем иным субъектам, связанным с
экономической деятельностью.
Характеризуя противоправность
преступлений в сфере экономической
деятельности, подчеркнем, что эти
преступления, в свою очередь, нарушают не
только нормы УК РФ и бланкетные нормативно -
правовые акты, но одновременно и
Конституцию РФ, что, можно сказать,
предопределяет повышенную степень их
общественной опасности.
Субъективная
сторона всех исследуемых преступлений
главы 22 УК РФ выражается в умышленной вине
и, как правило, совершается с умыслом
(прямым или косвенным) по отношению к
преступным последствиям.
Субъектом
преступлений могут быть как должностные,
так и иные (частные) лица, достигшие к
моменту совершения преступления
шестнадцати лет. Содержание понятия
должностного лица раскрывается в пункте 1
примечания к статье 285 УК РФ.
Все
преступления, предусмотренные в главе 22 УК
РФ, правоведы условно делят на семь или
девять групп. Наиболее удачной следует
признать классификацию системы
преступлений в сфере экономической
деятельности, предложенную профессором Б.В.
Волженкиным:
1. Преступления
должностных лиц, нарушающие установленные
Конституцией и федеральными законами
гарантии осуществления экономической, в
том числе предпринимательской,
деятельности, права и свободы ее
участников: воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности - статья
169, регистрация незаконных сделок с землей -
статья 170. Здесь посягательства на порядок
осуществления экономической
(предпринимательской) деятельности
совершаются как бы извне, со стороны тех
лиц, которые обязаны обеспечивать и
контролировать этот порядок.
2.
Преступления, нарушающие общие принципы
установленного порядка осуществления
предпринимательской и иной экономической
деятельности: незаконное
предпринимательство - статья 171; незаконная
банковская деятельность - статья 172;
лжепредпринимательство - статья 173;
легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных
незаконным путем, - статья 174; приобретение
или сбыт имущества, заведомо добытого
незаконным путем, - статья 175. Данные
преступления нарушают порядок
осуществления экономической
(предпринимательской) деятельности
"изнутри", самими участниками этой
деятельности.
3. Преступления против
интересов кредиторов: незаконное получение
кредита - статья 176; злостное уклонение от
погашения кредиторской задолженности -
статья 177; неправомерные действия при
банкротстве - статья 197. Кредитные отношения
- важнейший элемент рыночной экономики и
государство активно защищает интересы
кредиторов.
4. Преступления, связанные с
проявлениями монополизма и
недобросовестной конкуренции. Эти деяния
посягают на основной признак рыночной
экономики, ее главный рычаг - конкуренцию. К
ним следует отнести: монополистические
действия и ограничение конкуренции - статья
178; принуждение к совершению сделки или к
отказу от ее совершения - статья 179;
незаконное использование товарного знака -
статья 180; заведомо ложная реклама - статья
182; незаконные получение и разглашение
сведений, составляющих коммерческую или
банковскую тайну - статья 183; подкуп
участников и организаторов
профессиональных спортивных соревнований
и зрелищных коммерческих конкурсов - статья
184.
5. Преступления, нарушающие
установленный порядок обращения денег и
ценных бумаг: злоупотребления при выпуске
ценных бумаг (эмиссии) - статья 185;
изготовление или сбыт поддельных денег или
ценных бумаг - статья 186; изготовление или
сбыт поддельных кредитных либо расчетных
карт и иных платежных документов - статья 187.
Эти преступления, нарушая установленный
порядок обращения денег и ценных бумаг,
посягают на финансовые интересы
государства и других участников
экономической деятельности.
6.
Преступления против установленного
порядка внешнеэкономической деятельности
(таможенные преступления): контрабанда -
статья 188; незаконный экспорт технологий,
научно - технической информации и услуг,
используемых при создании оружия массового
поражения, вооружения и военной техники, -
статья 189; невозвращение на территорию
Российской Федерации предметов
художественного, исторического и
археологического достояния народов
Российской Федерации и зарубежных стран -
статья 190; уклонение от уплаты таможенных
платежей, взимаемых с организаций или
физического лица, - статья 194.
7.
Преступления против установленного
порядка обращения валютных ценностей
(валютные преступления): незаконный оборот
драгоценных металлов, природных
драгоценных камней или жемчуга - статья 191;
нарушение правил сдачи государству
драгоценных металлов и драгоценных камней -
статья 192; невозвращение из-за границы
средств в иностранной валюте - статья 193.
8. Преступления против установленного
порядка уплаты налогов и страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды
(налоговые преступления): уклонение
физического лица от уплаты налога или
страхового взноса в государственные
внебюджетные фонды - статья 198; уклонение от
уплаты налогов или страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды с
организаций - статья 199.
9. Преступления
против прав и интересов потребителей: обман
потребителей - статья 200; нарушение правил
изготовления и использования
государственных пробирных клейм - статья 181
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Волженкин Б.В. Там же. С. 57 - 58.
Несмотря на
условный характер приведенной
классификации, она имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.
Практическая ценность данной
классификации заключается в том, что, с
одной стороны, она способствует более
лучшему восприятию и изучению составов
преступлений главы 22 УК РФ, а с другой
стороны, позволяет правоприменителю четко
разграничить отдельные составы главы 22 УК
РФ по объекту.
И еще что может быть общим
для всех составов главы 22 УК, - некоторые
общие критерии криминализации
экономических правонарушений.
В
качестве критериев криминализации
экономических правонарушений, их
криминообразующих признаков Уголовный
кодекс 1996 г., отказавшись от
конструирования составов с
административной преюдицией, чаще всего
использует:
1) характер причиненного
последствия. Во многих составах
преступлений в данной главе обязательным
условием уголовной ответственности
является причинение крупного ущерба (ст. 171 -
173, 176, 180, ч. 2 ст. 183, 195 - 197), либо значительного
ущерба (ст. 182), либо тяжких последствий (ст.
196);
2) размеры (размах, масштаб)
правонарушающей экономической
деятельности (ст. 171, 172, 177, 180, 188, 192 - 194, 198 -
200);
3) способ действия - обман, подкуп,
угрозы, сговор (ст. 176, 178, 179, 183 и др.);
4)
мотивация - корыстная или иная личная
заинтересованность (ст. 170, 173, 181, 182, ч. 2 ст. 183,
196) или особая цель деятельности (ст. 173, ч. 1
ст. 183, ст. 184, 197).
Многие статьи в главе
"Преступления в сфере экономической
деятельности" имеют бланкетную или
описательно - бланкетную диспозицию. Такой
прием описания составов экономических
преступлений понятен и вполне допустим,
поскольку данные преступления нарушают
порядок осуществления предпринимательской
или иной экономической деятельности,
установленный различными отраслями права в
соответствующих законах, регулирующих
экономическую деятельность. Естественно,
это вынуждает правоприменителя норм
уголовного закона систематически
обращаться к действующему гражданскому,
таможенному, финансовому, налоговому и т.д.
законодательству.
КВАЛИФИКАЦИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ
ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТ. 169 УК РФ)
Законодатель,
конструируя статью 169 УК РФ, видимо,
стремился с одной стороны, создать
дополнительные гарантии деятельности
государства в сфере правового
регулирования в экономике, а с другой
стороны, защитить конституционные права
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, как хозяйствующих субъектов
и