Организационно-правовые условия формирования ведомственной системы военных организаций как юридических лиц
ВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В.В.
БАРАНЕНКОВ
Бараненков В.В., к.ю.н., доцент,
полковник юстиции.
Одним из ключевых
вопросов надлежащего правового
регулирования финансово-хозяйственной
деятельности военных организаций
Вооруженных Сил, иных ведомств, в которых
законодательством предусмотрена военная
служба (далее именуются - ведомства),
по-прежнему остается неопределенность
гражданско-правового положения
значительного количества таких
организаций.
Анализ существующего
состояния гражданско-правового положения
военных организаций позволяет выделить ряд
нерешенных вопросов:
1.
Гражданско-правовое положение целого ряда
организаций пока четко не определено (они
не являются ни юридическими лицами, ни
структурными подразделениями юридических
лиц).
2. Ряд учреждений одновременно
являются структурными подразделениями
других учреждений (например, некоторые
управления Минобороны России являются
одновременно юридическими лицами), что
противоречит ГК РФ.
3. Учредительные
документы ряда организаций не
соответствуют требованиям ГК РФ (не все
учреждения имеют устав).
4. Создание,
реорганизация, ликвидация организаций в
отдельных случаях происходит без учета
требований гражданского, трудового
законодательства.
В целях упорядочения
системы юридических лиц, обеспечения
надлежащего контроля их
финансово-хозяйственной деятельности,
защиты имущественных и неимущественных
интересов ведомства в целом и отдельных
организаций в частности целесообразно:
1. Организовать систематический учет
юридических лиц ведомства, их
учредительных документов.
2. Выработать
единые подходы к созданию, реорганизации и
ликвидации юридических лиц.
3.
Разработать примерные уставы для каждого
вида организаций ведомства, а также
примерные положения об учреждениях каждого
вида и внести в законопроект "О военных
учреждениях" положение о том, что военные
учреждения могут действовать на основании
общего положения об организациях данного
вида.
4. Организовать приведение
гражданско-правового положения военных
организаций как юридических лиц в
соответствие с законодательством.
При
формировании системы юридических лиц
ведомства следует учитывать следующее:
1. Все штатные организации должны быть или
юридическими лицами, или структурными
подразделениями юридических лиц.
2.
Организации, наделяемые статусом
юридического лица, должны быть
относительно самостоятельны и обособлены
(организационно и имущественно) от других
юридических лиц.
3. Юридическое лицо не
может быть одновременно структурным
подразделением другого юридического
лица.
4. Юридические лица - военные
организации, полностью или частично
финансируемые из федерального бюджета,
создаваемые за счет штатной численности
ведомства, могут быть только бюджетными
учреждениями или федеральными унитарными
предприятиями.
5. В случае наделения
организации статусом юридического лица она
фактически становится организацией
центрального подчинения. Передача
имущества, закрепленного за такой
организацией на праве оперативного
управления, другим организациям не
допускается ГК РФ. Таким образом, в случае
наделения статусом учреждения большого
количества организаций ведомства маневр
имущественными средствами может быть
затруднен. Кроме того, финансовое и
материально-техническое обеспечение одних
учреждений не может осуществляться за счет
других учреждений.
6. Каждое юридическое
лицо должно самостоятельно вести
бухгалтерский учет, защищать в суде свои
имущественные и неимущественные права, что
требует создания в каждом юридическом лице
мощных соответствующих подразделений,
способных обеспечить решение таких
задач.
7. Создание большого количества
самостоятельных учреждений затруднит
контроль их финансово-хозяйственной
деятельности, управление ими.
8.
Предпринимательская и иные виды приносящей
доходы деятельности могут осуществляться
военными учреждениями только в случае
прямого указания такого вида деятельности
в выданном учреждению разрешении на
открытие лицевых счетов по учету средств,
полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, в органах
федерального казначейства (на основании
Генерального разрешения, выданного
соответствующему федеральному органу
исполнительной власти Минфином России).
Рассматривая систему юридических лиц
ведомства, крайне важно определить "базовые
элементы" этой системы - иными словами,
какие именно структурные части ведомства
должны быть наделены статусом юридического
лица, для того чтобы вся организация могла
эффективно действовать именно в качестве
единой системы.
С учетом изложенного в
целях обеспечения управляемости
организаций ведомства, обеспечения
своевременного маневра имуществом,
функционирования ведомства как единой
финансово-хозяйственной системы
целесообразно систему юридических лиц
строить по регионально-функциональному
принципу, наделяя статусом юридических лиц
военные организации, непосредственно
подчиненные федеральному органу
исполнительной власти, с включением в них
подчиненных им организаций в качестве
структурных подразделений.
С учетом
специфики финансового,
материально-технического обеспечения
система юридических лиц может
подразделяться на подсистемы (военных
округов и т.д.). Таким образом, "отраслевые"
подсистемы юридических лиц (по видам
органов) с соответствующей "вертикалью"
управления, контроля, финансового и
материально-технического обеспечения в
целом будут составлять единую систему
юридических лиц.
Система юридических
лиц ведомства может быть построена только
по двухуровневому принципу. При этом
юридические лица ("базовые элементы"
системы) наделяются имуществом на праве
оперативного управления <*>, составляя
при этом как бы один уровень указанной
системы, другой же уровень может занимать
только субъект права, являющийся
собственником указанного имущества или
наделенный правомочиями собственника
(федеральный орган исполнительной власти).
Общее руководство всей системой
юридических лиц при этом может
осуществляться федеральным органом
исполнительной власти, для чего он должен
быть наделен соответствующими
полномочиями (включая отдельные полномочия
собственника государственного
имущества).
--------------------------------
<*>
Унитарные предприятия наделяются
имуществом на праве хозяйственного
ведения.
"Укрупнение" юридических лиц
позволяет уменьшить количество
управляемых объектов, создать в них
работоспособные экономические
(бухгалтерские) и юридические
подразделения, сконцентрировав в них
высококвалифицированных специалистов,
обеспечив необходимую централизацию и
эффективность управления, бухгалтерского
учета, защиты прав и интересов военных
организаций.
Необходимо также отметить,
что в интересах повышения результативности
финансово-экономической деятельности
ведомства в целом указанные юридические
лица должны быть объединены не просто в
некую совокупность "под общей вывеской", а в
единую хозяйственную систему.
В
частности, необходим консолидированный
бухгалтерский учет, единая система
локальных нормативных актов, единая
система защиты прав и интересов
организаций ведомства.
В этих целях
представляется целесообразным в проект
Федерального закона "О военных учреждениях"
внести положения, наделяющие федеральный
орган исполнительной власти правом изымать
излишнее, неиспользуемое либо используемое
не по назначению имущество (по крайней мере
- движимое) для их последующей передачи
другим структурным подразделениям
ведомства. Указанные меры позволят
федеральному органу исполнительной власти,
не нарушая самостоятельной
правосубъектности юридических лиц,
входящих в ведомственную систему,
оперативно перераспределять между ними
материальные средства и иное имущество.
Также представляется необходимым наделить
федеральный орган исполнительной власти
правом самостоятельного создания
юридических лиц, а также всеми правами
учредителя для осуществления максимально
эффективного управления юридическими
лицами, входящими в ведомственную систему,
в интересах выполнения поставленных перед
ведомством задач.
Закон и армия, 2005, N 7