Некоторые аспекты организации воспитания военнослужащих средствами православного искусства
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОГО
ИСКУССТВА
Е.Е. ДЬЯЧЕНКО, М.И.
ДОЛЖЕНКОВА
Современные тенденции
реформирования воспитательной работы в
армии связаны с возрождением традиций
деятельности в воинских частях Русской
Православной церкви. Священнослужители не
только выполняют миссионерские задачи и
психокоррекционные функции, но
способствуют воспитанию воинов на
традициях героического прошлого
российской армии, формируют духовную
культуру молодых воинов. Но вся
деятельность не носит системного
целенаправленного характера, поскольку
официально церковь отделена от такого
государственного института, как армия.
Кроме того, в воспитательной работе в армии
практически не используется потенциал
православного искусства. На разрешение
указанных противоречий был направлен
формирующий эксперимент, который
осуществлялся в период с 2000 по 2003 г. Базой
экспериментальной работы послужила Первая
мобильная бригада Шиханского гарнизона.
Сотрудники воспитательного отдела 1-й
мобильной бригады в качестве одной из
важнейших задач рассматривают пробуждение
у солдат здорового интереса к истории
Отечества и его православной культуры.
Основными формами духовно-нравственного и
патриотического воспитания являются
встречи с духовенством, присутствие
духовенства на армейских
культурно-воспитательных мероприятиях,
участие православных воинов в
богослужениях, формирование православных
библиотечек в каждой комнате досуга,
проведение традиционных Рождественских и
Пасхальных торжеств, творческая работа
воинов в армейском хоре и театральной
студии, участие воинов в семинарах по
православному просвещению.
В части был
создан хор, который воссоздает традиции
исполнения воинством патриотических
(марши, казачьи песни) и духовных (тропари,
стихиры, молитвы) песнопений. Мужской хор,
поющий в академической манере, стал
заметным явлением в культурной жизни
Саратовской области. Его приглашают для
участия в конкурсах и иных многочисленных
городских и областных мероприятиях.
Творческая деятельность хора во многом
способствовала поднятию престижа
Вооруженных Сил России.
Этим же целям
служит функционирующая в части театральная
студия "Витязь". В ее работе участвуют
солдаты, офицеры, члены семей
военнослужащих. Главная задача студии -
через историко-литературно-музыкальные
композиции возродить чувство
национального достоинства, пробудить
интерес к культуре сценической речи,
пропаганде высоких нравственных идеалов со
сцены. Воины, исполняющие на сцене роли
прославленных защитников Отечества,
невольно воспринимают их возвышенные
устремления. Сами солдаты, готовящие
декорации и реквизит, становятся
настоящими исследователями-историками.
Главной идеей постановок является мысль о
том, что любовь к родной российской земле
всегда деятельна, созидательна и
бескорыстна, жертвенна и проистекает из
щедрого сердца россиянина, особенностей
национального характера.
В рамках
данного педагогического проекта был
осуществлен экспериментальный субпроект,
направленный на
художественно-эстетическое и
духовно-нравственное совершенствование
личности воинов средствами православного
искусства.
Целью эксперимента являлось
выявление технологических условий
развития духовно-нравственного и
художественно-эстетического воспитания
военнослужащих в досуговой сфере и на
материале православной художественной
культуры.
В качестве экспериментальной
была внедрена программа "Формирование
основ художественно-эстетической культуры
военнослужащего средствами православного
искусства". Данный курс ориентирован на
расширение знаний солдат в такой
уникальной сфере российской
художественной культуры, каковой является
православное искусство, и имеет целью
формирование у военнослужащих целостного
представления об эстетических
особенностях, образной сфере и
психолого-педагогических аспектах
воздействия культового искусства на
зрителя и слушателя.
При разработке
программы и инструментария эксперимента мы
исходили из того, что основным направлением
этнохудожественного воспитания солдат
срочной службы на основе православного
искусства является формирование четких
представлений на понятийном и
мировоззренческом уровнях о явлениях и
процессах в религиозной художественной
культуре. Данные знания будут
способствовать развитию эстетического
вкуса, ценностных ориентаций и оценочных
суждений относительно эстетических
особенностей произведений православного
искусства, влияния канонов православной
церкви на развитие светских видов и жанров
искусства, художественной культуры России.
Все это обогатит палитру восприятия
искусства, образного мышления, в целом
расширит кругозор и разовьет
интеллектуальные способности
военнослужащих. Следующей ступенью в
формировании творческо-технологических
навыков должно стать освоение
непосредственно художественно-творческих
умений, определенных для конкретного жанра
религиозного искусства (певческих навыков,
навыков изобразительного и
декоративно-прикладного творчества и т.п.).
Следующим уровнем развития
художественно-творческих навыков станет
этап освоения материала, позволяющий вести
активную художественно-коммуникативную
деятельность, то есть непосредственное
участие в распространении знаний о
церковном искусстве, в просветительских и
художественно-массовых мероприятиях,
распространять знания, умения и навыки,
относящиеся к традициям национального
художественного творчества, среди друзей,
родных и близких. Еще одним компонентом и
результатом художественно-творческого
развития должно стать духовно-нравственное
возвышение личности (развитие
оптимистических идеалов и жизненных
установок, способности объективно
оценивать складывающиеся жизненные
ситуации и партнеров по общению,
формирование твердых жизненных установок и
волевых качеств). В процессе эксперимента
условно было выделено три уровня усвоения
материала - высокий, средний и низкий.
Высокий уровень усвоения материала
православной художественной культуры
предполагает ярко выраженный
познавательный интерес к различным
аспектам традиционной культуры
православной церкви, проявляющийся в
чтении дополнительной литературы,
просмотре телепередач и видеозаписей,
посещении (по возможности) храмов, музеев и
выставок, концертных мероприятий, участии в
художественно-массовых мероприятиях. Кроме
того, наблюдаются сформированные
ценностные установки на
художественно-творческую, организаторскую
и коммуникативную деятельность,
содержательно связанную с художественной
культурой православной церкви. Характерной
особенностью этого уровня является
активное творчество военнослужащего в
социальной сфере - участие в общественных
объединениях, широкая просветительская
деятельность. Владение на высоком уровне
технологическими навыками художественной
деятельности в том или ином виде
православного искусства способствует
самореализации военнослужащего.
Эстетические и нравственные образцы
религиозной культуры становятся
личностными идеалами, наблюдается
стремление индивида приобщиться к ним и
усвоить позитивные качества.
Военнослужащий очень хорошо осведомлен о
возможных источниках информации по
проблемам религиозной художественной
культуры, способен творчески использовать
эту информацию при подготовке
художественно-массовых, информационных и
игровых программ, причем при подготовке
этих мероприятий он может ее
реконструировать и варьировать,
представлять в обобщенном виде.
Эксперимент проходил в три этапа. На первом
этапе осуществлялась диагностика
психолого-педагогических компонентов
духовной культуры личности
военнослужащего. В качестве исследуемых
параметров были определены эмоциональные,
нравственные и мотивационные реакции в
области православной культуры и
религиозного искусства.
На втором этапе
эксперимента исследование сопровождало
внедрение и реализацию авторской
педагогической модели, включающей комплекс
учебно-воспитательной работы в рамках
спецкурса "Формирование основ
художественно-эстетической культуры
военнослужащего средствами православного
искусства", а также функционирование
любительских творческих коллективов - хора
"Щит веры" и театральной студии "Витязь".
На этом этапе предметом анализа стали
когнитивно-мотивационные аспекты
художественно-эстетического воспитания и
любительского творчества.
На
заключительном этапе в центре внимания
оказались аспекты ценностного отношения
солдат к православному искусству, а также
влияние художественно-эстетического
воспитания на основе православного
искусства на психологический климат в
малой группе. Эмпирические данные были
получены с помощью традиционных тестов,
адаптированных к сфере военной психологии
и педагогики и отражающих позитивные
изменения в ценностно-ориентационной сфере
личности и психологическом климате в
солдатском коллективе.
По результатам
тестирования выявлено значительное
превышение показателей, характеризующих
позитивные психологические
новообразования в экспериментальной
группе в сравнении с контрольной. Так,
количество солдат, реально и оптимистично
оценивающих жизненную ситуацию в армейской
среде, в экспериментальной группе
оказалось на 10% больше, чем в контрольной,
что позволяет констатировать факт
стимулирования посредством внедренного
проекта преобладающих жизнеутверждающих
оптимистических настроений в
экспериментальной группе и чувства
уверенности в будущем. В среднем на 6 - 12%
отличаются показатели сформированности
волевых качеств у участников
экспериментальной и контрольной групп.
По результатам тестирования были выявлены
существенные различия в оценочных
показателях социально-психологического
климата задействованных в эксперименте
групп: участники экспериментальной группы
набрали 993 балла, а члены контрольной группы
оценили психологический климат их
коллектива в 635 баллов по результатам
тестирования по методике Л.Н. Лутошкина.
Дальнейшее изучение результатов
психолого-педагогического воздействия
программы осуществлялось с помощью цикла
тестовых мероприятий.
По всем
исследуемым параметрам
(ценностно-ориентационным, мотивационным,
когнитивным и социально-психологическим)
были отмечены показатели превышения
оценочных параметров в экспериментальной
группе над контрольной. Разница параметров
составляет от 1 до 4 баллов, что
свидетельствует о существенном влиянии
целенаправленного педагогического
воздействия на формирование
духовно-нравственной и эстетической
культуры военнослужащих, повышение их
социальной и творческой активности.
Следует предположить, что различия в
оценочных параметрах могли бы быть более
существенными, если бы участники
контрольной группы не были включены в общую
программу православного воспитания данной
воинской части.
Большинство участников
экспериментальной группы обладают высоким
уровнем, характеризующимся активным
творчеством военнослужащего в социальной
сфере (участием в общественных
объединениях, просветительской
деятельностью, владением технологическими
навыками художественной деятельности). У
этой группы военнослужащих эстетические и
нравственные образцы религиозной культуры
стали личностными идеалами. У них
наблюдается стремление больше узнать,
приобщиться, принять деятельное участие в
программах и мероприятиях, связанных с
возрождением традиций православной
художественной культуры. Тем самым была
подтверждена эффективность предложенной
экспериментальной модели, выявлены
позитивные и негативные тенденции
педагогического процесса, требующие
развития или корректировки.
Закон и
армия, 2005, N 7